Конкурс юных орнитологов "Все о птицах"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Цель: экологическое воспитание обучающихся, формирование знаний о пользе птиц, которую они приносят человеку.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с разными видами птиц;
  • дать информацию об интересных фактах из жизни птиц.

Развивающие:

  • развивать мышление, умение отгадывать загадки, ребусы;
  • развивать инициативу детей в природоохранной деятельности.

Воспитывающие:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережного отношения к птицам в разные времена года.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть. Слайды №1-2

На фоне аудиозаписи “Голоса птиц” дети читают стихотворения.

1-й чтец:

От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встаёт
За собою в путь зовёт:

2-й чтец:

Если вырубить леса.
Пыль пойдёт под небеса,
Высохнут озёра,
Обмелеют реки
И не станут птицы
В пустыне гнездиться.
Это очень грустно,
Когда вокруг пусто.

3-й чтец:

"Люди добрые, - проснитесь!
На работу торопитесь...
Птичий хор уже давно
Раздаётся за окном.

Клип “ Весенняя капель” Слайд №3

4-й чтец: Первый весенний месяц... Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждём наших друзей - пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи... Именно в это время проводится День птиц.

Слайды №4-5

Впервые праздник был организован юннатами Сокольнической биостанции в далеком 1927 году. С тех пор День птиц стал массовым праздником юннатов. И сегодняшняя наша встреча является продолжением этой давней традиции.

Ведущий: Сегодня мы будем юными орнитологами, маленькими исследователями в жизни птиц и отправимся в прекрасный, многообразный мир наших пернатых друзей. Сначала узнаем об удивительных фактах из жизни птиц. Слайд №6

1-й участник: Наверняка не всем известно, что скорость полета скворца - 70 км/ч., зяблика - 55 км/ч., ласточки - 74 км/ч., чайки - 45 км/ч., вороны - 30 км/ч., воробья - 56 км/ч.

2-й участник: Известно ли вам, что размах крыльев у альбатроса - 4 м. у черного грифа и пеликана -2м?

3-й участник: Можете ли вы представить, что земляная кукушка развивает при беге скорость до 35 км/ч., кроншнеп - до 15 км/ч., а домашняя курица может бежать (при угрозе опасности) со скоростью до 14 км в час.

4-й участник: Наверное, не каждый знает, что вес африканского страуса - 90 кг, а высота более 2,5 м, страус эму весит около 50 кг, высота этой птицы -1,7 м.

5-й участник: Не каждый знает и о том, что высота полёта ласточки - 4 км, стрижа - 3 км, лебедя - 2,4 км

6-й участник: Различна и глубина ныряния птиц: у баклана и гагары она доходит до 10 м, у гоголя - до 4, а пингвины могут нырять на глубину до 265 м!

7-й участник: Ученые установили, что в одной кладке у журавля и голубя - по 2 яйца, у большой синицы -15, а страус эму откладывает до 18 яиц.

8-й участник: Знаете ли вы, что у одного вида колибри вес яйца всего лишь 2 мг, у кукушки - 3 г, у гагары -180г, у пингвина - до 500 г, а яйцо страуса весит до 1,5 кг ?

II. Основная часть.

Ведущий: Начинаем конкурс юных орнитологов “Всё о птицах”, который состоит из 4 направлений: викторины, каверзных вопросов, птичьих способностей и птичьего кроссворда. Класс разделен на три команды. Какая команда правильно ответит на большее число вопросов, та и победит в конкурсе.

Конкурс 1. Викторина Слайды №7-8

Вопросы для викторины.

(Задаются поочередно для каждой команды.)

  1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
  2. Какую птицу называют “лесной кошкой”. (Сову. За ее способность охотиться ночью.)
  3. Как зовут птицу-гадалку? (Кукушка.)
  4. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)
  5. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)
  6. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)
  7. Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж)
  8. Самая маленькая птичка планеты? (Колибри, ее размер 1,5-2 см)
  9. Какая птица “коллекционирует” блестящие предметы? (Сорока.)
  10. Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сова.)
  11. Какая лесная птицы считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни более 120 лет.)
  12. На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нем?
    Нет, хозяин не боится со скалы крутой скатиться –
    Есть два могучих крыла у этой птицы, у ... (орла)

Конкурс 2. “ Каверзные вопросы” Слайд №9

Вспомните русские народные сказки, главными героями которых являются птицы.

