Анализ формы деталей и способы их образования (черчение)

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: создать условия для обобщения знаний о классификации геометрических тел и умения выполнять анализ геометрической формы детали.

Задачи:

  • формировать представления о геометрических телах;
  • способствовать осознанию существенного отличия геометрических тел от геометрических фигур;
  • развивать умения анализировать форму предметов;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).
  • создать условия для развития абстрактного мышления и познавательного интереса;
  • развивать умения преобразовывать форму предмета;
  • формировать коммуникативные навыки (умение слушать и слышать), работать в группе.

 Материально-техническая оснащение урока:

  • компьютер; интерактивная доска, карточки-задания
  • для обучающихся: формат А4, чертежные принадлежности

Дидактическое обеспечение:

  • Презентация “Геометрические тела”
  • материал для контроля знаний карточки-задания для работы в группах,

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный с применением компьютерно-информационных технологий (презентация);
  • исследовательский
  • частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс делится на группы.

Презентация.

Повторим правила работы в группе: (слайд 1)

  • Выслушивай каждого члена группы.
  • Проявляй активность.
  • Придерживайся темы.
  • Уважай мнение товарища.
  • Любые идеи имеют ценность
  • Любые вопросы важны.
  • Избегай прямых указаний и назидательности

2. Обучающимся демонстрируется слайд, на котором изображены различные предметы от стакана до космического корабля. (слайд 2)

Группам дается задание, что объединяет эти разные по назначению предметы.

Все эти предметы сделаны человеком и они состоят из геометрических тел.

3. Каждой группе дается чертеж и аксонометрическое изображение.

Необходимо сопоставить цифры на видах и буквы на наглядном изображении прочитать зашифрованное высказывание.

Учащиеся определяют тему урока

Анализ геометрической формы предмета

Каким образом геометрические тела соединяются между собой и как получаются окружающие нас предметы.

Сообщение темы и цели урока: научиться анализировать форму деталей и уметь определять способ ее образования. (слайд 3)

4. Изложение нового материала с просмотром презентации.

- Присмотритесь к окружающим нас предметам. Каждый из них можно представить в виде какого-нибудь геометрического тела или сочетания нескольких различных геометрических тел.

Форма - это внешнее очертание, наружный вид, контур предмета.

Призма - самая распространенная геометрическая форма.

Архитектура современных городов, мебель в наших квартирах, школьная мебель. Все они имеют призматическую форму. Слайд 4

Аналогично демонстрируются слайды с изображением геометрических тел и предметов состоящих из этих геометрических тел: шар, конус, цилиндр, тор, пирамида (слайды 5-10)

5. Задание группам

Перед вами карточки в которых записаны свойства геометрических тел, определение геометрических тел и изображения геометрических тел. Соотнесите эти карточки и составьте классификацию геометрических тел (слайд 11) проверьте насколько правильно вы выполнили задание.

6. Обобщим знания о геометрических телах. Повторим свойства и определения.

Игра (Под музыку дети двигаются по классу в танцевальном темпе. Музыка останавливается и учитель дает задание перестроится.... по количеству углов в кубе......по количеству граней в треугольной пирамиде ... и т.п.)

Продолжаем урок.

7. Задания группам по карточкам

Внимательно рассмотрите изображение опоры. Выясните из каких геометрических тел она состоит.

Выясняем, что ее форма складывается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое отверстие.

Дать определение: Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

 8. (слайд 12-14)

Какие мы используем способы для преобразования формы детали.

  • Сложение
  • Вычитание
  • Комбинирование

Фронтальный опрос. Закрепление материала

(слайд 15-19) выполнить анализ геометрической формы детали и определить, каким способом она образована.

 9. Творческое задание группам

Перед вами геометрические тела. Наша задача создать новый предмет - добавить или убрать лишние части

  • 1 группа - космический корабль
  • 2 группа - архитектурное сооружение
  • 3 группа - карусель

10. Обсуждение и оценка выполненных творческих работ

11. Подведение итогов

Рефлексия. (слайд 20)

Что нового вы узнали сегодня на уроке.

12. Учащиеся оценивают урок - самооценка в группах (в каждой группе карточки разных цветов:

  • синий
  • зеленый
  • желтый
  • фиолетовый
  • красный

Каждый участник получает от группы цвет зависимый от вклада в общую работу группы.

Урок закончен. Спасибо.