Мониторинг эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) из ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание социальной ситуации развития детей, на первое место ставит – обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Тем самым подчеркивает значимость эмоционального благополучия детей в образовательном пространстве детского сада. Одна из актуальных задач в современных дошкольных образовательных организациях обеспечивать эмоциональный комфорт ребенка, способствовать и поддерживать жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка.

Работая с детьми на средней группе и наблюдая за своими воспитанниками, стала замечать, что у детей стали проявляться такие проблемы, как негативное поведение, сверхактивность, нарушение сна, трудности в обучении, наличие низкой самооценки. А это в свою очередь отражает эмоционально-личностные проблемы, что свидетельствует об имеющемся эмоциональном неблагополучии, при этом причины неблагополучия могут быть самыми различными. Именно поэтому тема эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста заинтересовала меня. Изучила литературу по данному вопросу.

Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, “эмоциональное благополучие” можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.

Оценка эмоционального благополучия в дошкольных организациях производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (мониторинга).

Мониторинг эмоционального благополучия понимается как оценка эмоционального развития и его динамики у детей среднего дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием педагогической работы. Результаты мониторинга эмоционального благополучия, организованного в условиях дошкольной образовательной организации может обеспечить педагогам необходимую информацию, а также позволит выделить новые направления работы с детьми в детском саду.

В настоящее время можно отметить, что тема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка.

Однако исследования по проблеме эмоционального благополучия детей дошкольного возраста носят разнонаправленный характер, что не позволяет однозначно определить сам термин “эмоциональное благополучие”, что обуславливает трудности выделения критериев и показателей оценки его оценки в условиях ДОО.

Мониторинг эмоционального благополучия будет эффективным диагностическим инструментом, если его программа будет основана на изучении следующих критериев эмоционального благополучия: эмоциональный фон, новообразования в эмоциональной сфере, характер общения отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, а составляющие программу диагностические методики будут обеспечивать целостную картину эмоционального благополучия, отражающую причинно-следственные связи.

1. Показатели эмоционального благополучия детей средней группы детского сада

Теоретический анализ понятия эмоционального благополучия позволил определить основные критерии, в соответствии с которыми можно рассматривать показатели благополучия детей среднего дошкольного возраста. Такими критериями, на наш взгляд, могут быть:

- эмоциональный фон жизнедеятельности;

- новообразования в эмоциональной сфере;

- характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.

С точки зрения Филипповой Г.Г. [33] эмоциональный фон жизнедеятельности ребенка является континуумом положительных и отрицательных полюсов:

- эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.

- переживание успеха - неуспеха достижения целей.

- переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.

- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.

- переживание оценки другими результатов активности ребенка.

По мнению О.И. Бадулиной преобладающий положительный эмоциональный фон предполагает доминирующее состояния спокойствия, удовлетворенности и уверенности, направляет на позитивные отношения с другими, пронизанные доверием и заботой.

А.И. Захаров отмечает, что проявлениями эмоционального неблагополучия можно считать нестабильность и неадекватность эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающей действительностью, доминирование отрицательных по содержанию эмоций, выраженная тревожность, чрезмерное проявление страхов.

Таким образом, опираясь на мнения Г.Г.Филипповой, А.И. Захарова, О.И. Бадулиной, мы можем в качестве показателей эмоционального фона жизнедеятельности дошкольников рассматривать:

- доминирование положительных эмоций в деятельности детей в течение дня;

- разнообразие эмоциональных состояний и адекватность переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей;

- нормативная тревожность;

- умеренное проявление возрастных страхов.

По мнению И.Ю. Кулагиной, [19] для дошкольного детства характерна в целом эмоциональная устойчивость, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. К среднему дошкольному возрасту снижается эмоциональная возбудимость, что становится основой формирования устойчивых состояний спокойствия и уверенности в процессе деятельности. Развитие механизмов, регулирующих эмоциональные процессы, приводит к уменьшению ситуативных аффективных вспышек, овладению ребенком способами снятия эмоционального напряжения и контроля за текущим эмоциональным состоянием. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон, по мнению автора, определяется динамикой представлений ребенка и всевозрастающей самостоятельностью, стремлением делать все без помощи взрослого. Как отмечает И.Ю.Кулагина, в младшем дошкольном возрасте течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и так далее. Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость [19].

