Стилистическая функция однородных членов предложения с соединительными союзами

Разделы: Русский язык


Продолжительность: 40 минут.

Класс: 8 класс.

Технологии:

  1. Объяснительно-иллюстративные технологии (рассказ, беседа, самостоятельная работа над учебным материалом, презентации);
  2. Проблемно-поисковые технологии (исследовательский);
  3. Коммуникативные технологии (диалог);
  4. Индивидуализация обучения.

Цели урока:

  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся по определению стилистической функции однородных членов предложения;
  • организовать их деятельность по совершенствованию умения употреблять однородные члены предложения в речи.

Задачи урока:

обучающие:

  1. закреплять знания о стилистической дифференциации речи, признаках, свойственных различным стилям;
  2. формировать у учащихся знания о роли однородных членов предложения в пословицах, текстах различных стилей;
  3. формировать у учащихся умения поисковой и исследовательской деятельности;
  4. формировать умение применять изученные знания при анализе речи;
  5. обогатить грамматический строй речи учащихся конструкциями с однородными членами, делающими высказывание более точным, выразительным;
  6. повторить сущность понятий: синтаксис, пунктуация, простое осложненное предложение, однородные члены предложения, стили речи;
  7. развивать у учащихся навык работы с фразеологическим справочником, толковым словарем и сетью Интернет;
  8. совершенствовать орфографические умения, пунктуационное оформление однородных членов предложения;
  9. развивать умение готовить мультимедийную презентацию;

воспитательные:

  1. развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений;
  2. формировать умение работать в группе: договариваться и приходить к общему решению, оказывать взаимопомощь;
  3. формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду;
  4. развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся;
  5. прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе;
  6. воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду, сельскому хозяйству, хлебу.

развивающие:

  1. развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к русскому языку с помощью фольклорного материала, текстов русских писателей и др.;
  2. развивать логическое мышление, память, воображение, внимание;
  3. развивать устную и письменную речь учащихся.

Методы обучения: исследовательский, индуктивный, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, исполнение, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация, проектор, распечатанные тексты, задания, листы самооценки, зеленая ручка, клей.

