Изобразительное искусство Древней Руси. Иконопись

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Цель урока: знакомство с изобразительным искусством и иконописью Древней Руси.

Задачи урока:

  1. сформировать представление о развитии древнерусской иконописи;
  2. развить умение самостоятельно работать с произведениями искусства, отбирать и обобщать материал;
  3. воспитать культуру восприятия произведений искусства.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: урок-исследование.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Актуализация знаний.
  4. Работа обучающихся в группах. Выявление особенностей творчества. Записи в тетрадь.
  5. Сравнительный анализ иконы Андрея Рублева «Троица» и фрески Феофана Грека «Троица».
  6. Работа в группах: создание краткосрочного проекта. Коллаж «Древнерусская живопись глазами современника» (ассоциации на листках бумаги А4 и интересные факты из жизни иконописцев).
  7. Вывод.
  8.  Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Живописец Павел Дмитриевич Корин писал: «Собирая камни, собираешь камни, собирая бабочек, собираешь бабочек, а собирая древнюю русскую живопись, собираешь душу народа…».  Душа – это тонкая материя, тайну которой вряд ли нам удастся постичь до конца. На сегодняшнем уроке мы попытаемся понять и сложить из крупиц её свою картину.

Посмотрите репродукции известных картин и творенья великих зодчих, при этом будьте внимательны! (в презентации по первым буквам фамилий великих русских художников, изображавших Древнюю Русь, скрыто слово «иконопись»)

Презентация «Русь православная»

4. Актуализация знаний.

Учитель: Скажите: о каком государстве и времени идёт речь (Древняя Русь от язычества до принятия христианства).
В каком году Русь приняла христианство? (988, при князе Владимире).

2015 год ознаменован 1000-летием со дня представления князя Владимира – Крестителя Руси.
Итак, из всего вышесказанного и увиденного, попробуйте сформулировать тему нашего занятия: (Древняя Русь. Иконопись. Живопись Древней Руси. Иконопись. Как мы можем ещё назвать живопись?)  «Изобразительное искусство Древней Руси. Иконопись». (Слайд1).
Учитель: Перед вами две репродукции. Что их объединяет и, что отличает? (Объединяет: это произведения живописи, искусства; отличает: это портрет, а это икона). Назовите характерные особенности портретной живописи. (Портрет в переводе с фр. означает «воспроизводить что-либо черта в черту». На портрете изображается внешний облик человека, а через него и внутренний мир). А теперь назовите характерные особенности иконописи (изображение библейских сюжетов, образов…).

Учитель: Только лишь изображение библейских сюжетов и образов является особенностью иконописи? (Затрудняемся ответить).
Чтобы выйти из затруднения, какую цель мы должны поставить на сегодняшнем уроке: выявить основные особенности иконописи на примере мастерства великих иконописцев Древней Руси: Феофана Грека, Андрея Рублева. (Слайд 2).

Учитель. Конец 14-начало 16 века называют золотым веком Древней Руси. Это было время торжества Москвы, вобравшей духовную и художественную культуру Киева и Новгорода, Владимира и Пскова. (Слайд 3-5) Теперь в нее съезжались книжники, духовные деятели, живописцы. В это благоприятное время и прибыл из Византии живописец Феофан Грек, прозванный так за свое происхождение (Слайд 6). Все поражало современников в личности Феофана: и масштаб его дарования, и его творческая свобода, и необычная манера письма. !!!!
Работа с текстом учебника: откройте стр. 142 (один из учеников зачитывает стихотворение поэта Н.И. Рыленкова «Изограф Феофан Грек»).
Учитель. Создание икон требовало огромного мастерства, духовного совершенства, внутренней чистоты. Всем этим в полной мере обладал великий древнерусский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70-1430гг). (Слайд 7).  То немногое, что известно о Рублеве, искусствоведам, известно и нам. А каковы же характерные особенности этих гениев и их манеры письма?

4. Работа обучающихся в группах.

Используя план (он у вас находится на парте), текст учебника (гл.14) и изображения фресок (Слайд8-10), выявите основные особенности живописи Ф.Грека и А.Рублёва.

