Рабочая авторская программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста». 5–6-е классы

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

«Комплексный анализ текста» - курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5-6 классов. Ведение этого курса имеет особую важность в силу ряда причин.

Свободное владение русским языком - обязательное усло­вие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Данная программа содержит практический блок, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку.

Представленный курс внеурочной деятельности непосредственно связан с основным курсом русского языка 5-6 классов, расширяет и углубляет его, даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ - компетентности). То углубление и расшире­ние знаний учащихся, которое предусматривает данный курс,  доступно, научно и соответствует языковой системе.
Материалом для комплексного обучения языку и речи служит  текст как основ­ная дидактическая единица, которая позволяет раскрыть смысловое значение слова в контексте, уяснить выразительно - изобразительную функцию слова. Такую целенаправленную работу позволяет осуществить комплексный анализ текста, который может рассматриваться как «измеритель» языковой подготовки учащихся и позволяет отработать трудные случаи правописных умений и навыков.

В связи с недостаточностью урочного учебного времени эту объёмную по времени ра­боту целесообразно проводить отдельными занятиями, позволяющи­ми систематизировать и объединить все задания, выполненные ранее на уроках в отдельности. Содержание программы рассчитано на учащихся с разными учеб­ными возможностями, т.к. комплексный анализ текста включает в себя различные по сложности задания. Актуальность курса «Комплексный анализ текста» заключается в том, что данный курс поможет подготовиться к итоговой государственной аттестации за курс основной школы в новой форме. Программа имеет практическую направленность и рассчитана на 70 часов. Этого времени, конечно же, недоста­точно для доведения действий учащихся до совершенства, но позво­лит соединить в целое обучение языку и речи.

Общая характеристика курса

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цель программы:  расширение лингвистического кругозора учащихся.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

Образовательные:

  • развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную  культуру;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

  • развивать  языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
  • развивать  мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать  гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Занятия курса направлены на систематиза­цию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позво­лит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.

Описание места курса в учебном плане

Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Комплексный анализ текста» реализуется в части, формируемой участниками образовательного процесса Учебного плана, в объеме 70 часов (1 час в неделю в 5-6 классах, по 35 часов, соответственно).

Курс «Комплексный анализ текста» включает в себя уроки закрепления и комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний из разных областей русского языка, практические занятия по комплексному анализу текста, практические и зачетные работы. В процессе обучения используется тексты из рабочей тетради А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста», а также из рабочих тетрадей Богдановой Г.А. Задания для зачетных работ взяты из пособий Селезневой Е.В. (6 кл.) и Потаповой Г.Н. (5 кл.).

Наиболее привлекательными формами работы являются  практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. Задания составлены таким образом, что с их помощью проверяется подготовка учащихся по разным разделам русского языка: фонетике, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии и синтаксису. Кроме того, есть и задания, которые проверяют умения по текстоведению: способность сопоставлять содержание прочитанного или прослушанного текстов, вдумчиво вчитываться в предложенный текст, определять и доказывать его стилевую принадлежность и тип речи, устанавливать средства связи в прочитанном тексте, составлять план текста. Посещая данный курс, учащиеся ознакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что поможет им не только осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, но и подготовиться к итоговой аттестации.
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, различные виды пересказа и чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, мини-сочинения), а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.  Предусмотрены по три урока контроля, оценки и коррекции знаний в форме зачетной работы. Также запланированы различные творческие работы.

Ведущей  технологией в  учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения. В качестве ведущих методов  применяются метод проблемного изложения,  частично-поисковый (эвристический)  метод. 

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:

  • гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
  • идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
  • патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
  • национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

Содержание курса «Комплексный анализ текста» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

  • Потребность в самовыражении и самореализации.
  • Умение вести диалог.
  • Устойчивый познавательный интерес.
  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию.
  • Устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.
  • Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание.Анализ условий  достижения цели.
  • Планирование путей достижения цели.
  • Установка целевых приоритетов.
  • Контроль и управление своим временем.
  • Контроль результатов и способов действия.
  • Самостоятельная оценка и корректирование выполнения действия.
  • Основы прогнозирования.
  • Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
  • Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании.
  • Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели.
  • Управлять своим поведением и деятельностью.
  • Осуществлять познавательную рефлексию.
  • Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности.
  • Преодолевать трудности.

Коммуникативные УУД

  • Формулировать собственное мнение и позицию.
  • Учитывать разные мнения.
  • Сравнивать разные точки зрения.
  • Аргументировать свою точку зрения.
  • Задавать вопросы.
  • Сотрудничать, осуществляя планирование,  взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.
  • Адекватно использовать речь, языковые и  речевые средства.
  • Работать в группе.
  • Основы коммуникативной рефлексии.
  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
  • Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.
  • Продуктивно разрешать конфликты.
  • Брать на себя инициативу.
  • Оказывать поддержку и содействие.
  • Осуществлять коммуникативную рефлексию.
  • Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета.
  • Давать определение понятиям.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Обобщать понятия.
  • Строить логическое рассуждение.
  • Объяснять явления, процессы.
  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
  • Основы ознакомительного, изучающего чтения.
  • Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.
  • Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.
  • Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.
  • Выдвигать гипотезы.
  • Проверять гипотезы.
  • Делать умозаключения и выводы.
  • Основы рефлексивного чтения.