Ход урока

Слайд Описание
1. Организационный момент. (0,5 мин.)
1 Организация дисциплины. Приветствие.
– Сегодня на уроке мы будем работать в группах, каждая группа и отдельно учащийся получает комплект документов – задания, ответы, листы самооценки.
2. Повторение изученного. Словарно-орфографическая работа. (звучит музыка 7,5 мин.)
2 – Начнем урок с повторения - со словарно-орфографической работы. Выполнять ее будем на листочках, возьмите первый лист из комплекта документов. Приложение 1. Время работы 5 минут.
– Теперь поменяйтесь с соседом листочком, проверьте работу, сверив с ответами на листочке. Приложение 2. Исправления делайте зеленой ручкой. Время работы 2 минуты.
– Верните листочки хозяину. А теперь самостоятельно оцените свою работу и поставьте отметку в лист самопроверки. Приложение 3. Время 0,5 мин.
3. Проверка домашнего задания. (8 мин.)
3
4
5
6-9
– Ребята, какой общей темой объединены слова в словарно-орфографической работе? (крестьянский труд, деревня, урожай, хлеб).
– Какое отношение имеет хлеб к деревне, крестьянину? Ведь по утверждению генералов из сказки Салтыкова-Щедрина, «булки растут на деревьях». Так ли это? (ответы учащихся)-
– Верно, хлеб, прежде чем попадет к нам на стол, проходит долгий и трудный путь: от маленького зернышка, брошенного в землю, колоса, напитавшегося влагой и солнцем, до румяного, ароматного каравая.
– На дом вы получили задание подобрать пословицы с однородными членами, соединенными противительными и разделительными союзами, о крестьянском труде, хлебе, урожае. Давайте их послушаем. (ответы учащихся)
– О чем говорят эти пословицы?
– Хлеб – это самое главное в жизни русского человека, а Россия всегда была крестьянской, аграрной страной. Сельское хозяйство – основной источник жизни, благосостояния русского человека. Работа на земле – тяжелый труд, но и радостный: ты вкладываешь в него любовь, общаясь с землей, а земля отвечает на твои чувства и заботу хорошим урожаем.
– Хочу дополнить список ваших пословиц. Здесь однородные члены связаны соединительными союзами. Откройте тетради, запишите число. Спишите пословицы в тетрадь, графически покажите однородные члены предложения, составьте схемы предложений. (у доски работает ученик)
– Мы с вами живем в современном городе, насыщенном рекламой. Повсюду баннеры с рекламой всевозможных товаров. Скажите, вы видели хотя бы один с изображением крестьянина в поле, фермера, убирающего урожай?
– А вот в прошлые эпохи (царскую, советскую) ярким агитационным средством, проповедующим ту или иную идеологию, был плакат. Многие из плакатов были посвящены и теме крестьянства, хлеба. Эти плакаты показывали значимость крестьянского труда, учили уважать простого человека, любить землю, Родину.
4. Целеполагание. Работа над темой урока. (7 мин. сам.работы +12 мин.)
10
11-13
– Хлебу посвящали стихотворения, его изучали в лабораториях, на опытных станциях, о нем писали в газетах. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми из этих текстов и выясним, какова в них роль ОЧП.1. Работа в группах-Работать вы будете по группам, будете исследователями. Куратор группы отслеживает, как работает каждый и затем оценивает работу (куратора назначает учитель). Приложение 5. На листочках тексты и задания к ним. Приложение 4. Распределите обязанности (см.задания к тексту Приложения 4) и приступайте к работе.
Проверка работы. Анализ текстов (по заданиям к текстам)
– Кураторы, оцените работу каждого учащегося в группе, отметку зафиксируйте в листочке. Приложение 5.
5. Итог урока. (2 мин.)
14 – Ребята, каждая группа сделала выводы об употреблении ОЧП в текстах различных стилей. Давайте ваши выводы объединим. Посмотрите на экран. Итак, какую роль играют ОЧП в текстах научного, публицистического и художественного стилей?
– А теперь вклейте листочки с выводами в словарь к теме «Однородные члены предложения». Приложение 7.
6. Домашнее задание. (1 мин.)
  Итак, вы поняли, что хлеб – это имя существительное, потому что составляет сущность нашей жизни. Заданием на дом будет творческая работа: напишите о хлебе текст публицистического стиля (жанр – заметка, статья, репортаж, очерк), попытайтесь убедить читателя в необходимости беречь хлеб, уважать труд крестьянина, расскажите о прелестях деревенской жизни, о необходимости быть рядом с землей. Объем работы 1,5-2 страницы.
7. Оценка. (2 мин.)
15 – Ребята, оцените вашу работу на уроке, поставьте себе отметку в лист самооценки. Приложение 6.
–Урок хочу закончить словами из песни:
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
Хлеб всему голова!
В поле, в доме, в державе!

Список использованной литературы:

Учебные пособия:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 7-е издание. – М. : «Просвещение», 2011.
  2. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс» / И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2011. – 333 с.
  3. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт.-сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268 с.
  4. Русское устное народное творчество: хрестоматия–практикум: учеб. пособие для студ. филол. факультетов высш. учеб. заведений / [И.Н. Райкова, С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская, Е.Г. Июльская]; под общ. ред. С.А. Джанумова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

Периодические издания:

  1. Кузнецова О.Е., Титова М.И. Наречие: повторение и обобщение. 6 класс // Русский язык в школе. - 2011. - № 9.
  2. Кулакова Е.Ю. Тестовые задания по теме «Наречие» // Русский язык в школе. – 2011. - № 10.

Интернет-ресурсы:

  1. Замените данные фразеологизмы наречием, используя слова для справок, составьте пять предложений, используя данные устойчивые сочетания слов. [Электронный ресурс] znanija.com/task/1264462
  2. Презентация к уроку русского языка "Употребление наречий в речи" 26 января 2013 Аннотация: Презентация составлена к уроку по стилистике, целью которого является обобщать знания о наречии, закрепить умение правильно произносить наречия, употреблять наречия в речи. [Электронный ресурс]. www.uchportal.ru/load/31-1-0-35617