Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики зрительных нарушений у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Согласитесь, что дошкольник много времени проводит сидя за столом: рисует, лепит, конструирует, рассматривает книжки, играет в настольные игры, сидит дома перед телевизором, компьютером. Во всех этих видах деятельности участвует зрение. Частое и продолжительное зрительное восприятие на близком расстоянии может стать причиной развития близорукости. Поэтому педагогам нужно обязательно осуществлять профилактику зрительных нарушений у детей.

В нашем детском саду для профилактики зрительных нарушений у дошкольников мы используем элементы здоровьесберегающей технологии академика Владимира Филипповича Базарного («технология раскрепощенного развития»).

Один из элементов технологии – построение занятий в режиме зрительно-пространственной активности детей. При этом наглядный дидактический материал располагаем где угодно: на стене, на полу, на шторе, т.д. Поэтому дети не прикованы к столам, постоянно находятся в движении. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, таким образом, увеличивается зрительно – пространственная активность. Это снижает утомляемость, повышает работоспособность детей, а также способствует гармоничному формированию функций зрительного восприятия. Это могут быть такие дидактические упражнения: «Отгадай загадку – найди отгадку», «Найди всех птиц.  Какая лишня»,  «Собери овощи (фрукты)», «Что сначала, что потом», «Найди картинку, к которой был прочитан рассказ» и т.д.   

Для работы с наглядностью используем сенсорно-дидактические подвески, которые подвешиваются к потолку. Тем самым обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создаёт повышенную эффективность зрительного восприятия. На них располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребёнок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. В качестве подвески можно использовать обруч, зонтик, планку прямую, дугообразную, «крест» из планок, плечики для одежды, надувной мяч (рисунок 1, рисунок 2).

Рисунок 1, Рисунок 2

Использование схем зрительных траекторий – следующий элемент технологии. Схемы используем для разминок и упражнений на зрительную координацию,  для тренировки глазодвигательных мышц, для снятия зрительного утомления после продолжительной зрительной нагрузки, в конце занятия. Упражнения можно проводить  в позе свободного стояния. Ребёнок прослеживает глазами путь: медленно, быстро («глазки бегут»), может помогать пальчиком, указкой, на конце которой прикреплено изображение бабочки, птицы, зайчика и т.д. (рисунок 3, рисунок 4).

Рисунок 3,  Рисунок 4

Наиболее популярен тренажёр «Восьмёрка».  На нем с помощью траекторий  указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения зрительной гимнастики: вверх-вниз,  влево-вправо,  по кругу в разных направлениях, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.  

Так же используем траектории в виде геометрических фигур, которые к тому же позволяют закреплять знания о геометрических фигурах (рисунок 5). Ребёнок «рисует» фигуру глазами, правой рукой, левой, двумя руками одновременно. Тоже самое можно проделать правой ногой на полу, потом левой, носом, плечом, локтем, коленом. Эти упражнения одновременно являются и физминутками, так как выполняются стоя. 
При этом дети могут стоять на массажных ковриках, в носочках (рисунок 6). Внутри коврики наполнены пуговицами, камешками, фасолью, горохом и другими материалами.  А массаж стоп имеет оздоравливающий  эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов человека.

Рисунок 5, Рисунок 6

Режим смены динамических позследующий элемент технологии. Дети на занятии могут сидеть за столом,  сидеть или лежать на ковре, часть занятия проводить стоя: стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счёт, решить  логическую задачку, рассматривать удаленные предметы. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Режим смены динамических поз позволяет эффективно развивать и функционировать внутренние органы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, исчезает утомляемость, дети раскрепощены, свободны.

В связи с этим актуальным становится использование дидактического пособия «Прозрачный мольберт» (рисунок 7, рисунок 8). Выполняя задание стоя, ребёнок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. Кроме того, во время работы на вертикальной плоскости  у детей нет необходимости наклоняться над изображением, что может привести к нарушению осанки.  К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребёнка. С помощью прозрачного мольберта можно предложить ребёнку упражнения «Нарисуй ниточки к шарикам», «Лабиринты», «Узнай овощ (фрукт) по силуэту и раскрась его в нужный цвет», «Составь число из двух меньших», «Соедини цифры по порядку», «Подбери пару – проведи дорожку», «Обведи по контуру», «Дорисуй недостающее»   и другие.

Рисунок 7, Рисунок 8

Для профилактики нарушений зрения  большое значение имеет зрительная гимнастика (рисунок 9).  Нормальная работа глаза требует его подвижности, поэтому  глазодвигательные мышцы, как и любые другие, нужно тренировать. Зрительные упражнения подбираем интересные, с использованием  атрибутов. В детском саду создана картотека, в которой собраны комплексы зрительной гимнастики по различным темам.

Если гимнастику проводить ежедневно, это эффективно влияет на уровень  зрительных функций.

Рисунок 9

Таким образом, здоровьесберегающие технологии позволяют создать условия для предупреждения зрительных нарушений, развития чувства общей и зрительной координации и их синхронизации, развития зрительно-моторной реакции. А также являются эффективным способом профилактики плоскостопия, нарушений в развитии позвоночника. Развивают внимание, быстроту реакции. Помогают организовывать поиск информации в окружающем пространстве в движении, а значит более эффективно; развивают познавательный интерес, повышает физическую активность детей, предупреждают их утомляемость.