Преодоление орфографических ошибок на уроках французского языка

Разделы: Иностранные языки

Классы: 9, 10, 11


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. попросту говоря, обучение общению на иностранном языке.
В условиях роста интереса к жизни, культуре других стран, появившейся возможности эти страны посетить наиболее востребованной методикой преподавания иностранных языков из множества существующих является коммуникативный метод, при котором устное общение – основа обучения. При этом из 4 аспектов речевой компетенции (говорения, аудирования, чтения и письма) основной акцент делается именно на говорении и восприятии на слух, а письменная речь оказывается в тени. Упражнений, направленных на формирование грамматических и, особенно, орфографических навыков часто недостаточно. Вместе с тем, человек, пусть даже безупречно владеющий устной речью, но не умеющий грамотно писать, не может считаться образованным.

Известно, что при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ наибольшее затруднение вызывают разделы «Лексика и грамматика» и «Письмо». При выполнении лексико-грамматических заданий чаще выявляется незнание грамматики, а в случае создания самостоятельного текста при написании личного письма и при рассуждении на заданную тему более распространены орфографические ошибки. Источником орфографических ошибок нередко бывает омонимия и ее частный случай – омофония. Ученик, привыкший к звуковой форме слова, не может выбрать правильную орфографическую и грамматическую форму на письме.

Поясню это на примере. Во французском языке существуют слова mais (но) и mes (мои). Фонетическая разница в произношении этих слов незначительная, и ученики воспринимают их звучание как одинаковое, что приводит к подмене одного слова другим.

Во избежание подобных ошибок я использую упражнения, созданные мною самостоятельно или найденные в сборниках упражнений по орфографии. Выполнению этих упражнений предшествует обычно разбор предложений по членам и установление принадлежности спорных слов к определенной части речи.

Например, в предложениях C’est Nicolas. и Nicolas sait nager. cлова с’est и sait произносятся одинаково, но, в первом случае, это сочетание указательного местоимения се с глаголом est – être (подлежащее и сказуемое), а во втором – форма глагола savoir (сказуемое).
Распространенной ошибкой бывает опущение надстрочных знаков: à - предлог и а - форма глагола avoir, où - «где» и ou - «или».

Не всегда различают указательное прилагательное се и возвратное местоимение se, притяжательное прилагательное son и глагол être в форме 3 лица множественного числа – sont, союз et и глагольную форму est. Ниже предлагаются отдельные примеры используемых мною упражнений для преодоления указанных трудностей. Они могут быть применены на продвинутом этапе обучения, в 9–11 классах.

Упражнения:

I. Complétez avec a ou à.

Exemple : Jean n’a pas beaucoup d’amis.

  1. Vous savez …… qui est ce chien?
  2. Il me reste un exercice …… faire.
  3. Qui …… pris mon sac ?
  4. C’est …… vous de jouer, Hubert.
  5. Il y …… une personne qui vous demande.
  6. Ce film n’est pas facile …… comprendre.
  7. La maison la plus proche est …… deux kilomètres.
  8. Nous commençons …… travailler en septembre.

Corrigés : 1. à 2. à 3. a 4. à 5. a 6. à 7. à 8. à

II. Soulignez l’élément qui convient.

Exemple : Il n’pas dit ou/ il allait.

  1. Du vin blanc ou/où du vin rouge ?
  2. D’ou/où venez-vous ?
  3. Je ne sais pas ou/où il est.
  4. Par ou/où êtes-vous entré ?
  5. Jusqu’ou/où avez-vous marché ?
  6. Nous irons à la mer ou/où à la montagne ?
  7. C’est la ville ou/où je suis né.
  8. Au cas ou/où il pleuvra, je ne viendrai pas.

Corrigés: 1. ou 2. 3. ou 4. où 5. où 6. ou 7. où 8. où

III. Remplacez les points par ce ou par se.

  1. Un petit tablier rouge …… gonflait mollement à la brise. (M. Genevoix)
  2. Et donc, …… matin de septembre, il …… sentais joyeux. (E. Pérochon)
  3. Le soleil …… couche en …… moment et l’ombre est tombée sur nous. (Lamartine)
  4. Il est très beau …… gros bouchon rouge qui flotte. (E. Pérochon)

Corrigés: 1. se 2. ce, se 3. se, ce 4. ce

IV. Remplacez les points par ces ou par ses.

  1. Le coq fait le beau et gonfle …… plumes. (J. Renard)
  2. La pluie tombait avec violence, …… rafales étaient glacées. (M. Genevoix)
  3. Vous avez déjà fait …… exercices d’orthographe ?
  4. Je n’aime pas cet auteur, je trouve que …… livres sont mal écrits.
  5. À 30 ans, il habite encore chez …… parents

Corrigés: 1. ses 2. ces 3. ces 4. ses 5. ses

V. Remplacez les points par c’est ou par s’est.

  1. Ce film raconte l’histoire d’un homme qui …… transformé en animal.
  2. Il n’a jamais vu cela, il ne sait pas ce que …… .
  3. Tu crois que …… possible ?
  4. Le téléphone portable que …… offert Laurent ne marche plus.
  5. Delphine …… levée de bonne heure.

Corrigés: 1.s’est 2.c’est  3.c’est. 4.s’est 5.s’est

VI. Упражнение может быть в виде небольшого диктанта:

Le garçon est capable, mais paresseux.
Je mets mes chaussures jaunes.
Mais oui, tu as raison !
Je suis content de mes compétences.
Mais où sont mes amis ?

Le grand-père dort dans son fauteuil.
L’enfant brosse son vêtement.
Les mécaniciens sont à l’ouvrage.
Le chasseur appelle son chien.
Les bateaux sont au port.
Les promeneurs sont dans la forêt.
Armelle prend son cartable.
Les automobilistes sont en panne.

В заключение, можно предложить учащимся в качестве диктанта текст, включающий материал всех указанных упражнений.

Antoine s’est perdu dans la forêt. Ses jambes sont fatiguées, son corps a mal. Il a peur. Qui sait aller? C’est un problème à résoudre! Est-ce qu’il faut crier, aller à l’aventure ou se résigner à son sort et passer la nuit sur la terre? La situation est difficile, mais il faut agir! ”Mes parents m’attendent” – pense-t-il.

При желании, любой преподаватель может продолжить эту историю.

Литература.

  1. Isabelle Chollet, Jean-Michel Robert. Orthographe. 450 nouveaux exercices. CLE International/SEJER, 2004
  2. E. Bled, O. Bled. Cours d’orthographe. Hachette, 1985
  3. Jeanine et Jean Guion. Apprendre l’orthographe. Hatier Paris. 1991