Методическая разработка внеклассного мероприятия "Земля – наш общий дом"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


1 класс

Цель: формировать первоначальные представления об экологии, показать взаимосвязь между человеком и природой, развивать чувство ответственности и причастности к решению вопросов охраны окружающей среды.

Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность природы, ее взаимодействие с человеком;
учатся оценивать свои поступки и поступки других по отношению к природе; приобщаются к решению экологических проблем.

Оборудование: компьютер с интерактивной доской, картины природы, сигнальные карточки, конверт с заданиями, фломастеры и белая бумага.

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

У: Представьте себя на минутку маленькими звездочками. Сейчас мы с вами полетим в открытый космос и посмотрим вокруг. Что можно увидеть из космоса? (Слайд 1) Д: Солнце, другие звезды, луну, Землю.

У: Как выглядит наша планета?

 Д: Большая, круглая, красивая.

У: Какие цвета наиболее заметны на поверхности?

Д: Синий, зеленый, белый.

У: А как вы думаете, почему именно эти цвета мы видим?

Д: Потому что синее – это моря, океаны, зеленое – это леса, луга, а белое – это льды или облака.

У: Правильно. Давайте вернемся с вами из космоса на нашу Землю.

3. Самоопределение к деятельности.

У: А кто уже догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Д: О планете, о Земле, о природе.

4. Работа по теме.

 У: Одна из звездочек мне передала конверт. Хотите посмотреть что там? Звездочка интересуется, кто из вас слышал слово «экология»? Что оно означает?

Д: Варианты.

У: Это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

У: Давайте рассмотрим фотографии, которые передала нам звездочка, ей сверху многое видно. Посмотрите на какой красивой планете мы живем. Если мы живем здесь, то как можно назвать нашу Землю?

 Д: Нашим домом.

 (Слайды 2-7. Изображения леса, луга, гор, рек, красивых мест природы) Поднимите руки, кому нравится природа нашей страны. Мне тоже нравится наш красивый, уютный дом. Некоторые дети выучили стихи, давайте послушаем:

1-й ученик:

Любите родную природу:
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относиться добрей.

У: О чем просит нас автор этого стихотворения?

Д: Быть добрей?

У: Вы знаете, такая же просьба лежала в конверте от звезды. Почему они обращаются к нам с такой просьбой, как вы думаете?

Д: Варианты.

5. Физкультминутка: ( сопровождаем движениями) Как колышутся деревья на ветру? Как растет травка? Как провожаем птиц в полете? Как дуем на белый одуванчик?

6. Продолжение работы по теме.

У: А в конверте еще фотографии. Давайте рассмотрим остальные.

(Слайды 8-14 о загрязнении окружающей среды)

У: Ой, что это? Какие огромные трубы сливают грязную воду в пруд, а здесь мужчина моет машину в реке, а на этой видно много дыма выбрасывает в атмосферу заводы и автомобили выхлопными газами отравляют воздух. Мы, сидя в кабинете, этого не замечаем, а вот звездочке сверху все видно. Понравились такие картины из жизни нашей земли?

 Д: Нет.

У: Это страшные и ужасные действия выполнены не самой природой, а руками человека. Всегда ли человек правильно и разумно относится к природе?

Д: Варианты.

(Слайды 15-16 к чему приводят экологические катастрофы)

У: Вырубка леса приводит к исчезновению птиц и зверей. Загрязнение воды приводит к гибели рыб, водоплавающих птиц. Загрязнение воздуха приводит к заболеваниям легких у людей. Это серьезные проблемы. Как вы думаете, кто в этом виноват? А что же делать?

2-й ученик:

Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите! (М. Дудин)

У: А вот звездочка спрашивает: вы умеете беречь природу? Давайте проверим. Звездочка приготовила вопросы, нужно выбрать правильный вариант ответа и поднять карточку с нужной цифрой. (Дети разбиваются на группы. В каждой группе набор сигнальных карточек. Поднимают карточку с нужным вариантом ответа)

(Слайды 17-22)

*Кому нужны цветы?

 1) пчелам

 2) мальчикам

*Где дышится легче?

 1) в городе

 2) в лесу

*Что можно делать в лесу?

 1) шуметь

 2) собирать гербарий

 3) ломать деревья

*Где вода чище?

 1) в море

 2) в болоте

 3) в роднике

*Что модно делать на реке?

 1) глушить рыбу

 2) плавать на лодке

 3) срывать кувшинки

*Что нельзя делать на берегу реки?

 1) мыть машину

 2) загорать

3) сидеть с удочкой

У: Просто молодцы. Все без запинки справились со всеми вопросами.

7. Физкультминутка.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых прусах. (Действия сопровождаются движениями.)

8. Продолжение работы по теме.

У: А теперь давайте сделаем вывод: как надо вести себя на нашей Земле?

Д: Не шуметь в лесу, не разорять гнезда птиц, не ломать деревья, не мусорить, не мыть машину в водоеме, экономить воду.

У: Почему вы так считаете?

Д: Земля – это то место, где мы живем. Это наш дом и в нем должен быть порядок.

У: А кто запомнил, чем занимается наука – экология? А кто такие – экологи?

У: Мы с вами сейчас на минутку представим себя экологами. Попробуем решить экологическую проблему, а затем нарисуем предупредительные знаки, чтобы расставить их в лесу, на реке. Это будет предупреждение для тех, кто не знает как нужно себя вести на природе.

Задания:

  • 1-я группа. Человек бездумно, часто и много расходует воду.
  • 2-я группа. Дети решили рассмотреть яйца в гнезде птицы, стащив его с дерева.
  • 3-я группа. Взрослые устроили дискотеку на поляне, распугав зверей и птиц. 4-я группа. Мужчина моет машину на берегу реки.
  • 5-я группа. Мальчишки делают лук и стрелы из молодого дерева.
  • 6-я группа. Компания отметила праздник на поляне с шашлыками и оставила мусор.

(От каждой группы представитель выходит с выполненным рисунком и объясняет значение предупредительных знаков: экономить воду, не разорять гнезда, не шуметь в лесу, не загрязнять водоем, не ломать деревья, не засорять окружающую среду)

9. Итог занятия.

У: Молодцы, ребята. Мы любим Землю?

Д: Да. (хором)

У: Земля наш дом?

Д: Да. (хором)

У: Мы будем в доме наводить порядок?

Д: Да. (хором)

У: И в заключение хочется прочитать стихи:

3-й ученик:

Давайте вместе землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима.
Она у нас одна, одна такая! (Е.Смирнова)

У: Спасибо вам, ребята. Звездочка благодарит вас и теперь спокойна за будущее нашей Земли.