Сетевая проектная деятельность как одно из средств повышения мотивации к изучению английского языка

Разделы: Иностранные языки


Модернизация российского образования обуславливает необходимость качественного изменения подготовки учащихся. Учитель современной школы должен постоянно находиться в поиске новых форм и методов обучения иностранному языку. В настоящее время все большую популярность приобретают дистанционные образовательные технологии обучения, которые основаны на удаленном взаимодействии преподавателя и учащегося. Одной из наиболее эффективных форм образовательных технологий обучения являются сетевые проекты. В рамках данной статьи под сетевым проектом понимается “совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата этой деятельности, организованная на основе компьютерной телекоммуникации” [2]. Учебные сетевые проекты могут реализовываться как на уроках, так и вовнеурочной деятельности.

Как отмечалось в [1], любой сетевой проект состоит из блоков, каждый из которых включает в себя планирование проекта (задача которого привлечь учащихся); непосредственно задание (описывать конечный продукт); процесс (пошаговое описание процедуры того, что должен выполнить учащийся); оценка (приводятся критерии оценивания проектной деятельности) и заключение (подведение итогов проектной деятельности).

Остановимся более подробно на каждом из этапов. Планирование сетевого проекта включает в себя несколько этапов. Так, на первом этапе определяется тема, в рамках которой проводится сетевой проект, а также цели проекта. Учащиеся распределяются по группам. Следует отметить, что распределение по группам может осуществляться как с учетом возраста детей, так и их интересов. Второй этап включает в себя разработку примерной структуры проекта: его название, цитаты и лозунга, формы взаимодействия организаторов с участниками, критерии оценивания работ. Желательно, привлекать учащихся к обсуждению структуры проекта. Учащиеся выдвигают идеи на основе уже имеющихся знаний. Цель первичного обсуждения - это стимулирований идей. На этом этапе можно использовать метод “мозгового штурма”.

На третьем этапе формулируются непосредственно сами проектные задания. Важно, чтобы задания для участников проекта, не имели бы единых, заранее известных решений. Так, в зависимости от степени подготовленности учащихся, могут быть предложены задания, направленные на сравнительное изучение, исследование какого-либо факта, события или места; творческая разработка экскурсии, подготовка репортажа на основе изученных фактов и другие.

Следует отметить, что основная работа над сетевым проектом основывается на самостоятельной работе учащихся в Интернете. Преподавателю важно систематически проводить консультации с учащимися, а также направлять их работу, указывая на полезные информационные ресурсы в сети Интернет, координировать деятельность команд, помогать овладевать исследовательскими и поисковыми методами.

Оценка презентации проекта.

Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, онлайн плакат) оценивается по определённым критериям. 

По результатам проделанной работы готовится отчет и публичная презентация. Критерии оценки образовательных результатов проекта - это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.

Этап рефлексии.

В сетевом проекте рефлексия позволяет ученику осознать свою потребность в учебной деятельности, её цели; поставить учебную задачу, выбрать способ её решения; осознать и проанализировать свои действия; соотнести свой результат с целью деятельности: понять, достиг ли он цели и, если нет, то по каким причинам не смог этого сделать; выявить и скорректировать схему и средства возможной будущей деятельности; мобилизовать собственные ресурсы.

В настоящей статье представлен сценарий сетевого проекта “Города Великобритании. Интересные маршруты”, который проводился в 5-6 классах.

Название проекта: Города Великобритании. Интересныемаршруты.

Цитата: When a man is tired of London, he is tired of life

Краткая аннотация проекта: Великобритания всемирно известна своими городами и достопримечательностями. Интересно узнать и познакомиться с географическими и культурными особенностями городов Великобритании. Подчеркнуть для себя информацию о достопримечательностях Великобритании.

Проект проводится для учащихся 5-6 классов

Информация о проекте

Предметная область: Английский язык

Межпредметные связи: География, история, ИКТ

Возраст участников: 5-6 классы; 11-12 лет

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные результаты:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- умение определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- овладение приёмами отбора, систематизации и переработки информации.

Предметные результаты:

- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ),

-  уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте;

- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;

- кратко излагать результаты проектной деятельности;

- рационально планировать свой учебный труд;

- работать в соответствии с намеченным планом.

1. Подготовительный этап

Подготовительный этап состоит из нескольких подэтапов.

1.1. Информировать администрацию, учителей и родителей о проекте.

1.2. Пригласить других учащихся других классов для участия в проекте.

