Педагогический проект "Спасибо деду за Победу!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Уважаемые педагоги, в преддверии великого праздника 9 Мая Дня Победы, мы хотим предложить проект “Спасибо Деду за Победу!”, чтобы дети узнали, а родители вспомнили о тех подвигах наших дедов, прадедов (ветеранов), кому мы обязаны мирным небом над головой и счастливым детством.

Рассказать детям о войне, определить ее смысл значение в жизни каждого из нас. Объяснить, что велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины. Воспитание чувства гордости за наших защитников, любовь и уважение к ветеранам войны.

Представленная система работы с детьми способствует гармонизации их развития, содействует психологическому благополучию, разработана с учетом ФГОС дошкольного образования.

Тип проекта: познавательно-продуктивный

Срок реализации 18.04.2016-15.05.2016

По характеру контактов - осуществляется внутри одной возрастной группы и в контакте с семьей

Участники: дети старшей дошкольной группы №5 “Капитошки” ГБОУ прогимназии №677 Выборгского района г. Санкт-Петербурга; воспитатели Скворцова О.Н. и Дюкова А.В., родители детей.

Актуальность

Каждый год 9 мая вся Россия торжественно отмечает День Победы. В нашей стране 9 мая является государственным праздником. В этот день все мы не работаем, а поздравляем ветеранов войны и празднуем.

История помнит всё. Бег времени неумолим. Выросли и возмужали те, кто родился после победы. Стали взрослыми их дети и внуки. Сегодня для большинства людей минувшая война – событие, которое не связано с их личным опытом. Но все мы: и кто воевал, и кто родился после войны – наследники Великой Победы.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Этот день придал смысл колоссальному числу жертв, принесенных за свободу не только России, но и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того чтобы мы могли жить. Учиться, работать и быть счастливыми!

Никто не забыт, ничто не забыто! Идут годы, сменяют друг друга весны, растут новые поколения российских граждан – память о величайшем народном подвиге советских людей не меркнет в наших сердцах. Она живет в трепетном Вечном огне у Кремлевской стены, в монументах на площадях больших городов и в скромных, с красной звездочкой обелисках на сельских проселках. Она живет в фотографиях, воспоминаниях ветеранов.

Каждый год в нашей стране 9 Мая проходит минута молчания. Мы отдаем дань уважения тем, кто отстоял нашу свободу и независимость. Мы чтим память тех, кто погиб на фронтах и приносим слова благодарности живым, приглашаем в гости ветеранов войны, солдатских вдов и говорим им: “Спасибо, ветераны, за ваше мужество и отвагу, за ваш великий подвиг”. Как символ всенародной памяти за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Мы благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Мы хотим быть достойными наших дедов и прадедов!

Нашим детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе. Воспитывать чувство гордости за нашу страну, любовь и уважение к ветеранам войны.

Цель проекта: систематизировать и обобщить знания детей о празднике День Победы, расширять представление об истории Родины и города, его защитниках.

Задачи:

  • Формировать представление детей о празднике День Победы, о героическом прошлом нашего города. Воспитывать любовь к родному городу, нашей стране, её традициям. Познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами. Формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны.
  • Развивать художественно - творческие способности детей. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвященными Дню Победы.
  • Воспитывать уважение к ветеранам и участникам ВОВ. Воспитывать патриотические чувства.

Продукт деятельности: создание книги памяти ветеранов Великой Отечественной Войны

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

  • Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного процесса.
  • Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видео записей по теме; музыкальных произведений.
  • Максимальное сближение интересов родителей и педагогов, организация совместной творческой деятельности педагогов, детей и их родителей.
  • Продолжить сбор сведений о ветеранах и участниках ВОВ в семьях детей.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем о празднике День Победы? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

2. Основной этап (практический) представлен по пяти образовательным областям дошкольного развития и обучения:

Социально-коммуникативное развитие

Цель:

1. Развивать игровую деятельность детей;

2. Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;

  • Вводное занятие - рассказ воспитателя о празднике 9МАЯ День Победы, о значении этого праздника для всей нашей страны.
  • Беседа по вопросам: “Что ты знаешь о войне? Кого называют героями войны? Что они совершили? Как чтут память героев войны?”
  • Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной Войне
  • Рассматривание тематического альбома медалей Великой Отечественной Войны.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ Фото 2)