По мнению А.И. Захарова возрастные страхи – страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития; с возрастом могут самопроизвольно исчезать. Невротические страхи – страхи, отличающиеся большой эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительностью или постоянством течения; они оказывают неблагоприятной влияние на формирование характера и личности, болезненное заострение, взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями. Захаров А.И. также отмечает факторы, участвующие в возникновении страхов у детей дошкольного возраста:

  • наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
  • тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
  • излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [4].

Устойчивость эмоционального фона связанна с качественными изменениями в эмоциональных процессах дошкольника. У детей среднего дошкольного возраста новообразования могут быть рассмотрены в соответствии с ведущими линиями эмоционального развития. Прежде всего, стоит отметить, что с 4-х лет дети активно осваивают экспрессивный язык эмоций. Восприятие экспрессивных признаков, распознавание и вербальное кодирование базовых эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев/злость, удивление, страх), освоение способов выражения своих эмоций – это те достижения, которые отчетливо проявляются у детей в возрасте 4-5 лет. Более тонкие дифференцировки обнаруживаются в базовых эмоциях: радости (надежда, восторг), дистресса (отвращение), страха (тревога, стыд). Появляются социальные формы гнева (обида, зависть, ревность) [20]. Дифференцировочные процессы в эмоциональной сфере сопряжены с усвоением языка эмоций, как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания (О. В. Гордеева, 1995). Содержательно данное определение близко термину “вербальный эталон экспрессии”, введенному В. А. Лабунской для обозначения описания признаков экспрессии различных эмоциональных (преимущественно лица), что является показателем сформированности эталонов экспрессии.

Исследования А.В. Запорожца, Л.П. Стрелковой И.О. Карелиной [14; 15] позволяют говорить, что возникновение новых переживаний связано, прежде всего, с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. В дошкольном возрасте это проявляется в интенсивном развитии и обогащении высших чувств (моральные, эстетические, интеллектуальные), а также появлений эмпатических переживаний в форме сопереживания.

А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова считают, что в возрасте 4-5 лет у ребенка появляется и принципиально новая способность – сопереживать вымышленным персонажам, например, героям сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию.

В среднем дошкольном возрасте сущность эмпатических переживаний меняется в связи с дифференцированием (отделением) себя и партнера как самостоятельных объектов общения и переживания. Ребенок в процессе общения с взрослыми и сверстниками начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других, т. е. начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации. Это стимулирует развитие более сложных форм эмпатии (сочувствие, сопереживание, содействие).

В дошкольном возрасте начинают усваиваться первые этические оценки, и эстетические оценки, на основании которых происходит разделение детьми всех поступков на хорошие и плохие. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам непосредственно участия не принимал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку. Перестройка самих переживаний, в том числе выход на переживания более высшего порядка, те которые связанны с высшими чувствами приводят к развитию регулятивных процессов.

С точки зрения отечественных исследователей возрастная динамика эмоциональной регуляции поведения обусловлена изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивации (А. В.Запорожец, Я. З. Неверович, 1986). Кроме того, становление эмоциональной сферы и ее регуляции не может рассматриваться в отрыве от развития личности (Г. М. Бреслав, 1990). Обращаясь к проблеме нормативности развития личности, Г. М. Бреслав констатирует связь отклонений в формировании личности с эмоциональным нарушением — эмоциональной дезорганизацией, которая выражается в потере избирательного и адекватного ситуации характера эмоциональной регуляции. Проявляется это в эмоциональном “выпадении” ребенка из общего настроения сверстников, т.е. он изолируется от них в силу своего эмоционального состояния. На основании исследования данного факта Г. М. Бреслав выстраивает систему показателей нормативного хода эмоционального развития, “которые не могут быть отделены от показателей предметного содержания деятельности и самосознания ребенка”. На 4-м году жизни появляется более сложный механизм эмоциональной регуляции — эмоциональное предвосхищение предполагаемых результатов собственных и чужих действий, который позволяет активизировать прошлый опыт ребенка. Этот факт находит отражение в способности переживать стыд и чувство вины как эмоциональные последствия совершенных в недавнем прошлом негативных действий. В качестве специфического феномена эмоциональной регуляции в дошкольном возрасте выступает переживание будущего и прошлого как актуального с соответствующей эмоциональной окраской.

