Правописание слов с удвоенными согласными

Разделы: Начальная школа


Класс: 3.

Образовательная программа: "Школа России". Учебник "Русский язык", авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Образовательные задачи: формировать умение правильно писать слова с удвоен­ными согласными.

Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость, развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке, развивать самостоятельную деятельность.

Воспитательные задачи: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения.

Здоровьесберегающие задачи: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся  находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные: работают в информационной среде; владеют основными методами познания окружающего мира.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя; планируют свое действие.

Коммуникативные: умеют формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные:

проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, самостоятельность.

Оборудование и материалы.

Учитель: учебник, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы, презентация для минутки чистописания;  карточки физминутки и 3 фломастера; лист формата А4;  солнышко, лучики красного и желтого цвета.

Учащиеся: учебник, дневник, тетрадь, сигнальная карточка.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Учитель выставляет на доску рисунок солнца, но без лучиков).

У: Доброе утро, ребята! Посмотрите, к Вам на урок заглянул гость. Что это такое?

О: Солнышко.

У: Мы живем с Вами в необычной части Земли, где летом и ночью и днем светло. Такое явление называется Полярный день, а зимой что происходит:

О: Наступает Полярная ночь. И ночью и днем темно, солнце не выходит из-за горизонта.

У: Нам, конечно, не хватает с Вами ярких солнечных дней и поэтому солнышко закатилось к нам на урок. Но что в нем необычного?

О: У солнышка нет лучиков.

У: Верно, ребята. А вот в конце урока каждый из Вас подарит солнышку лучик. Будем слушать внимательно и стараться хорошо выполнять задания, чтобы наше солнышко было ярким и радовало нас своей красотой!

2. Минутка чистописания.

(Читаем вместе на доске запись: число. Классная работа. Разбираем орфограммы. Записываем в тетрадь, подчеркиваем карандашом все орфограммы, обращаем внимание на пунктуационные знаки - спрашиваем, почему ставим точку. Учащиеся, выполнившие задание поднимают сигнальную карточку)

У: Что объединяет все эти картинки? (слайд)

О: На них изображены фотографии о Москве.

У: А что вы можете сказать об этом городе?

О: Москва - столица нашей родины, главный город нашей страны.

У: Как называется страна, в которой мы живём?

О: Россия.

У: Что необычного в этих словах?

О: это имена собственные, они пишутся с большой буквы. Это словарные слова, их написание нужно запомнить.

У: Молодцы, ребята. Пропишем в первой строке слог Ро (учитель демонстрирует на доске). Кто справился с заданием поднимите сигнальную карточку.

У: А что вы можете сказать о слове Россия, что ещё в нём необычного (если возникли трудности, учитель предлагает открыть словарик).

О: В этом слове две буквы сс.

У: Пропишем слово "Россия" во всю строку, подчеркнем в каждом слове орфограммы (учитель демонстрирует на доске). Кто справился с заданием поднимите сигнальную карточку.

3. Актуализация знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам.

а) К данным словам подберите однокоренные слова с непро­износимыми согласными, отвечающие на вопрос "какой?" Запишите по образцу.

Выделите в словах корень, подчерк­ните непроизносимые согласные.

Образец: радость — радостный.

Тягость, грусть, ярость, злость, кость, доблесть, жалость, капуста, пост, уста.

б) Спишите пары слов. Подчеркните сочетания зн, сн. Есть ли в этих словах непроизносимые согласные?

  1. Парусный — паруса, небесный — небеса, грозный — гроза, руко­писный — рукописи, колхозный — колхозы, слёзный — слёзы, сенокос­ный — сенокосы, адресный — адреса, отвесный — отвесы, уксусный — уксус, теннисный — теннис, колбасный — колбаса.

2) Фронтальная работа.

У: Запишите через запятую слова-отгадки, подчеркните букву, написание которой нужно запомнить. Готовность сигнализируем карточкой

(Два ученика работают за закрытой доской, после чего проверяются и оценивается их работа).

1) Деревянная дорога, вверх идет она отлого.

Что ни шаг, то овраг.
Лестница.

2) Это слово обозначает торжество, веселье.

Праздник.

3) Когда люди произносят это слово, они желают быть крепкими и здоровыми.

Здравствуй.

4) Это особый вид эмоциональных переживаний. Способность осознавать, переживать, понимать.

