Приобщение детей к народной культуре. НОД с детьми подготовительной группы по теме "Молодец в кафтане, девка с сарафане"

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: народный костюм, предметы быта


 «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов –
авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать
о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний».
(Д.С. Лихачев)

В нашей работе важна  тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, способствует формированию у них исторического сознания.

Цель работы: приобщение детей к народной культуре.

Задачи:

  • Создание условий для погружения детей  в культуру русского народа.
  • Воспитание  интереса  к народной культуре.
  • Обеспечение положительного эмоционально-психологического настроя детей.
  • Расширение словарного запаса детей на основе фольклорных поэтических  произведений.
  • Создание условий для  двигательной активности детей на основе народных подвижных игр.
  • Знакомство  детей с традиционными народными календарными праздниками.
  • Просвещение родителей.

Приобщение детей народной культуре детей включает в себя несколько направлений:

  • знакомство и широкое использование всех видов фольклора посредством чтения, разучивания потешек, рассказывания и обыгрывания русских народных сказок и т.д. Ведь в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
  • знакомство с народными играми и  игрушками через организацию серии тематических занятий;
  • первоначальное знакомство с росписями на деревянной посуде и игрушках
  • проведение народных календарных праздников для детей.

Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу национального  быта дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться в культуру своего народа, поэтому в нашем саду создан мини-музей «Русская горница», с целью воссоздания обстановки, которая способствует погружению ребенка в среду народной культуры и обеспечивает особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей.

В «Горнице»  можно проводить познавательные занятия для детей всей группы или подгрупповые занятия (продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т.д.). В нем собраны подлинные предметы народного быта и изготовлены адаптированные предметы мебели и обстановки, имитирующие русскую избу: деревянные столы, лавки, русская печь, люлька - колыбель, прялки, народные деревянные игрушки, глиняная и деревянная посуда, народные костюмы для мальчиков и девочек: рубахи, сарафаны.

Все предметы в «Горнице» -  интерактивны. Дети могут не только рассматривать экспонаты, но и действовать с ними, узнавать их применение, примерять костюмы, рисовать, лепить, играть. В такой атмосфере гораздо лучше воспринимается весь познавательный материал.
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:

  • «Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
  • «Кухонная утварь»:  миски, крынки, чаши, ложки деревянные, квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.
  • «Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
  • «Как бельё стирали и гладили»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
  • «Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти ,кушаки, кокошники.
  • «Мастера и мастерицы» :  прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия,  рушники, подзоры, скатерти, коврики.
  • «Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины.
  • «Как детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.

Цель мини музея: воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ОУ.

Содержанием работы  является:

  • проведение НОД для дошкольников;
  • посещение экспозиций воспитанниками, их родителями и гостями ОУ;
  • организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
  • оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы», «Женское ремесло», и другие;
  • организация экскурсий для детей и их родителей: «Быт в  русской избе», «В гостях у домовенка», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «Посиделки, вечерки, календарные праздники» и др.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Молодец в кафтане, девка в сарафане».

Цель: Продолжать знакомить детей с историей русского народа в доступной для детей форме.

Программное содержание:

  • продолжать рассказывать об одежде русского народа; формировать представления о старинной одежде;
  • учить детей различать старинную русскую одежду от современной;
  • учить создавать оригинальную композицию из символов;
  • закрепить умение работать с вырезанными цветными символами;
  • обогащать и активизировать словарь по теме: одежда: епанечка, розетка, орнамент, понёва;
  • совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика);
  • развивать зрительное восприятие; 
  • прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус;
  • воспитывать интерес к народному промыслу.

Методические приёмы:

  • наглядный  (показ, демонстрация, рассматривание);
  • словесный (художественное слово, беседа, вопрос–ответ, побуждение к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
  • игровой (пальчиковая игра, сюрпризный момент).

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, журналов (куклы в народных костюмах), репродукций по теме: "Русская одежда".