(“Летел орел”, “Одиннадцать лебедей”, “Птичий язык”, “Белая уточка”, “Гуси-лебеди”, “Ворона”, “Петушок - золотой гребешок”, “Жар-птица и Василиса-царевна”, “Белая лебедушка”, “Лиса и журавль” и др.)

В Японии в обязательном порядке школьники на завтрак должны съедать по два сырых перепелиных яйца. Согласно предписаниям закона, за этим должны неукоснительно следить учителя.

- Почему в Японии в школьных столовых традиционным кушаньем являются перепелиные яйца, да еще в сыром виде?

(Во-первых, перепелиное яйцо в вареном виде теряет все свои полезные качества и ценные витамины. Во-вторых, в одном перепелином яйце в два раза больше калия, кальция и других полезных для растущего организма ребенка веществ, чем в обычном курином. По своей ценности и калорийности одно перепелиное яйцо заменяет два куриных, и это несмотря на свой крошечный размер! Ну и в-третьих, перепелиные яйца хорошо усваиваются организмом и ими практически невозможно отравиться, в отличие от куриных.)

  1. У какой птицы нос мешком, шея крючком? Слайд №10
    Подсказка: на “пэ” начинается, на “эн” кончается. (Пеликан.)
  2. Какая птица носит название строительного инструмента? Подсказка: на “тэ” начинается, на “ка” кончается.(Топорок.)
  3. Самая маленькая птичка России?
    Подсказка: ее в шутку прозвали родственницей короля. (Королек.)

Физкультминутка “Прилетели птицы” Слайд №11

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем:

Прилетели птицы: Голуби, синицы. Мухи и стрижи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы. Аисты, вороны. Галки, макароны
Прилетели птицы: Голуби, синицы. Страусы, моржи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы. Чибисы, чижи. Галки и стрижи. Аисты, кукушки
И даже ватрушки.
Прилетели птицы: Голуби, синицы. Чибисы, чижи. Галки и стрижи, Комары, кукушки.
Прилетели птицы: Голуби, синицы. Чибисы, чижи. Галки и стрижи. Аисты, кукушки.
Лебеди, скворцы. Все вы молодцы!

Конкурс 3. “Птичьи способности”. Слайды №12-20

Ведущий: Условие конкурса: вспомнить и назвать птиц, обитающих на территории России, по следующим номинациям:

  • Самые лучшие певцы: а) в поле; б) в роще; в) в лесу. (Жаворонок, соловей, певчий дрозд.)
  • Самые лучшие летуны: а) проворней всех; б) дальше, выше всех; в) быстрее всех.
  • (Проворней всех ласточка. Дальше и выше всех летают орлы и грифы. Быстрее всех — стрижи.)
  • Самые большие и сильные. (Орел, беркут, дрофа.)
  • Самые яркие. (Иволга, фазан, сизоворонка, утка-мандаринка, щурка.)
  • Самые дружные.(Чайки, скворцы, береговушки.)
  • Самые лучшие бегуны и скороходы: а) в лугах; б) в степи; в) в поле. (Дергач, или коростель, бегунок, перепел.)
  • Самые лучшие лазуны. (Выпь ловко лазает по качающимся камышам. Стенолазка -по отвесным скалам. Поползень — по стволам деревьев.)
  • Самые искусные строители. (Синица-ремез, иволга, ласточка.)

Ведущий: Послушаем наших исследователей из рубрики “Это интересно” с сообщением на тему: “Птицы — наши помощники” Слайд №21

9-й участник: Птицы - наши помощники в сборе урожая. Большая синица за сутки съедает столько вредителей-насекомых, сколько весит сама. Стриж за время выкармливания птенцов уничтожает около 250000 вредных насекомых. Королек за год избавляет наши поля и леса от 10 миллионов насекомых.

10-й участник: Птицы поедают и вредных грызунов. Совы, филины, канюки, сарычи уничтожают много грызунов. Одна сова, например, за год уничтожает 100 грызунов-вредителей, то есть она сохраняет нам за год тонну хлеба.