1.3. Создание координатором своего почтового ящика на Gmail.com.

2.1. Провести родительское собрание.

2.2. Познакомить с буклетом для родителей.

2.3. Заполнить соглашение родителей на участие детей в проекте.

3.1. Демонстрация учащимся “Стартовой презентации”.

3.2. Обсуждение проблемных вопросов:

- Назовите вам известные города Великобритании?

- Чем данные города знамениты?

- Назовите столицу Великобритании?

- Символы Великобритании?

3.3. Распределить учащихся на группы по интересам.

4.1. Познакомить детей с “Правилами безопасного поведения в Интернете”; “Правилами работы в группе”.

4.2. Дать рекомендации по поиску информации.

5.1. Определение времени работы учащихся у компьютера.

5.2. Подготовка необходимых печатных и электронных ресурсов для учащихся.

6.1. Регистрация команды, регистрация на сайте, создание страницы команды.

Основной этап

I этап. Географическое положение.

- Познакомиться с вопросами этапа, заданием и критериями оценивания готовых работ.

- Обсудить задания, наметить план работы команды над заданиями.

- Проведение исследования по теме этапа.

- Знакомство с видео инструкцией по работе в Spiderscribe.net.

- Создание ментальной карты.

- Размещение готовой работы на странице команды.

- Заполнение Таблиц продвижения команд.

- Заполнение Чек- листа 1 этапа (заполняет один участник команды).

II этап. Достопримечательности городов.

- Познакомиться с вопросами этапа, заданием и критериями оценивания готовых работ.

- Обсудить задания, наметить план работы команды над заданиями.

- Проведение исследования по теме этапа.

- Знакомство с видео-инструкцией по работе с Google-картами.

- Создание google-карты.

- Самооценка работы с помощью тестирования. Размещение готовой работы на странице команды.

- Заполнение Таблиц продвижения команд.

- Заполнение Чек- листа 2 этапа (заполняет один участник команды)III этап. Памятные места и люди.

III этап. Памятные места и люди.

- Познакомиться с вопросами этапа, заданием и критериями оценивания готовых работ.

- Обсудить задания, наметить план работы команды над заданиями.

- Проведение исследования по теме этапа.

- Знакомство с видео-инструкцией по работе с сервисом Timetoast.

- Создание ленты времени.

- Самооценка работы с помощью тестирования.

- Размещение готовой работы на странице команды.

- Заполнение Таблиц продвижения команд.

- Заполнение Чек- листа 3 этапа (заполняет один участник команды).

IV этап. Лондон-центр притяжения.

- Познакомиться с вопросами этапа, заданием и критериями оценивания готовых работ.

- Обсудить задания, наметить план работы команды над заданиями.

- Проведение исследования по теме этапа.

- Знакомство с видео-инструкцию по работе с интерактивным плакатом по работе с сервисом linoit.com.

- Создание интерактивного плаката.

- Самооценка работы с помощью Критериев оценки интерактивного плаката.

- Размещение готовой работы на странице команды.

- Заполнение Таблиц продвижения команд .

- Заполнение Чек- листа 4 этапа (заполняет один участник команды).

Дополнительное задание (не обязательно).

Заключительный этап.

Взаимооценивание страниц команд-участников.

- Выбрать две команды участников.

- Познакомить со страницами этих команд

- Оценить их, используя Критерии оценивания этих команд.

Рефлексия проекта:

- Рефлексия координаторов команд.

- Рефлексия участников команд.

Подведение итогов проекта:

- Таблица оценивания работ участников.

Как показала практика, участие в сетевых проектах помогает развитию коммуникативных навыков и способствует формированию интеллектуальных умений учащихся. Сетевые проекты развивают творческий потенциал, мотивацию к учению, предметные и метапредметные знания и умения критического мышления, навыки самооценки. Сетевые проекты формируют у учащихся навыки и умения работы с различными источниками, также способствуют социализации и индивидуализации личности. Участие в сетевых проектах, предъявляет особые требования к его участникам. Учителю и учащимся необходимо владеть исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать самостоятельную работу учащихся, владеть компьютерной грамотностью, уметь использовать современные интернет-технологии.

Литература

  1. Герасимова Е.К., Зенкина С.В. Сетевые сервисы как инструментальная среда для проектирования электронных учебных материалов. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Ставролит, 2015. – 108 с.
  2. Зарипова Е.И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды. Автореферат канд. диссертации. Омск. 2015 г.