Организация и оборудование:

  • первая часть занятия проводиться  в мини - музее "Русская горница",
  • вторая  в групповом помещении; сундук с одеждой мужской и женской, женский русский народный костюм, корзина с куклами в народных костюмах, корзина с баранками, вешалка с одеждой старинной и современной; магнитофонная кассета с записью старинных русских мелодий, иллюстрации с изображением элементов символов орнамента, наборы цветных символов орнамента из цветного картона, карточки с символами-знаками /из орнамента.

Ход занятия

В групповое помещение входит педагог-психолог.

- Здравствуйте, ребята. Подумайте, с каким настроением вы пришли сегодня к нам  на занятие. Я покажу вам: солнышко - встанут те, у кого хорошее настроение, тучка - грустное, печальное, а солнышко за тучкой - среднее. (проводится  упражнение-игра)
Ребята, а  вы любите ходить в гости? Давайте вспомним, где мы были и к кому в последний раз ходили в гости.

Д: К хозяйке.

- Сегодня мы пойдём опять к хозяйке, в горницу. Давайте вспомним, что мы видели у нее в избе.

Дети перечисляют предметы ранее увиденные (если затрудняются, педагог-психолог  помогает)

- Нас хозяйка знакомила с предметами быта и кухонной утварью. А про какой предмет она говорила, что он ей достался в наследство от бабушки? Бабушка ей дарила и такие слова говорила: «Я берегла и ты береги!»

Д: Хозяйка  говорила про сундук с одеждой.

- Давайте вместе заглянем в гости к хозяйке, но перед дорогой сделаем нашу зарядку, чтобы быть внимательными и активными. Проводится комплекс упражнений «ритмирование» (из упражнений образовательной  кинезиологии «Гимнастика мозга»)

Педагог-психолог вместе с детьми отправляется в мини-музей "Русская горница".

- Вот мы и пришли в гости.

Педагог-психолог предлагает поздороваться.

Хозяйка - Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте желанные. Давно вы ко мне не захаживали. Я вам показывала много предметов, а сегодня я предлагаю заглянуть еще раз в сундук и посмотреть, что там хранится. Может быть, вы вспомните?

Д: Одежда мужская, женская.

Хозяйка открывает сундук, достает по одной вещи, предлагает вспомнить название одежды и каждому взять в руки.

- Давайте с предметами одежды пройдем в более просторную горницу и рассмотрим их поближе.

Дети проходят в группу и рассаживаются на стульчики, которые стоят полукругом рядом со стойкой с одеждой.

- Может кто-то из вас расскажет, что он держит в руках и кому это принадлежит?

Хозяйка помогает, если дети затрудняются с ответом. Благодарит за хорошие ответы.

Предлагает поиграть в игру «Собери костюм»

- Вам необходимо соединить  верхнюю часть одежды с нижней и назвать её.

Хозяйка хвалит детей. (вешает костюмы на стойку после каждого ответа)

- Вы знаете, что вещи любят порядок, их необходимо убрать в сундук.

Снимает со стойки по одной вещи, повторяя название. Затем дети замечают, что среди старинной одежды есть современная, говорят об этом хозяйке.

- Какие вы внимательные, а чем она отличается? (помогает детям с ответами)

- Вы знаете, что у меня есть дочка Машенька, она такая трудолюбивая и работящая. Давайте вместе покажем, как Машенька мне помогает.

Физминутка, проводит педагог-психолог.

Машенька у мамы,

Поглаживание головы, сверху вниз

Любит помогать.

Хлопки ладонями (одна ладонь сверху, другая снизу)

Попросила мама,

Две ладони прижаты к груди

Одежду постирать.

Кисти рук сжаты, разжаты (ритмичные движения)

Белую сорочку,

 Поглаживание левой руки от кончиков пальцев до плеча,     

 

поглаживание левой руки от кончиков пальцев до плеча

Красный сарафан,

Наклон туловища вперёд, с движением рук вдоль    

                                           

туловища от груди до пола

Синюю рубаху,

И.П. стоя руки на поясе, отведение правой руки в сторону

Коричневый кафтан.

