Решение задач на движение

Разделы: Математика


Цель: Продолжить ознакомление с задачами на движение

Задачи

  • продолжить работу по формированию умений решать задачи изученных видов: на движение, на нахождение площади и периметра геометрической фигуры; формировать вычислительные навыки;
  • продолжить формировать представление о геометрических фигурах;
  • продолжить работу по формированию умения решать уравнения;
  • пазвивать математическое мышление и математическую речь;
  • логическое мышление: сравнение, обобщение, классификация и т.д;
  • психические процессы: память, мышление, внимание;
  • рефлексию и адекватную самооценку учебной деятельности;
  • развивать самостоятельность, самоконтроль;
  • воспитывать любовь к математике, к родной природе, родному краю

Оборудование:Учебник, Электронные физкультминутки, Презентация к уроку

Ход урока

Здравствуйте! Меня зовут Юлия Анатольевна. Урок математики вести у вас буду я.

Потрите ладоши.

Вы почувствовали тепло?(да)

- Прикоснитесь ладошками  друг к другу и передайте его. Давайте вспомним правила поведения на уроке. Как должен вести себя ученик? (слушать учителя внимательно, поднимать руку при ответах или просьбах)

I. Формулирование темы урока, постановка цели

. Какую тему мы сегодня возьмём, вы узнаете отгадав ребус и загадку.

Слайды 2, 3, 4

- Кто догадался, какое слово здесь спрятано?

- Следующее слово спрятано в загадке. Читаем хором.

- Чтобы отгадать третье слово вы должны решить примеры.

(скорость, время, расстояние)

Какая же тема нашего урока? (Решение задач на движение)

С какими предметами, созданными человеком, мы чаще всего связываем слова “скорость, время, расстояние”? (Транспорт, машины, поезда, самолёт, велосипед)

Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (тротуар)

В какую сторону следует смотреть в первую очередь при переходе дороги? (влево)

На какой свет светофора следует переходить улицу? (зелёный)

Нужно слушаться всегда
Указаний светофора
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Чем будем заниматься сегодня на уроке математики? (Ответы детей)

На уроке перед нами стоит важная задача: научиться анализировать и решать задачи на движение, оформляя краткую запись в виде графических моделей и таблиц.

Но урок наш непростой. Сегодня мы будем путешествовать по р.н.с. “Колобок”.

Все ли помнят эту сказку? Вы готовы отправиться в путешествие?

Слайд 5

Испекла бабка вечером колобок и положила на окно остужать. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, ещё и любознательный. Лежит колобок на окне, смотрит на небо и звёзды считает. Давайте мы тоже посчитаем. Открыть тетради.

III. Актуализация ЗУН.

Слайд 6

1.Устный счёт. Я буду читать, а вы найдёте из трёх ответов правильный - обведёте кружочком.
1. В каком числе 5 десятков?
2. Какое число уменьшили на 25, если получили 65? 
3. Найди произведение чисел 16 и 2.
4. Найди произведение чисел 24 и 4.
5. Уменьши число 90 на 34.
6. Найди частное чисел 84 и 2.
7. На сколько 80 больше 20?
8. Какое число меньше 100 в 2 раза?

Слайд 7 (для проверки)

1 2 3 4 5 6 7 8 
а) 15 90 32 28 66 86 100 50
б) 50 100 18 96 54 42 4 98
в) 51 40 8 6 56 24 60 90

- Соедините кружочки по порядку.

- Что у вас получилось? (ломаная линия)

- У кого такая ломаная линия, поднимите руку.

У вас верны все ответы.

- Поднимите руку, у кого другая ломаная линия.

У вас допущена ошибка....

- Что вы знаете о ломаной линии?

Она бывает замкнутой и незамкнутой. Данная ломаная линия незамкнутая.

Из чего она состоит?

Ломаная линия состоит из звеньев.

Замкнутые ломаные линии образуют многоугольники, как треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. они имеют вершины, углы и стороны (звенья).

Слайд 8

Среди данных фигур найдите все прямоугольники и выпишите их номера.

- Подчеркните номера тех прямоугольников, которые являются квадратами.

2 4 5 6 8 10

- Найдите Р=? , S=?, если сторона квадрата 5см.

Р – это сумма длин всех сторон.

Чтобы найти Р квадрата надо сложить все его стороны. Поскольку все стороны квадрата равны, то Р=а*4 Р=5*4

S квадрата равна произведению длин его двух сторон. S=а*а S=5*5

IV. Обобщение и систематизация знаний

Слайд 9

Пока Колобок считал звёзды, мы справились с вами и устным счётом, и геометрическими фигурами.

А Колобок, лёжа на подоконнике продолжал мечтать и не заметил, как наступило утро. Спрыгнул он с окна и покатился по дорожке (Музыка по щелчку) и встретил Зайца.

А заяц решил навестить родителей, но не знает который путь выгоднее.

Поможем ему?

Слайд 10

Зайцу от своего дома до дома родителей можно проехать на автобусе с пересадкой в Липовке и Сергеевке. Время движения автобуса между этими посёлками указано на схеме. Какой путь выгоднее, если известно, что в Липовке приходится ждать автобуса 5 мин., а в Сергеевке 15 мин.

Спросить у нескольких учеников предпологаемые ответы.