Таким образом, в качестве показателей новообразований в эмоциональной сфере в среднем дошкольном возрасте можно выделить:

- дифиринциация эмоций и овладение языком эмоциональных состояний (умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь;

- появление социальных эмоций и высших чувств;

- развитие механизмов эмоциональной регуляции.

С точки зрения Т.А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов [29].

Автор указывает на значение общения с сверстниками в эмоциональном благополучии детей дошкольного возраста. Уровень благополучия детей, по мнению автора, связан с эмоциональным принятием дошкольника, коэффициентом изолированности; индивидуальным коэффициентом удовлетворенности ребенка отношениями со сверстниками, наличием референтного (помогающего) круга общения [29].

Д. Кошелева [17;18] рассматривает эмоциональную сферу дошкольника, как особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, младшим воспитателем, другими специалистами, которые работают с детьми); особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает; эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду; обстановка в семье ребенка.

Исследователи Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина выделяют как показатель эмоционального благополучия уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым. В своей работе Г.А. Урунтаева эмоциональное благополучие определяет как чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [31].

Средний дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Поэтому именно в этом возрасте должно быть доверие со стороны ребенка к взрослому. По мнению автора (Эльконин Д.Б.) осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности и являющиеся показателями эмоционального неблагополучия ребенка [36].

По мнению И.М. Слободчикова эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. [30]. Автор указывает, что общение ребенка с социальным окружением не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоциональное благополучие ребенка возникает на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, самовыражении и общении.

Работы авторов И.М. Слободчикова, Г.А. Урунтаевой , Ю.А. Афонькиной, Д. Кошелевой позволили выделить в качестве критериев эмоционального благополучия отношения ребенка со взрослыми и сверстниками в эмоциональной сфере в среднем дошкольном возрасте это:

- характер самооценочных действий ребенка;

- количество и чистота конфликтов, стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми и сверстниками.

Таким образом показатели эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста на наш взгляд, могут быть:

1. Эмоциональный фон жизнедеятельности

- доминирование положительных эмоций в деятельности детей в течение дня;

- разнообразие эмоциональных состояний и адекватность переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей;

- нормативная тревожность;

- умеренное проявление возрастных страхов.

2. Новообразования в эмоциональной сфере

- дифиринциация эмоций и овладение языком эмоциональных состояний (умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь;

- появление социальных эмоций и высших чувств;

- развитие механизмов эмоциональной регуляции.

3. Характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.

- характер самооценочных действий ребенка;

- количество и чистота конфликтов, стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми и сверстниками.

2. Содержание мониторинга эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста

В Стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться. [ФГОС ДО в п. 3.2.3].

Мониторинг описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников.

При проведении мониторинга учитываются принципы его организации:

  • сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе;
  • от зоны актуального развития – до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребенок сегодня способен делать самостоятельно, а что - при некоторой поддержке взрослого);
  • открытость, прозрачность процедуры оценки развития личности ребенка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса);
  • сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития, но и с его собственными достижениями, полученными ранее;
  • прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей);
  • экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития “сегодняшнего” ребенка с ним “вчерашним”).

Проблема организации мониторинга эмоционального благополучия в дошкольных образовательных организациях непосредственно связана с общими аспектами мониторинговой деятельности.

Во всех дошкольных образовательных организациях проводится оценка эмоционального развития детей и его динамики. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (мониторинга). Мониторинг эмоционального благополучия понимается как оценка эмоционального развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Мониторинг обязательно должен быть связан с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием педагогической работы. Результаты мониторинга эмоционального благополучия, организованного в условиях дошкольной образовательной организации могут обеспечить педагогам необходимую информацию, а также позволят выделить новые направления работы с детьми в детском саду.

