Индивидуальное логопедическое занятие «Пересказ сказки «Спор животных»

Разделы: Логопедия


Цель: создание образовательной среды для уточнения и активизации словаря по теме «Домашние животные», формирования лексико-грамматического строя речи и речевой активности, развития слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики ребенка.

Задачи:

  • коррекционно-обучающая: закрепить активный и пассивный словарь по теме «Домашние животные; упражнять в изменении имен
  • существительных по падежам; учить пересказывать сказку о домашних животных (кошке, собаке, корове);
  • коррекционно-развивающая: развивать речевой слух, мышление, диалогическую речь, память, координацию речи с движением и тонкую моторику;
  • воспитательная: воспитывать навыки организованного поведения на занятии, умение слушать вопросы логопеда и отвечать на них.

Образовательная среда:

  • характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с ребенком.
  • средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
  • предметно-практическая среда: фасолевый бассейн, аудиозапись голосов домашних животных, фигурки домашних животных, предметные картинки (кролик, свинья, овечка, коза, лошадь, кошка, собака, корова, хозяйка), предметные картинки – тени домашних животных, прищепки, два фломастера (маркера).

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Планируемые результаты: ребенок будет самостоятельно рассказывать сказку о домашних животных.

Примерный план занятия

1. Мотивационно побудительный этап.

- Послушай, чей это голос звучит? Найди и покажи фигурку этого животного.

Логопед включает аудиозапись голоса животного, а ребенок ищет в фасолевом бассейне фигурку животного.

- Что ты услышал? (Я услышал голос коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки, кошки)

- Как подает голос собака? (Она лает)

- А кошка? (Она мяукает)

- А свинья? (Она хрюкает)

- Как подает голос корова? (Корова мычит)

- А лошадь? (Лошадь говорит И-го-го.)

- Она ржет.

- А овца как? (Овца говорит Бе-бе-бе.)

- Она блеет.

- Кто это одним словом? (Это домашние животные)

2. Основной этап.

Игра “Отгадай загадку”  (на столике разложены картинки с изображением домашних животных и прищепки)

- Послушай загадку, найди картинку с отгадкой и прикрепи к картинке прищепку.

Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза … 
Как называем её мы? …  (Коза)

- Кто это? Как ты догадался? (Ответ ребенка)

- Молодец! Слушай следующую загадку.

Быстрее ветра я скачу,
«Цок-цок» - копытами стучу,
Я громко «Иго-го» кричу,
Садись на спину – прокачу!
(Лошадь)

У меня живёт подружка
Вся в весёлых завитушках.
Щиплет травку возле речки
В шубке беленькой … (Овечка)

Игра «Найди тень»

- Скажи, кто нарисован на картинках с прищепками? (Это домашние животные)

- Почему их так называют? (Они живут у человека и приносят ему пользу, а человек о них заботится).

- Рассмотри тени на карточках. Кому из животных принадлежит 1-я тень? Прикрепи к карточке с тенью прищепку. (Ребенок прикрепляет прищепку того же цвета, что и прищепка на животном, которому тень принадлежит).

Аналогично со 2-й и 3-ей тенью. Когда все прищепки прикреплены:

- Давай проверим, правильно ты выполнил задание.

Логопед помогает ребенку перевернуть панно с картинками и мы видим разноцветные дорожки, идущие от одной прищепки к другой.

- Проведи пальчиком по дорожке от прищепки к прищепке.

- Ты правильно выполнил задание? (Ответ ребенка)

- Посмотри на картинки, про кого я не загадала загадок? (Про корову, про собаку, про кошку). А кто это? (Это домашние животные)

Рассказывание сказки логопедом.

- Вот о них я хочу рассказать тебе сказку. Слушай внимательно.

По ходу рассказывания сказки выставляются картинки.

Спор животных.

Корова, кошка и собака заспорили между собой, кого из них хозяйка больше любит.

- Конечно, меня, - говорит кошка. - Я мышей хорошо ловлю.

- Нет, хозяйка любит больше меня, - говорит корова. - Я её семью молоком пою.

- Нет, меня, - ворчит собака, - я её дом стерегу.

Послушала хозяйка этот спор и говорит:

- Перестаньте спорить. Все вы мне нужны и каждый из вас хорош на своем месте.

Беседа по сказке.

- Как называется сказка?

- Кто стал спорить?

- О чем спорили животные?

- Что сказала кошка? Корова? Собака?

- Что сказала хозяйка?

- Молодец!

Подвижная игра "Хозяюшка"

- Давай встанем на ковер и поиграем в игру про хозяюшку.

Наша-то хозяюшка хороша была.

Ребенок показывает раскрытые ладошки.

Всем в избе работу хозяюшка дала:

Поочередно соединяет большие пальцы рук, потом указательные, потом средние, безымянные и мизинцы.

Чашечку собачка моет языком,

Складывает ладони чашечкой, "лижет" чашечку.

Свинка собирает крошки под окном,

Приседает, делает ритмичные наклоны головой.

По столу котище лапою скребёт,

Встает, делает руками движения к себе.

Половичку козочка веником метёт.

"Метёт" пол.

Повторное рассказывание сказки логопедом.

- Сейчас я повторю сказку "Спор животных", а ты внимательно послушаешь и попробуешь рассказать её сам.

Логопед еще раз рассказывает сказку ребенку.

- Попробуй повторить сказку.

Пересказ сказки ребенком с опорой на картинки.

Ребенок повторяет сказку.

Логопед, если нужно, оказывает необходимую помощь.

Работа у доски. (Развитие межполушарного взаимодействия и тонкой моторики)

- Сегодня ты замечательно рассказал сказку, а теперь познакомься с котятами – это Пушок и Мурзик. Котята устроили соревнования, кто быстрее догонит мышонка.

(Ребенок рассматривает картинку на доске)

- Помоги котятам: возьми два фломастера и проведи линии одновременно двумя руками: сначала по линии 1, потом по линии 2, и закончишь по линии 3.

Ребенок выполняет задание под счет логопеда: 1-2-3.

- Ты помог котятам поймать мышонка! Они дарят тебе за это наклейку.

3. Рефлексивный этап.

- Расскажи, о ком мы сегодня рассказывали? Вспомни название сказки. Кому ты ее расскажешь?