Чувство.

5) Вставьте слово: наш класс продолжает ... в празднике.

Участвовать.

У: Какие слова записали? что за общая орфограмма объединяет все эти слова?

О: Непроизносимый согласный.

У: Все ли слова относятся к этой орфограмме?

О: слово "участвовать" лишнее.

У: К оставшимся словам можно подобрать проверочное слово?

О: нет. Это слова словарные. Их написание нужно запомнить!

4) Самоопределение к деятельности.

У: Послушайте загадки, запишите отгадки (Один ученик на центральной доске).

У:

Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный...

О: Класс.

У:

По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называется ...

О: Шоссе.

У: В чём заключается особенность этих словарных слов-отгадок?

О: В них есть удвоенные согласные.

У: Где пишутся удвоенные согласные?

О: Там, где согласный звук тянется долго, в корне слова.

У: Как вы считаете, какая тема нашего урока?

О: Написание удвоенных согласных.

5) Работа по теме урока.

У: Работа по учебнику. Упр. 233 (с. 121).

У: Прочитайте. Найдите слова, которые одинаково произно­сятся, но имеют разное значение.

У: попробуйте объяснить лексическое значение каждого слова.

О: Бал — большой танцевальный вечер, балл — цифровая отметка успехов; сор - мелкие сухие отбросы, ссора — состояние взаимнойвражды, взаимная перебранка.

У: Выпишите слова с удвоенной согласной, подчеркните орфограмму.

У: Разберем слова по составу (разбор с комментированием, по цепочке).

У: Для чего служит окончание? Чем отличается от других частей слова?

О: Окончание служит для связи слов в предложении. Оно изменяемое.

У: Докажите на примере слов.

У: Прочитайте ниже сведения о языке.

У: Как проверить написание слов с удвоенными согласными в корне?

О: Посмотреть в словаре.

6) Физкультминутка

(На доске размещаются слова с пропущенными буквами по количеству учеников в ряду. Участники делятся на 3 команды - по рядам, выдается по одному фломастеру на ряд. Задание: вписать нужные буквы: класс, касса, аллея, Алла, Анна, хоккей, группа, масса, колонна.)

7) Закрепление изученного материала.

У: Работа по учебнику. Упр. 234 (с. 122).

У: Прочитайте. Объясните лексическое значение данных слов.

У: Выполните письменные задания к упражнению.

У: Прочитайте слова в алфавитном порядке.

У: Прочитайте слова, образованные от выделенных слов. (Тен­нисист, хоккеист.)

У: С помощью какой части слова образованы однокоренные слова? (С помощью суффикса -ист.)

У: Запишите одним словом, подчеркните орфограмму (у доски один ученик).

Помещение в школе. День недели. Один из видов игры в мяч. Игра на льду на коньках. Место, где продают билеты. Дорога с рядами деревьев по сторонам. Дорога, покрытая асфальтом. Женские имена.

О: Класс, суббота, теннис, хоккей, касса, аллея, шоссе, Инна, Алла, Римма.

У: Сделайте звуко-буквенный анализ слова "класс" (один ученик работает на листе формата А4, по завершении работа вывешивается для проверки классом).

Класс- /клас/-1слог.

к /к/ - согл., глух. парн., твёрд. парн.
л /л/ - согл., звон. непарн., твёрд. парн.
а /а/ - гласн., ударн.
с /с/ - согл., глух. парн., твёрд. парн.
с
5б., 4 зв.

8) Рефлексия.

У: Я читаю слова. Если вам встретиться удвоенный согласный, тогда хлопаем в ладоши. Иначе - топаем ногами.

Суббота, класс, музей, вокзал, кассы, перрон, билеты, вагоны, пассажиры. 

У: Оцените свою работу на уроке и подарите лучик нашему солнышку. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке и всё поняли - прикрепите лучик жёлтого цвета, если вы недостаточно освоили новую тему, что-то недопоняли - прикрепите лучик красного цвета.

Посмотрите, какое чудесное солнышко у нас получилось.

9) Подведение итогов урока.

У: Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какой орфограммой мы познакомились?

Какова особенность произношения удвоенных согласных?

У: Как проверить написание слов с удвоенными согласными?

10) Постановка домашнего задания.

У: Вы сегодня хорошо потрудились! Пора и отдохнуть! Урок окончен! Спасибо!

Презентация.