11-й участник: Многие хищные птицы благотворно влияют на жизнь других животных. Так, ястребы, тетеревятники, коршуны рационально регулируют численность мелких птиц. Орел — дневной хищник, который уничтожает грызунов, больных и погибающих животных и тем приносит огромную пользу. Сова — ночной хищник — за ночь может уничтожить до 100 мышей-полевок, а вредные грызуны переносят инфекционные заболевания, портят продукты и уничтожают зерно

12-й участник: Все знают, что грачи - птицы полей. Они стаями садятся на поля во время пахоты и уничтожают жуков-щелкунов, которые вредят посевам зерновых культур. А кукушка за сутки поедает 100 мохнатых гусениц, которых не трогают другие птицы... Ласточки и стрижи на лету могут целыми днями ловить разных насекомых. Скворцы поедают саранчу, кузнечиков, других насекомых — вредителей полей, садов и огородов. Большой пестрый дятел неустанно долбит своим острым клювом кору и гнилую древесину деревьев. Достает и поедает жуков-короедов, усачей и других вредителей леса.

Ведущий: Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы? (ответы)

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. (ответы)

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом...

5-й чтец: Слайд №22

Сделать домик для скворца,
Для синиц – синичник,
А когда придёт зима –
Подготовить им корма:
Мячики репейные.
Веники крапивные,
Букетики лебеды –
И не будет им беды.

Ведущий: Слайд №23 Я думаю, что у каждого из вас, ребята, около дома, у окна висит своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и становятся частыми гостями в ней. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней, богатым урожаем.

6-й чтец:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)

“Воробьиная песенка” (слова П. Синявский, музыка З. Компанеец) Слайд №24

Конкурс 4. “Птичьи кроссворды” Слайды №25-29

Ведущий: Вписав в пустые клеточки правильные ответы (по горизонтали), вы узнаете название птицы, занимающей по своей красоте первое место среди всех пернатых (по вертикали).

1) Какую птицу в народе прозвали весенним гонцом?

2) Самая знаменитая птица.

3) Птица, выводящая свое потомство зимой.

4) Какую птицу за ее оперение называют золотой?

5) “Индийский петух”.

6) Птица, занимающая по своей красоте первое место среди пернатых.

Ответы: 1. Жаворонок. 2. Воробей. 3. Клест. 4. Иволга. 5. Индюк. 6. Павлин.

К               И

- Как называли жителей степных и лесостепных районов, в народе прозванных “куриной родней”? (куропатки)

Л               А

- Этих птиц называют детьми воздуха. Ловко и изящно они носятся в воздухе, демонстрируя поистине высший пилотаж. (ласточка)

М               А

- Птица, ловящая мух. (мухоловка)

III. Подведение итогов конкурса

IV. Рефлексия Слайд №30

Ведущий: Птицы привлекают внимание многих из вас! Человек издавна наблюдал птиц в природе, изучал их жизнь. Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше её понять. Возвращаясь, домой из школы, бывая на природе, наблюдайте за поведением птиц, и в будущем никогда не забывайте, что они играют большую роль в природе, имеют большое значение для человека и нуждаются в нашей помощи и защите.

6-й чтец:

Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам!
Тянитесь к ним, тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Присматривайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам-
Ничто не повторится!
За мигом миг, за часом час
Впадайте в удивление
Все будет так и все не так
Через одно мгновение!

Ведущий: Закончить нашу встречу мне хочется словами М.Пришвина: “Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. Человеку нужна Родина. А охранять природу, значит охранять Родину”.

Песня “Мы хотим, чтоб птицы пели” (композиция Студии Альтанка) Слайд №31

Ссылки на используемые материалы.

  1. Классные часы.1 класс/ сост. Г.П.Павлов – Волгоград. Учитель, 2010. Стр. 270 Н. В. Брытченко “Всё о птицах” (конкурс юных орнитологов)
  2. По материалам книги “Это удивительное природоведение”. Составитель Иванова Т.С. – М.: Издательство “Гном-Пресс”, 1999г.

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.rbcu.ru/
  2. http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm
  3. http://seyoungenne.clan.su/news/igra_viktorina_k_dnju_ptic/2012-05-04-9
  4. http://drofa.info/ptitsi-i-folklor/poslovitsi-i-pogovorki-pro-ptits.html