Урок внеклассного чтения "Я хочу в школу!" по книге А.Жвалевского и Е.Пастернак. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: урок внеклассного чтения, А. Жвалевский и Е.Пастернак, «Я хочу в школу», подросток и школа


Тип урока: урок- исследование

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать и анализировать содержание книги А. Жвалевского, Е. Пастернак, определять тему, идею, проблематику произведения, характеризовать образы главных героев, составлять глоссарий повести

Метапредметные:

  • Личностные: осваивать социальные нормы, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.
  • Регулятивные: определять и формулировать цель урока, планировать пути достижения цели, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
  • Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность, принимать позицию собеседника, принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
  • Познавательные: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, строить рассуждение на основе сравнения предметов или явлений, делать вывод на основе анализа различных точек зрения, находить в тексте требуемую информацию, преобразовывать текст.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный

Формы организации учебной деятельности: фронтальная и групповая

Средства обучения: презентация PowerPoint; текст повести А.Жвалевского, Е.Пастернак “Я хочу в школу!”

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, книга.

Наглядно-демонстративный материал: мультимедийный ряд.

Ход урока

В школе вы учили уроки, а затем сдавали экзамены.
А жизнь - это экзамен, который преподаст вам уроки...
Том Бодет

1. Организационный момент

Учитель приветствует детей, настраивает на работу

2. Актуализация знаний

Учитель предлагает детям прослушать стихотворение о школе и ответить на вопрос: что ждет герой стихотворения от школы?

Что ждет меня в школе

Парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел, и знаний, и умений
Путешествие начну.
Ждет природа - лес и поле!
Ведь в поход пойдем не раз...
Ждут меня пятерки в школе,
Ждет меня весь первый класс!
В. Моруга

- Ответ на вопрос: какие ассоциации связаны у Вас со школой? Почему? (запись ассоциаций в виде кластера на доске)

- Обращение к эпиграфу урока

3. Целеполагание и мотивация

Дети дома прочитали повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак.

- Запись на доске вопросов, которые возникли у детей после чтения повести?

4. Аналитическая работа с текстом повести. Осознание и осмысление прочитанного.

1) Составление глоссария повести (групповая работа со справочниками и словарями)

1 группа

- Социализация (процесс комфортного вживания в коллектив, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками)

2 группа

- Проект и его защита (одноразовая, неповторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели)

3 группа

- Манипуляции (в психологии – тип социального воздействия)

4 группа

- Мимикрия (в природе – защитное свойство живых существ, принимающих окрас в стиле ландшафта, чтобы не быть замеченными хищниками и спастись от их зубов. В психологии – подражание окружающей среде, подстраивание под нее)

2) Анализ текста

Ответы на вопросы учителя

- Повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак называется “Я хочу в школу”. Как вы думаете, почему такое название дали своему произведению авторы?

- Давайте вспомним его сюжет.

- Дети из повести А. Жвалевского и Е. Пастернак не представляют своей жизни без школы. Они ищут выход, пытаясь обыкновенную школу сделать похожей на свою, необыкновенную. Что для этого они предпринимают? (пишут Проект “Выживание в обычной школе”).

- Какова цель этого проекта? (выживание в школьной среде с минимальными психологическими издержками).

- Сверхзадача? (выход на лидирующие позиции. “И убедить учителей, что у нас хорошая память и что нас не надо заставлять все учить наизусть”).

- Давайте вспомним этапы этого проекта, проанализируем, что детьми было сделано и достигли ли они планируемого результата.

Работа групп

1 группа.

Этап проекта - Сбор и обработка информации о поведении одноклассников.

Цель: выработка приемов социальной мимикрии (не выделяться)

Задание

Заполните таблицу 1. Составьте устный отчет “Повадки одноклассников”. Сделайте вывод, как нужно было вести себя героям в среде детей 33-ей школы, чтобы не выделяться?

Приложение 1

Вывод. Группа талантливых и одаренных детей оказывается в условиях обыкновенной общеобразовательной школы, поэтому не выделяться у них не получается

2 группа

Этап проекта - Социализация. Параллельно – зарабатывание авторитета. “Мы умные, хорошие, всем помогаем”.

Цель: установление дружеских связей с одноклассниками; “или хотя бы нейтральных; или хотя бы чтобы не лезли”, получение рычагов для оптимизации школы. “А то пока нас никто слушать не будет”.

Задание

Заполните таблицу 2. Сделайте вывод, кому из детей удалось социализироваться в новой школе и заработать авторитет, а кому нет.

Приложение 2

Вывод. Финал повести остается открытым. Мы видим, что влились в классные коллективы Анечка, Дима, Женя. Молчун научился говорить, так как жизнь заставила его сделать это. Юльку одноклассники ненавидят, поэтому она планирует перейти в другую школу. Самый бесчестный путь выбирает Ворон, путь манипуляции людьми, основанный не на личных качествах, а на слабостях одноклассников.

3 группа

Этап проекта - Выявление недостатков школьной системы.

Цель: выработка плана оптимизации школы, а то мы за месяц с ума сойдем

Задание

Заполните таблицы 3,4. Сравните системы преподавания 33-й и 34-й школы, их педагогов. Сделайте вывод о недостатках школьной системы.

Приложение 3

Вывод. Комфортно и интересно учиться в 34-й школе. Там нет муштры и зубрежки, там дети выполняют интересные проекты, туда они даже в каникулы бегут с радостью.

Там собраны лучшие ученые и педагоги.

В обычной школе тоже есть талантливые учителя. Но большая нагрузка, огромная бумажная работа оставляют им мало времени на общение с детьми.

4 группа

Этап проекта - Оптимизация школьной системы, чтобы “хоть чуть-чуть пододвинуть ее к нормальной (нашей) школе”.

Цель: сделать мир лучше

Задание

Заполните таблицу 5. Сделайте вывод, какие изменения произошли в образовательной системе школы №33, как изменились сами герои?

Приложение 4

Вывод. Меняются все герои повести. Дети школы №34 понимают, что жизнь сложнее теоретических знаний. Нужно меняться самим и самим изменять мир вокруг.

5. Рефлексия

Ответы на вопросы учителя

- Возвращение к теме урока и вопросам, сформулированным в его начале. Размышления, на какие вопросы дети получили ответ, а на какие нет.

- В книге есть предисловие, адресованное педагогам, и послесловие, адресованное вам, ученикам. С какой целью вводят их авторы? (Авторы говорят нам, что 34-ая школа – реальность. Есть педагоги, умеющие слышать ребенка, для которых педагогика – это жизнь. Есть дети, которые с радостью бегут в школу. “Пусть лучше наши дети будут хотеть в школу. Это наше самое заветное авторское желание”).

- Как вы думаете, какую мысль хотели утвердить в нашем сознании авторы повести “Хочу в школу”? (Мир в лучшую сторону меняем мы сами. Если хочешь жить интересно, сам делай мир лучше, изменяй себя в соответствии с ним, не сдавайся и не приспосабливайся)

- Объясните эпиграф нашего урока, фразу Тома Бодета “В школе вы учили уроки, а затем сдавали экзамены. А жизнь - это экзамен, который преподаст вам уроки”.

- Повесть называется “Я хочу в школу!”. Как вы думаете, какой должна быть эта школа?

6. Домашнее задание

Напишите минисочинение “Школа, в которой хочется учиться!”