И.П. стоя руки на поясе, отведение левой руки в сторону

Мы одежду постирали,

Кисти рук сжаты, разжаты (ритмичные движения)

Мы одежду полоскали,

Потряхивание кистей рук

Выжимали,

Скручивающие движения кистями рук

И сушили                        

Поднимаемся на носки, руки вверх, кисти вниз

Чтоб опрятными мы были. 

Движение рук сверху вниз,

                                               

акцент на соблюдение правильной осанки

Хозяйка хвалит детей.

- А больше всего она любит играть. Посмотрите во что.

Показывает корзину с куклами в народных костюмах и раздает каждому по кукле.

- Положите перед собой. Куклы похожи, но все-таки чем-то отличаются. Кто из вас опишет, во что одета ваша кукла?

Дети рассказывают об элементах одежды кукол.

– Обратите внимание на орнамент, который нанесён на элементы одежды у кукол. Орнамент был на одежде, кушаках, которые ценились и носились повсеместно. Им украшались все предметы быта и сам дом. В этот орнамент вкладывался глубокий смысл. Это были настоящие послания. Самый древний орнамент — геометрический, а в настоящее время украшают растительными и сюжетными орнаментами. Из геометрические символов складывались простейшие узоры. Люди использовали символы для охраны себя и семьи и подчёркивали связь с природой. Символы все имели свое значение.

Хозяйка показывает указкой на каждый символ, выкладывая его на доске.

Например:

  • если в орнаменте вы видите диск - розетку, он обозначал солнце;
  • если вы видите волнистую или изогнутую линию – это знак воды, всего живого на земле;
  • колесо с зубчиками и крестом означает небо, дождевые облака и солнце;
  • деревья - это символ жизни рода , корни - это предки, ствол - живущие, крона - будущее поколение;
  • ромб (квадрат) - символ земли и плодородия. Если разделен внутри еще на четыре ромба, то это – поле. Маленькие ромбики, это лунки для семян, если пусты, значит поле не засеяно;
  • ромб с точками — знак засеянной земли;
  • девушку с поднятыми руками - это богиня  земли, плодородия, судьбы - "Берегиня".

Земные образы размещались ниже, небесные — выше.

Законы отразились и в цвете (в вышивке, живописи). Были цвета природы (низ от земли - темнее, и чем выше, тем цветность ярче).

- А теперь я предлагаю вам  составить свой узор. (показывает на картинки  костюмы)

У детей на столах стоят подносы с символами орнамента. Дети подходят. Кладут куклы в корзину. Смотрят  на доску с изображением  символов орнамента. Дети составляют свои узоры. Звучит народная музыка. Хозяйка хвалит детей.

- А давайте я попробую "прочитать», ваш орнамент. Сейчас вы выложили орнамент, а вечером вы с воспитателем его нарисуете.

Хозяйка показывает иллюстрации с клетками, где дети должны нарисовать символы орнамента.

- Какие вы молодцы. Вы, наверное, знаете, что русский народ славился своим гостеприимством и хлебосольством. Я вам тоже приготовила корзину с угощеньем, а мне пора возвращаться к своим домашним делам и к дочке - помощнице. Спасибо, что пришли ко мне в гости. До новых встреч.

Хозяйка уходит, дети прощаются.

Педагог-психолог предлагает принять угощение.

- Понравилось ли вам в гостях? Что интересного и  нового узнали? Какое настроение у вас сейчас, изменилось ли оно? (выслушивает ответы детей). А теперь выберете смайлик, похожий на ваше настроение сейчас, отметьте его и покажите всем.

Спасибо за занятие и угощайтесь.
Угощенье не простое
Посмотрите - вот какое
Все садимся мы за стол
Угощенье есть начнём.