Проблемы развития мелкой моторики руки и пути их решения

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор.

В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее». Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. Из этого можно сделать вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. Прежде чем, приступить к работе, нужно четко выработать план, в основу  которого можно положить игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

Мы должны поставить перед собой задачи:

  • улучшить координацию движений пальцев рук,
  • сформировать навыки самообслуживания,
  • улучшить общую двигательную активность ребенка.

Для достижения поставленных задач можно использовать различные формы работы. В совместную деятельность включают цели, реализации которых требуется систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей. В индивидуальной работе ставятся задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым. Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры, в форме массажа.

Массаж - это один из видов пассивной гимнастики, он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Детям можно предлагать массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов и другого), мячиков – ёжиков. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышается, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождаются  чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев, сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать. Во время совместной и самостоятельной деятельности детей мы использовали -  пальчиковый театр, который дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером – постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Другими положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятием. Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики имеет лепка. Она необходима для развития у детей сенсорных пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки можем использовать пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек и другого материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, и совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, и их точность.

Эта работа очень увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Очень увлекательна возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые дети используют в своих играх, инсценировках. В своей работе мы использовали  нетрадиционную технику рисования, в процессе рисования у детей  развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Особое внимание мы уделяем раскрашиванию рисунков и штрихование. Для этого используем альбомы для раскрашивания или заготовки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в обработке координации движения.

В старшем дошкольном возрасте мы вели работу по развитию мелкой моторики как подготовку детей к письму, подбирали упражнения по развитию графических навыков и ориентировку на листе бумаги (графический диктант); упражнения на развитие глазомера. Есть еще не менее увлекательный способ развития графических навыков ребенка – обведение рисунка по точкам. Эти упражнения  направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги. В своей работе по формированию элементарных математических представлений, самостоятельной деятельности детей мы использовали методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. При этих видах деятельности у детей развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность. Здесь предлагается возможности для творчества детей: сам придумал, сам выложил. Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО), работая с мелкими деталями конструктора, у детей развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий  собирание пазлов, нанизывание бисера на леску. Одним из приемов, который можно использовать в своей работе, это игры с мелкими предметами (пуговицами, горохом, фасолью, каштанами, и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь. Дидактические игры на развитие мелкой моторики - игра «Сосчитай – ка» (соотношение цифры и количества предметов с помощью шнурка), игра «Волшебные бусы» (нанизывание плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета на шнурок; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность). Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики комбинируются с различными видами деятельности. В своей работе очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

Работа с родителями – одна из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результатом этой работы будет проявлении интереса детей к различным видам  деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берется за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное». Поэтому нужно стараться предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.