Речевое развитие

Цель:

  • Развивать связную речь;
  • Активизировать словарь детей: “боец”, “солдат”, “фронт”, “тыл”, “снаряды”, “поле боя” и т.д.;
  • Закреплять умение самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстраций.
  • Беседа по вопросам
  • Составление описательного рассказа по картинке

Чтение художественной литературы о Великой Отечественной Войне:

Анатолий Митяев Сборник рассказов “Земляника” Издательство “Детская литература” Москва 1986. Рассказы: “Земляника”, “Мешок овсянки”, “Ракетные снаряды”.

Л. Кассиль Сборник рассказов “Твои защитники” Издательство “Детская литература” Москва 1970. Рассказ “Никто не знает, но помнят все”

Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне:

Я. Абидов “Мать-Земля”

М. Исаковский “Навек запомни”

Т. Трутнева “Советский воин”

Е. Благинина “Шинель”

Разучивание стихов о Великой Отечественной Войне, о Победе

Г.Ладонищиков “Вместе с дедушкой”, В.Туров “Пусть будет мир!”

Художественно-эстетическое развитие

Цель: воспитывать у детей патриотизм, чувство гордости за свою Родину, вызвать эмоциональный всплеск, внутренний подъем.

Слушание песен о Великой Отечественной Войне:

ОГОНЬ ПАМЯТИ

Слова и музыка Елены Плотниковой

Затихают ветра с годами, но, пронзительна и верна,
Остаётся живою память и победная та весна.

МОЙ ДЕДУШКА ГЕРОЙ!

Слова и музыка Елены Плотниковой

Мой дедушка герой! Он защищал страну,
Не спит он ночь порой, как вспомнит ту войну...

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Автор слов: Владимир Харитонов

День Победы, как он был от нас далек!
Как в костре, потухшем таял уголек...

НЕСОВМЕСТИМЫ ДЕТИ И ВОЙНА

Слова М. Садовского, музыка О. Хромушина.

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?..

НАГРАДЫ НАХОДЯТ ГЕРОЕВ

Слова М. Садовского, музыка Л. Афанасьева.

За давностью лет не забыты
Страницы листов наградных...

ЗА ЧТО СРАЖАЛИСЬ ДЕДЫ

Слова М. Садовского, музыка Л. Афанасьева.

Мы приходим сюда не впервые,
Сердце память о прошлом хранит... 

ПАМЯТЬ ВОЙНЫ

Слова М. Садовского, музыка Р. Бойко

На мирных просторах России сыны ее верные спят,
И мы никогда не забудем погибших героев - солдат!..

Продуктивная деятельность

Цель: развивать творческие способности, умения комбинировать в работе разные материалы и технологии. Реализация самостоятельной-конструктивно-модельной деятельности детей

Конструирование из бумаги “Тюльпаны для ветеранов!” (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Фото 3)

Аппликация “Салют Победы!” (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Фото 4)

Изготовление открытки в подарок для ветерана (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Фото 5-6)

Физическое развитие

Цель: актуализировать знания о ВОВ, приобретение опыта в двигательной деятельности. Развивать ловкость, быстроту и координацию движений, умение играть в команде воспитывать любовь и уважение к Российской армии

Военно-патриотическая игра, посвященная празднику 9 мая (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Фото 7-8):

  • Игра-соревнование “Забинтуй раненого”
  • Игра “Помоги солдату добраться до заставы”
  • Игра эстафета “Кавалеристы”

Познавательное развитие

Цель: расширять знания детей о Великой Отечественной Войне и ее героях. Познакомить с ветераном Великой Отечественной войны; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине

Оформление выставки книг о Великой Отечественной войне

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ Фото 9-10)

Проведение праздника-концерта с выступлениями детей

Встреча с ветераном, пережившим блокаду Ленинграда. Совсем молодым мальчиком он пошел работать на Кировский завод, на нем во время войны изготавливали снаряды для фронта. Его рассказ о тяжелой жизни детей в блокадном Ленинграде.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ Фото 11-14)

Оформление музея “Блокады Ленинграда” (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Фото 15)

Цель: активизировать опыт и интерес детей к музею, формировать представления о блокаде и событиях, происходивших в годы Великой Отечественной Войны. Организовать совместную деятельность родителей с детьми.

Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает взаимодействие с родителями.

Рассказ родителей детям о празднике День Победы.

Подбор художественной литературы, видео и фотоматериалов, участие в спортивных и познавательных развлечениях.

Совместное творчество (поделка), фотографии или памятные экспонаты военных лет (медали), оформленные для книги памяти с рассказом о том, кто воевал и принимал участие в войне, жил в годы воины

Экскурсия на Пискаревское мемориальное кладбище; Марсово поле

Возложение цветов к памятникам погибших летчиков в парке Сосновка

Индивидуальное консультирование родителей

Взаимодействие с педагогами

Участие в конкурсах, интернет сообществах, организациях экскурсий и праздника 9 Мая для детей

Индивидуальные консультации

Максимальное сближение интересов родителей и педагогов в процессе развития ребенка, организация совместной творческой деятельности педагога, ребенка и родителя

Помощь в оформлении выставки и книги памяти участников войны

Принципы реализации проекта

  • доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей
  • систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений
  • личностно-ориентированный подход к детям

Заключительный этап

Создание “Книги памяти” с рассказами о членах своей семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Фото 16-20)

Мы приводим лишь несколько работ для образца, но нам кажется, эту историю книги можно продолжат ещё долгие годы. Только так мы может оставить след памяти в детских сердцах. Помочь им осознать важность этой войны. И не допускать повторения.

В заключение представленного проекта хочется отблагодарить всех, кто принимал активное участие в его разработке и реализации, но главное, словами автора стихотворения Михаила Кравцова, Спасибо Деду за Победу, спасибо вам за мир на земле.

Спасибо деду за Победу,
За все военные года...
За то, что он за нашу землю
В атаку смело шёл всегда...

За то, что годы молодые
Не пожалел он потерять...
За то, что Родину не дрогнув,
Ушёл мальчишкой защищать...

За то, что не было там трусов,
Среди друзей - однополчан...
Узбеков, русских, белорусов,
Грузин, татар и молдаван...

За то, что грудь свою подставил
Под пули, бомбы и штыки...
Освобождая нашу землю -
Деревни, сёла, городки...

За то, что плакал, как мальчишка
Когда друзей он хоронил...
За то, что память о погибших
В душе и сердце сохранил...

За то, что мы живём на свете
Без взрывов бомб и без стрельбы
За счастье жить, как вольный ветер
Не зная ужасов войны...

Спасибо деду за Победу
От всех российских матерей...
За то, что он во имя мира
Собой закрыл чужих детей...

Уходят в вечность ветераны,
Отцы становятся мудрей...
И встали внуки на защиту
России - Родины своей...

Спасибо, дед, что мы живем,
За день сегодняшний, спасибо,

Спасибо, дед, тебе за все...
Мы будем помнить всё, что было.
Остановитесь, люди, нам нужен мир!!!!

Список литературы.

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева [и др.]. СПб. ООО “Издательство “Детство – Пресс”, 2014.
  2. Занятии по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика/ Рябко Н.Б.Центр педагогического образования, 2007. Рисование с детьми дошкольного возраста / Р.Г.Казакова. – Воронеж. 2008.
  3. Зеленова, И.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.Средняя группа / И.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. – М.: Скрипторий, 2007
  4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / авт.-сост. И.А.Арапова-Пискарева; под общ. Ред. Т.И.Оверчук – М., 2005. – 136с.
  5. Нравственное воспитание в детском саду. Петрова В.И., Стульник Т.Д. - М. Мозаика - Синтез, 2006- 2010.
  6. Оригами для старших дошкольников/ методическое пособие для воспитателя ДОУ- СПб “Детство-Пресс” 2006г.
  7. Тимофеева Л. Л., Корничева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Старшая группа; под общ. ред. Л.Л.Тимофеевой. Центр педагогического образования. Москва, 2014.
  8. Хрестоматия “Книга для чтения в детском саду и дома” 5-7 лет В.В.Гербова М. Просвещение 2010
  9. http://www.stihi.ru/2015/04/27/5003 Михаил Кривов, 2015. Свидетельство о публикации №115042705003