Таким образом, психолого-педагогический мониторинг можно определить как системный инструмент, который обеспечивает возможность осуществлять комплексное изучение, анализ и оценку объекта, а также на основе результатов корректировать работу психологов и педагогов в дошкольных образовательных организациях.

Мониторинг эмоционального благополучия как метод психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольных образовательных организациях позволяет своевременно обнаружить низкий уровень эмоционального благополучия, признаки эмоционального неблагополучия, что увеличивает возможность ранней диагностики неблагоприятных вариантов формирования личности ребенка. Это позволяет психологу, воспитателю и родителям более адекватно и содержательно организовывать процесс общения с ребенком и нормализовать ход формирования его личности. Он является неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Диагностика эмоционального благополучия детей дошкольного возраста позволяет своевременно скорректировать эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка в целом.

Системный характер мониторинга помогает определять, как позитивные, так и негативные тенденции в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста, обеспечивает возможность построения целостной картины ситуации развития не только каждого ребенка, но и каждой возрастной группы, всего контингента детей конкретной образовательной организации. Благодаря своим информационным свойствам мониторинг помогает учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей в процессе проектирования и осуществления психолого-педагогического сопровождения детей.

В системе психолого-педагогического сопровождения детей мониторинг эмоционального благополучия позволяет контролировать динамику развития каждого ребенка с целью оптимизации воздействия со стороны образовательной среды, помогает “уравновешивать” эти воздействия с учетом возрастного и индивидуального потенциала каждого ребенка.

В психолого-педагогическом процессе мониторинг эмоционального благополучия выполняет следующие ключевые функции:

- диагностическую функцию, связанную с получением информации об объекте исследования, выявлением уровня психоэмоционального развития дошкольника, определением уровня развития ключевых новообразований эмоциональной сферы;

- оценочную функцию, предполагающую определение необходимости сравнения индивидуальных показателей с групповой нормой, представление о результативности психолого-педагогического сопровождения.

Структура мониторинга может включать в содержание следующие этапы:

- подготовительный: определение цели, объекта, направления исследования, отбор критериев и показателей, выбор инструментария сбора информации;

- практический (диагностический): сбор и систематизация информации. Основные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности .

- аналитический: обработка и анализ полученной информации, выработка рекомендаций [3].

Опираясь на данную информацию, педагог-психолог составляет программу комплексной диагностики эмоционального благополучия дошкольников, которая является основой мониторинга. В программе определяется объект, цель и инструментарий мониторинга.

Мониторинг эмоционального благополучия дошкольника осуществляется педагогом-психологом с согласия родителей каждого ребенка. В качестве инструментария мониторинга могут быть выбраны наблюдение, беседа и диагностические методики. На наш взгляд, определение оптимального задачам мониторинга диагностического инструментария представляет главную сложность, с которой сталкивается специалист, планирующий исследование.

Периодичность мониторинга дошкольные образовательные организации устанавливают самостоятельно, при этом должна соблюдаться возможность оценки динамики эмоционального развития дошкольника и сбалансированность методов диагностики эмоционального благополучия детей.

Наиболее оптимальным режимом организации мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года) и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений. В этом случае, не будет эффекта привыкания детей, родителей, что даст более точную картину развития, сделает мониторинг более эффективным инструментом оценки.

Организация мониторинга эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста лежит в плоскости определения критериев диагностической оценки, определения возрастных параметров, исходя их ключевых характеристик самого явления. С другой стороны встаёт актуальная задача определения методов и методик диагностической оценки. Относительно последнего положения, можно отметить, что данный аспект в психологии остаётся весьма дискуссионным и требует отдельного изучения.

Ранее, теоретический анализ проблемы эмоционального благополучия позволил нам определиться с тем, что эмоциональное благополучие можно определить по критериям эмоционального фона, новообразованиями в эмоциональной сфере и характере отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Каждый критерий имеет свои возрастные показатели.

Наиболее наглядно критерии оценки эмоционального благополучия и возрастные показатели можно представить в виде таблицы (см. таблица 2).