1ч 15мин+1ч 48мин+5мин=3ч 8мин

1ч 25мин+1ч3 5мин+15мин=3ч 15мин

 V. Физкультминутка для глаз. Слайд 11

Заяц поблагодарил всех и побежал на остановку.

Колобок устал и решил отдохнуть

А мы дадим нашим глазкам отдохнуть. Вы должны водить глазами за солнышком.

Слайд 12

Глазки наши отдохнули, зайчику мы помогли, и Колобок наш покатился дальше

Катится себе Колобок, катится, песни распевает. Вдруг видит Волка. Сидит он на лужайке задумчивый.

- Что ты, волк, такой грустный?

- Не могу справиться с задачами.

- Поможем ему?

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

Слайд 13

Составить задачу по графической модели

Задача 1: Лошадь бежит со скоростью 30 км/ч. В пути она была 5 часов. Сколько километров пробежала лошадь?

- С какой скоростью бежит лошадь?

- Сколько времени она была в пути?

- Какую величину нужно найти?

- Как найти расстояние?

Вывод: Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

(Решение задачи записывается в тетрадь).

Слайд 14

- А теперь составьте задачу обратную данной, чтобы неизвестной величиной была скорость.

Задача 2: Лошадь пробежала 150 км за 5 часов. С какой скоростью двигалась лошадь?

- Назовите формулу нахождения скорости.

Вывод: Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.

(Решение задачи записывается в тетрадь).

А теперь составьте задачу обратную данной, чтобы неизвестной величиной было время.

Слайд 15

Задача 3: Лошадь пробежала 150 км со скоростью 30 км/ч. Сколько времени она была в пути?

Вывод: Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

Вывод учителя: ^ Насколько важно знать зависимость между компонентами. Мы быстро, без особых усилий смогли вывести формулы нахождения скорости, времени и расстояния.

Слайд 16 Вывод (слайд остаётся на экране)

Работа в группах: составить задачи на нахождение расстояния, скорости и времени.

Краткую запись оформлять в виде графической модели.

Группы №1 расст группы №2, 4 – скорость группы №3,5 – время

(раздаю листы и рисунки)

Проверка у доски 

Вывод: s=v.t v=s:t t=s:v (Таблица на доске)

Все группы справились с заданием.

Слайд 17

И волку мы помогли. А колобок продолжает своё путешествие.

Закатился он на поляну. А там такая необыкновенная красота. Сидит Медведь и перебирает цветы. Колобок присоединился к нему.

- А вам хочется узнать какие цветы у них?

Но прежде нужно решить 4 примера.

Слайд 18 ( рисунки цветов появляются только после решения примеров)

180:60=3

100:20 =5

180:30=6

270:30=9

Узнали цветы?

 Каждый цветок распускается в определённое время, а значит, по ним можно узнать который час. Ответы примеров обозначают время распускания цветка.

  • Во сколько расцветает шиповник?
  • Во сколько расцветает мак?
  • Во сколько расцветает мать-и-мачеха?
  • Во сколько расцветает тюльпан?

Шиповник---3 часа

Мак-----5 часов

Мать-и-мачеха----6 часов

Тюльпан---9 часов

 Можно ли рвать цветы на поляне, в лесу? Почему?

Они должны украшать природу, приносить радость людям.

(Слайд остаётся)

Колобок попрощался с медведем и покатился дальше и вдруг услышал звук “ж-ж-ж-ж-ж”. Он увидел пчелиный рой. Пчёлки пригласили Колобка порезвиться вместе с ними. Физминутка: Пчёлки в домике сидели

И в окошечко глядели
Порезвиться захотели
Полетели, полетели.

Пока путешествовал, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться домой Катится по тропинке, вдруг из-за ёлки—Лиса. Под мышкой у неё учебник математики говорит:

Слайд 19

- Слушай, Колобок, решишь мне задания с учебника - домой вернёшься, нет - съем тебя. Быстро, а то я в школу опаздываю. Поможем Колобку? 
Слайд 20

Работа по учебнику. 

1.№ 3 с.11

(Краткую запись в учебнике).

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа по тренажёру

Проверьте свою работу. 

– Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка? 

– Кто решил без ошибок? МОЛОДЦЫ! 

Слайд 21

2.№ 5 Блиц-турнир

Слайд 22

3.“А знаете ли вы?”Кто плавает и летает быстрее всех? 

Чемпион по скорости плавания – меч-рыба. В момент броска её скорость более 100 км/ч. Быстрее всех бегает гепард, его скорость достигает 100 км/ч.Быстрее всех летает иглохвостый стриж, его скорость достигает 160-170 км/ч.Самое медлительное животное – ленивец. С одной на другую ветку он может переползать полчаса ,а то и больше. Кстати черепаха на суше передвигается очень медленно, а в воде её скорость не уступает рыбам. 

Слайд 23

4.Рассмотрите предметы и животных на следующем слайде. Попробуйте определить их средние скорости.

Ребята, вы молодцы. Спасли колобка и помогли другим героям сказки, они вам очень благодарны.

VIII. Домашнее задание.№4,6 с.11

Слайд 24

Прикатился Колобок домой. Все обрадовались. А Колобку так понравилось выполнять задания, что он захотел и дома самостоятельно поработать.

IX. Рефлексия. 

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3. Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети показывают звёзды.)

Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.

Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

Слайд 25

Вот закончилась наше путешествие. Что вам понравилось, ребята, на уроке?