Урок окружающего мира "Что изображают на карте". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Учебник: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан

Тема урока: “Что изображают на карте”

Тип урока: урок “открытия новых знаний”

Технологическая особенность урока: проблемно-диалогическое обучение

Цели урока:

  • Образовательный аспект: Создать условия для формирования, осознания и осмысления знаний о способах изображения географических объектов на карте.
  • Развивающий аспект: Создать условия для развития у школьников умения сравнивать, анализировать изображения географических объектов, устанавливать причинно-следственные связи между понятиями, логически излагать мысли.
  • Воспитательный аспект: Воспитывать культуру поведения при построении коммуникации в парах и группах.

Технологическая карта урока. (Приложение 1).

Презентация к уроку.

Раздаточный материал (Приложение 3).

Планируемые результаты

Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Формировать потребность к достижению согласия и сотрудничества при работе в группе, паре.

формировать понимание значимости решения учебной задачи

Познавательные УУД

Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

Высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Развивать умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение согласовывать позиции и находить общее решение, работать в паре и в группе.

Умение определять изображение суши и воды на карте.

Различать на карте географические объекты.

Определять по разнице цветов какой из сравниваемых по карте объектов выше или ниже над уровнем моря.

Умение читать географическую карту.

КОНСПЕКТ УРОКА

Этап урока Содержание этапа
1 Создание проблемной ситуации.

 

Выдвижение версий.

- Ребята, поднимите руку, кто из вас любит вместе с родителями и друзьями путешествовать? Как вы путешествуете обычно, пешком или на каком-то транспорте? Кто помогал родителям собирать вещи в путешествие?

- Сегодня Лена и Миша (картинки на доске), наши друзья, решили отправиться в туристическое путешествие. Что вы им посоветуете взять с собой в дорогу: план, глобус или карту? Объясните своё мнение?

(Слово КАРТА на доску к Лене и Мише)

- У Лены и Миши есть к вам ещё один вопрос. Какое снаряжение им пригодится в дороге.

- Рассмотрите картинки (картинки с изображением снаряжения на доске), что им хочется взять с собой? (Что для чего нужно?)

- Как им понять, что из этих вещей нужно в пути, а что нет? (посмотреть на карте)

- А у вас в жизни может возникнуть подобная проблема? Когда? При каких обстоятельствах?

2 Актуализация знаний - Давайте мы с вами попробуем разобраться в проблеме Лены и Миши и помочь им собраться в путешествие.

- Вы предположили, что карта может дать информацию Лене и Мише, какие вещи им нужны в дороге. Давайте вспомним, что мы знаем.

ЗАДАНИЕ НА ДОСКЕ:

- Разделите предложенные слова на 3 группы по каким-либо признакам. Объясните, почему так считаете?

КАРТА, ГЛОБУС, МОДЕЛЬ, ШАР, ИСКАЖЕНИЕ, ПЛОСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, ГОРЫ, СУША, ОКЕАН, ОЗЕРО, РАВНИНА

Группы: Глобус, модель, шар.

Карта, плоское изображение, искажение.

Суша, горы, равнина, океан, озеро.

Над какими группами слов мы можем поставить табличку “ЗНАЮ,МОГУ”? (глобус и карта).

- Что такое глобус?

- Что такое карта?

- Изображают ли на карте деревья, траву, песок? Почему нет?

- Что объединяет слова 3-й группы? (Участки земной поверхности, их можно найти на карте и глобусе).

- Над какой группой слов я могу поставить табличку “УЗНАЮ”?

Что вы хотите узнать об этом?

3 Составление плана решения проблемы

СЛАЙД 2.

- Вспомните, какие вещи Лена и Миша хотят взять с собой в путешествие. В чём проблема ребят?

- Ребята, вы считаете, что Лене и Мише нужно взять в дорогу карту. Вот эта карта той местности, куда они отправляются.

(на слайде пустая карта).

- Вас ничего не удивило? (карта не цветная, ничего не понятно).

- Могут ли Лена и Миша совершить путешествие по такой карте?

- Определите тему урока.

- Тема нашего урока “Что изображают на карте”.

- Соотнесите слова 3-го столбика, карту на слайде и тему урока и спланируйте, что нам надо сегодня узнать, чтобы помочь Лене и Мише решить проблему.