Таблица 2 – Критерии и методы оценки, показатели оценки эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Критерии эмоционального благополучия Показатели эмоционального благополучия Методы и методики изучения эмоционального благополучия
Эмоциональный фон - доминирование положительных эмоций в деятельности детей в течение дня;

- разнообразие эмоциональных состояний и адекватность переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей;

- нормативная тревожность;

- умеренное проявление возрастных страхов

1. Методика “Паровозик” С.В. Валиева;

2. “Выбери нужное лицо” Р.Тэммл, М.Дорки, В. Амен;

3. Методика “Страхи” А.И. Захарова;

4. Программа наблюдений за поведением ребенка Т.Хельбрюгг, Г. Деринг;

Новообразования в эмоциональной сфере - дифиринциация эмоций и овладение языком эмоциональных состояний

( умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь;

- появление социальных эмоций и высших чувств;

- развитие механизмов эмоциональной регуляции.

1. Опросник “Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей” А.М.Щетинина для воспитателей;

2. Методика “Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека” А.М.Щетинина;

3. Методика “Изучение социальных эмоций у детей” Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

Характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками. - характер самооценочных действий ребенка;

- количество и частота конфликтов, стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми и сверстниками.

 

1.Методика определения самооценки детей “Лесенка” В.Г.Щур;

2. Методика “Цветик – восьмицветик”;

3. Опросник “Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка” для воспитателей Н. Артюхина,

В соответствии с выделенными критериями и показателями эмоционального благополучия детей определяется и диагностический инструментарий, с помощью которого можно изучить и оценить эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста.

Для оценки эмоционального благополучия детей по критерию эмоциональный фон можно использовать следующие процедуры:

1. Методика “Паровозик” С.В. Валиева;

2. “Выбери нужное лицо” Р.Тэммл, М.Дорки, В. Амен;

3. Методика “Страхи” А.И. Захарова;

4. Программа наблюдений за поведением ребенка Т.Хельбрюгг, Г. Деринг.

- Методика “Паровозик” (автор С.В. Валиев) позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха в новой или привычной социальной среде. Она направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми от 2,5 лет. Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы. Взрослый предлагает ребенку выбрать из восьми беспорядочно размещенных разноцветных вагончиков один самый красивый. Потом выбрать из оставшихся самый красивый и так далее. Фиксируются позиция цвета вагончиков и высказывания ребенка. Обработка данных стандартизирована, результаты фиксируются в баллах и соотносятся с качественной оценкой психического состояния.

- Методика “Выбери нужное лицо” Р.Тэммл, М.Дорки, В. Амен. Эта методика представляет собой детский тест тревожности.Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

- Методика “Страхи” А.И. Захарова помогает выявить и уточнить преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - " нет" или "боюсь" -"не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ -выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

- Программа наблюдений за поведением ребенка Т.Хельбрюгг, Г. Деринг позволяет нам наблюдать за разнообразием эмоциональных состояний и адекватности переживаний содержанию деятельности, что отражает степень удовлетворения ведущих потребностей у детей среднего дошкольного возраста.

Для оценки эмоционального благополучия по критерию новообразования в эмоциональной сфере можно определить по следующим процедурам:

1. Опросник “Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей” А.М.Щетинина;

2. Методика “Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека” А.М.Щетинина;

3. Методика “Изучение социальных эмоций у детей” Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

- Опросник “Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей” А.М.Щетининой позволяет определить умение читать и выражать эмоциональное состояние других, через экспрессивные средства и речь.

- Методика “Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека” А.М.Щетининой помогает определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека, выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.

- Методика “Изучение социальных эмоций у детей” Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной позволяет определить появление социальных эмоций и высших чувств у детей среднего дошкольного возраста, а также развитие механизмов эмоциональной регуляции. Сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии. Ребенку задаются вопросы он на них отвечает. Затем ребенку предлагают закончить несколько ситуаций. После чего проводят анализ результатов по схеме:

  1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
  2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).
  3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.
  4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
  5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
  6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно -   завидует успеху другого, радуется его неудаче). При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.