 

 

ИКТ-компетентность

  • Искать и хранить информацию.
  • Пользоваться устройствами ИКТ.
  • Создавать письменные сообщения.
  • Осуществлять коммуникации.
  • Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
  • Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.

 

Материально-техническое обеспечение курса

Лингвистические словари

  1. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жу­ков. - М.: Просвещение, 2003.
  4. Лекант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка   П. А. Лекант, В. В. Леденева. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Семенюк А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Ма­тюшина. - М.: Просвещение, 2006.

Информационно-коммуникационные средства

  1. 1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
  2. 1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

Учебно-практическое обеспечение курса

  1. Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч.- М.: Издательский дом «Генжер»,2015г. -  62 с.
  2. Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 6 класса. В 2-х ч.- М.: Издательский дом «Генжер»,2015г. - 64с.
  3. Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. ФГОС - М.: Издательство «Экзамен», 2015г. -126с.
  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс.-  М.:ТЦ Сфера, 2015г. - 96с.
  5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс. -  М.:ТЦ Сфера, 2015г. - 96с.
  6. Селезнева Е.В. Зачетные работы по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 6 класс». ФГОС.- М.: Издательство «Экзамен», 2016.- 96с.
  7. Потапова Г.Н. Зачетные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику)- М.: Издательство «Экзамен», 2016г.- 94с.                

Учебно-тематический план курса

№ темы

Тема раздела

Количество часов в 5 кл.

Количество часов в 6 кл.

Всего

1

Язык, речь, общение

2

1

3

2

Повторение изученного в начале года

2

3

5

 

Синтаксис и пунктуация

7

-

7

3

Фонетика

2

-

2

4

Лексика

3

4

7

5

Морфемика

5

3

8

6

Имя существительное

3

6

9

Имя прилагательное

3

4

7

Имя числительное

-

3

3

Местоимение

-

4

4

Глагол

5

4

9

7

Повторение в конце года

3

3

6

 

 

35

35

70

Содержание обучения курса

  1. Введение. Язык, речь, общение (3 ч)

Язык, слово, речевое общение, текст, виды текстов. Основные единицы  языка, их признаки. Расширить представление о русском языке; осознавать эстетическую функцию родного языка; Уметь отличать художественный стиль от научного стиля, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.

  1. Повторение изученного в начале года (5 ч)

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы, делать изученные разборы. Осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.

  1. Синтаксис и пунктуация (7 ч)

Словосочетание, предложение, текст. Простое и сложное предложение. Простое осложненное предложение. Уметь  правильно ставить знаки препинания в ПП и между частями СП. 

  1. Фонетика (2 ч)

Буква и звук. Согласные и гласные звуки. Фонетический разбор слова. Орфоэпический словарь. Уметь различать гласные и согласные звуки, делать фонетический разбор слов.

  1. Лексика (7 ч)

Лексика, лексическое и грамматическое значение слова, различные словари. Уметь определять прямое и переносное значение слов, находить средства связи предложений в тексте. Уметь различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять синтаксическую функцию фразеологизмов.

  1. Морфемика (8 ч)

Морфемика и словообразование. Морфемы формообразующие и словообразующие. Способы образования слов. Уметь различать морфемы, составлять слова из разных слов с указанными морфемами, делать морфемный и словообразовательные разборы.

  1. Морфология (32 ч)

Имя существительное (9 ч). Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. Уметь определять синтаксическую роль имени существительного в предложении, делать морфологический разбор.

Имя прилагательное (7 ч). Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. Краткие и полные прилагательные; качественные, относительные и притяжательные прилагательные, особенности их значения, изменения. Уметь определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении, делать морфологический разбор.

Имя числительное (3 ч). Морфологические признаки числительных. Уметь определять синтаксическую роль в предложении, делать морфологический разбор.

Местоимение (4 ч). Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Уметь отличать местоимения от других частей речи, определять синтаксическую роль в предложении, делать морфологический разбор.

Глагол (9 ч). Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) глаголов. Инфинитив, его грамматические особенности. Наклонение глагола, особенности употребления. Уметь определять синтаксическую роль в предложении, делать морфологический разбор.

  • Повторение в конце года (6 ч).

Разноаспектный анализ текста. Морфологические признаки самостоятельных частей речи. Производить элементарный языковой анализ художественного текста, воспринимать художественные и публицистические  тексты во всем многообразии используемых в них языковых и структурно-семантических средств. Выполнять изученные разборы.

Календарно-тематическое планирование курса «Комплексный анализ текста»
представлено в Приложении 1.