4 Открытие нового знания

СЛАЙД 3

- Друзья прислали Лене и Мише письмо с описанием места, послушайте:

Это небольшой живописный остров, со всех сторон окружённый океаном. Поверхность острова – это равнина. Однако в центре острова возвышаются 2 горы. У подножия этих гор расположились 2 озера. Интересно, что маленькое озеро намного глубже большого. С вершины одной из гор стекает бурная река и впадает в большое озеро”.

- Какие возникают вопросы? (как изобразить на карте то, что описано в рассказе?).

СЛАЙД 4 - Я предлагаю вам поработать в группах и разобраться, как на карте изобразить участки поверхности земли, описанные в рассказе.

РАБОТА В ГРУППАХ:

- У вас на партах конверты. В каждом конверте вы найдёте прямоугольник определённого цвета, карточку с заданием, Карту путешествия Лены и Миши, рассказ-описание местности. Вам нужно выполнить задание, используя текст учебника и раскрасить ту часть карты, которая вам задана.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ:

Уч-ся вывешивает карту на доску и рассказывает, каким цветом на карте изображают ту часть поверхности, которая им была задана. На слайде появляется закрашенная часть карты.

ВЫВОД: цветной прямоугольник вывешивается на доске около слова в 3 столбике.

Суша

Горы – коричневый

Равнина – зелёный, жёлтый.

Озеро – голубой

Океан – синий

- Как обозначить высоту на карте?

- Как обозначить глубину водоёма на карте?

СЛАЙД 5 - Ребята, посмотрите, у нас появилась на доске шкала высот. (прикрепить на доску нарисованную шкалу и таблички со словами).

- О чём она может нам рассказать?

- Откройте учебник на стр. 128-129Карта полушарий”, найдите Шкалу высот, рассмотрите и ответьте на мой вопрос.

- В каких единицах измеряют высоту? В метрах.

- Каким цветом обозначают на карте самые низкие участки поверхности, а самые высокие?

- А относительно чего измеряют эту высоту участка земной поверхности?

- Найдите ответ на стр. 91 в тексте учебника. (над уровнем моря).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5 Выражение решения проблемы и применение нового знания

 

СЛАЙД 7.

СЛАЙД 6.

- Итак, карта путешествия для Лены и Миши готова!

- Какое снаряжение вы им посоветуете взять в дорогу?

- Поставьте красный магнит около снаряжения, которое нужно Лене и Мише в путешествии (к картинкам, изображающим снаряжение дети прикрепляют красный магнит).

1) РАБОТА В ПАРАХ: Лена и Миша хотят проверить как вы, ребята поняли “Что изображают на карте” и дают вам задания

- На партах есть карточки с рисунками географических объектов и их изображением на карте. Посовещайтесь с соседом и подберите к каждому рисунку его изображение на карте.

СЛАЙД 8. ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ

2) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (индивидуально)

- Используя полученные знания, выполните № 4 на стр. 30 рабочей тетради.

ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ по слайду.

- Что понадобится путешественникам на всём протяжении пути?

3) Работа с картой полушарий с. 128-129 учебник и картой на доске.

- Покажите на карте географические объекты: МОРЕ, ГОРЫ, ОЗЕРО, ОКЕАН.

(записать их названия в рабочей тетради с.29, №2)

6 Итог. Рефлексия.

СЛАЙД 9.

- О чём после сегодняшнего урока вы можете сказать “ЗНАЮ, МОГУ?”

- Могут ли пригодиться вам в вашей жизни эти знания? При каких обстоятельствах?

- Давайте и мы с вами создадим по итогам урока свою шкалу высот.

- Те, кто считает, что всё поняли на уроке и научились вы достигли самой высокой высоты, вы встанете на носочки и поднимете руки высоко-высоко, как будто хотите дотянуться до гор.

- Те, у кого остались какие-то вопросы, не всё понятно – вы останетесь сидеть за партой.

- Покажите нам свою личную шкалу высот по итогам сегодняшнего урока.

7 Домашнее задание - Домашнее задание у вас будет творческого характера. Раскрасьте карту, придумав условные знаки и с их помощью изобразив на карте город и речной порт.

Рабочая тетрадь с. 29, №1.