Для определения эмоционального благополучия по критерию характер отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками можно определить по следующим процедурам:

1. Методика определения самооценки детей “Лесенка” В.Г.Щур;

2. Методика “Цветик-восьмицветик” А.О Прохоров;

3. Опросник “Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка” для воспитателей Н. Артюхина.

- Методика определения самооценки “Лесенка” В.Г. Щур помогает определить характер самооценочных действий ребенка. Ребенку предлагается лесенка из пяти ступенек, где верхняя ступенька соответствует позитивной оценке, а нижняя — негативной. Ребенка просят отметить крестиком свое место “среди всех людей” на той ступеньке, которая соответствует проявлениям его “здоровья”, “ума”, “характера (хороший)”, “красоты”, “доброты”. Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность собой и частные самооценки. Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка. После выполнения ребенком этого задания можно предложить определить ребенком свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

- Методика “Цветик-восьмицветик” позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к членам семьи, и восприятие, эмоциональную оценку ребенком отношения членов семьи к нему. Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы. Взрослый предлагает ребенку выбрать из восьми беспорядочно размещенных разноцветных лепестков один для себя. Потом выбрать из оставшихся лепесток, который отдал бы маме, потом папе, брату, сестре, бабушке и дедушке (всем, кто проживает вместе с ребенком). Далее, следует обработка и интерпретация цвета, выбранного ребенком для себя и по отношению к другим членам семьи. В методике представлены стандарты для описания значений каждого цвета в характеристике отношения к себе или другому человеку. На основе полученных результатов возможно распределение детей по группам:

1). Группа детей с позитивным отношением к себе и родителям;

2).Группа детей, выбирающих позитивный цвет для себя, но негативные цвета в адрес родителей;

3). Группа детей, выбирающих негативные цвета в свой адрес, но позитивные в адрес родителей;

4). Группа детей, выбирающих негативные цвета в свой адрес и в адрес родителей. Позволяет определить стремление ребенка устанавливать и сохранять положительные отношения с взрослыми (воспитателями, родителями) и сверстниками.

- Опросник “Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка” для воспитателей Н. Артюхиной позволяет выявить и оценить особенности эмоционального состояния ребенка в общении с окружающими.

Представленный диагностический компонент мониторинга эмоционального благополучия детей позволяет решить ряд задач:

- сформировать обоснованное заключение о характере текущего эмоционального состояния каждого ребенка,

- изучить и оценить уровень эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста;

- определить недостающие в эмоционально-регулятивной сфере умения, выступающих внешними индикаторами развития эмоциональной сферы детей;

- выявить точки эмоционального напряжения, выступающие факторами, сдерживающими достижение эмоционального благополучия;

- определить связь эмоционального благополучия (неблагополучия) с социальной ситуацией развития дошкольника (отношения со взрослыми и сверстниками).

Системный подход, реализуемый в мониторинге при изучении эмоционального благополучия, позволяет широко использовать материалы диагностического компонента в практике работы с детьми, педагогами и родителями группы, рассматривать мониторинг как структурный элемент в психолого-педагогическом сопровождении детей в ДОО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из актуальных задач в современных дошкольных образовательных организациях обеспечивать эмоциональный комфорт ребенка, способствовать и поддерживать жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка. Главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателей, специалистов детского сада.

Мониторинг может быть представлен как системный инструмент, позволяющий изучить эмоциональное благополучие по всем показателям и сформировать целостную картину благополучия детей по группе в отражении причинно-следственных связей. Данный материал может использоваться как воспитателями, так и психологами в ДОУ.

Для педагогического коллектива работа по мониторингу эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста предоставляет новую зону профессионального роста и саморазвития.

Признаки здорового эмоционального состояния
От четырех до шести лет

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра) ;
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  • позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
  • равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
  • гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
  • тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
  • создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
  • внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
  • тактичное общение с ребенком для совместной “переработки” чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
  • конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"

Приложение

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамян, Л.A. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье [Текст] / Л.А. Абрамян // Семья и личность: Тезисы докл. всесоюзн. конфер. - М. : МПГУ, 1981. – 546 с.

2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст]: учеб. пособие / Е.П. Арнаутова. – М.: Изд.дом “Карапуз”, 2001. – 264с.

3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Мониторинг в детском саду [Текст]: Научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – СПб.: “ИЗДАТЕДЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2010. – 592с.

4. Бадулина, О. И. Эмоциональное благополучие дошкольников [Текст] / О. И. Бадулина. – Москва : Эконом-информ, 2002.

5. Божович, Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л.И Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.

6. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. -144с.

7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]: учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др./ Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. – Мн. Университэцкае, 1997. – 237с.

8. Дьяченко, М.И Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Л.; М.: Харвест. АСТ, 2001г. – 567с.

10. Захаров,А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128с.

11. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

12. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 128 с.

13. Изотова, Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников [Текст] // Мир психологии. - 2015. № 1. С. 65-77.

14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка [Текст]: Теория и практика. – М.: Изд. центр “Академия”, 2004. – 288 с.

15. Ильина, И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте [Текст]: дисс. канд. психол. наук. / И.Ю. Ильина.- М., 1996.

16. Карелина, И. О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / И. О. Карелина // Ярославский педагогический вестник – 2010 – №4 – Том II Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста. с. 241–247 ? Режим доступа: http://www.vestnik.yspu.org/releases/2010_pp4/50.pdf (дата обращения: 29.05.2016).

17. Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы в период детства [Текст] / И. В. Карелина : учебное пособие / И. О. Карелина. – Ярославль : Из-во ЯГПУ, 2008.

18. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М.: Просвещение, 1997. - 426с.

19. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: учеб.пособие / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А Шаграева . - М.: Академия, 2003.-168с.

20. Кошелева, А.Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей [Текст] // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.– М., 1986. – С. 51-70.

21. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие/И.Ю. Кулагина. - М.: РОУ, 1996.

22. Лаптева, Ю. А. К проблеме определения диагностического инструментария для изучения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста [Текст] / И. С. Морозова, Ю. А. Лаптева // Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве : материалы XVIII региональной научно-практической конференции с международным участием факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета (22-23 апреля 2015 г.) / отв. ред. Е. В. Бурмистрова, А. Ю. Асриев. – Омск : издатель-полиграфист, 2015. – Ч. 1. С. 60-65.

23. Лаптева, Ю. А. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации. [Текст] / Ю. А. Лаптева, Н. И. Фёдорова // Евразийский союз учёных (ЕСУ). - 2015. - №7 (16). - Ч.6. - С. 73-76. ISSN 2411-6467.

24. Лисина, В.Р. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / В.Р. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144с.

25. Миланич, Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Ю.М. Миланич. - СПб., 1998 - 161c.

26. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/monitoring-v-obrazovanii-vidy-monitoringa.html (дата обращения 19.05.2016).

27. Морчукова О.А. Программа развития и коррекции эмоционального мира детей дошкольного возраста "Азбука настроений" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210657 (дата обращения 23.05.2016).

28. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка [Текст] / О.А. Орехова. - СПб.: "Речь", 2002. – 112с.

29. Прихожан, А.М. Психология тревожности [Текст] / А.М. Прихожан. – СПб. : Питер, 2007. – 192с.

30. Прусакова, О. А., Сергиенко, Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста [Текст]// Вопросы психологии. - 2006. №4. С. 24-35.

31. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А. В.Запорожца, Я. З. Неверович. - М., 1986. – 176 с.

32. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст]: Педагогическая наука - реформе школы. // Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. Наук СССР. — М.: Педагогика, 1988.

33. Слободчиков, И.М. Развитие личности ребенка от трех до пяти лет [Текст] / В.А. Аверин, М.В. Осорина, И.М. Слободчиков и др.– М.: Генезис, 2014. – 528с.

34. Урунтаев, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение, 1995. – 296с.

35. Фаустова, И. В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дис ...канд. психол. наук / И.В. Фаустова. - Елец, 2011.

36. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка к проблеме определения понятия [Текст] // Перинатальная психология и психология родительства. - 2004. - №3. – С. 1- 22.

37. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

38. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды/под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989.