Итак, какие особенности живописи Ф. Грека можно выделить? Сформулируйте, пожалуйста.

Выявление особенностей творчества Ф.Грека. Сверка со слайдом (Слайд 11). Запись в тетрадь.

Какие особенности живописи А.Рублёва можно выделить?

Выявление особенностей творчества А. Рублёва. Сверка со слайдом (Слайд 12). Запись в тетрадь.

5. Сравнительный анализ. 

С помощью интерактивной доски проецируются изображения иконы Андрея Рублева «Троица» и фрески Феофана Грека «Троица». (Слайд 13). На прошлом уроке вам было предложено выполнить опережающее задание: провести небольшое исследование и представить «Троицу» А.Рублёва и Ф.Грека. Готовились два докладчика и консультант, прошу к доске.

Докладчик 1. Всмотримся в «Троицу» Рублева, икону 15 века, еще ничего не зная о библейском сказании. В ней есть что-то располагающее к длительному созерцанию. Трое прекрасных юношей сидят по разные стороны стола и даже не смотрят друг на друга, но художник так написал их, что видишь каждого в отдельности и всех вместе.

Докладчик 2. Теперь переведем взгляд на «Троицу» Феофана Грека. Эта фреска, написанная в 14 веке, в несколько поврежденном виде сохранилась в Троицком приделе собора Спаса Преображения в Новгороде. 

Д.1. В рублевской «Троице» - мир тишины и покоя, покоя просветленного, благотворного.

Д.2.  «Троица» же Феофана Грека полна трагизма, мрачного напряжения.

Консультант. Библейская история рассказывает, как к старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и как он вместе со своей женой Саррой угощал их под сенью дуба МаМврийского, догадываясь, что в них воплотились три лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.

Д.2. Феофан Грек, следуя византийской традиции, передает этот эпизод с большей обстоятельностью. Он изображает уставленный яствами стол, Сарру, подающую блюда. Левая нижняя часть фрески утрачена, но искусствоведы считают, что там был изображен Авраам. Для Феофана Грека это прежде всего событие, произошедшее в определенном месте и в определенный час.

Д.1. В иконе Андрея Рублева отброшено все второстепенное. Остались три фигуры ангелов, евхаристическая чаша, дуб Мамврийский, дом и скала. Почему?

Ученики. Рублев оставил то, что помогало передать главное, - не событие, а состояние души: любовь, согласие, единение.

Учитель. В сравнении с тихой светлой «Троицей» Андрея Рублева фреска Феофана Грека воспринимается как грозное видение. Иконописцы противостоят друг другу, как стремительная молния и ясное солнце, скорбь и радость…

Продолжите сравнения, выстроив для каждого из них ассоциативный ряд слов. (Учащиеся выстраивая словесный ассоциативный ряд, называют: огнедышащий вулкан - зажженная свеча; бушующий океан - гладь озера; водопад - родник и т.д.).

6. Работа в группах.

Учитель. Первая группа уже предварительно проводила исследовательскую работу по поиску интересных фактов из жизни и творчества Ф.Грека. Вторая группа по поиску интересных фактов из жизни и творчества А. Рублёва. (Факты заранее внесены в вырезанные из бумаги купола храмов). Попытайтесь определить, какие цветовые и фигурные ассоциации возникают у вас при произнесении имени Ф. Грека и А. Рублёва. Приступайте.

Как только группы будут готовы, они по очереди: демонстрируют цветовые и фигурные ассоциации и приводят интересные факты из жизни и творчества Ф. Грека и А. Рублёва.

Учитель. Теперь предлагаю вам оформить коллаж «Древнерусская живопись глазами современника…». После оформления: У вас получились необычные храмы, а вот как изобразил храм Василия Блаженного художник нач. 20 в. Аристарх Васильевич Лентулов (стр.137 учебника). Своеобразный храм, правда?

Как вы думаете, что объединяет творчество этих иконописцев? (любовь к богу, вера в негасимый огонь, тепло и любовь душ человеческих).

Учитель прикрепляет «горящую» свечу - символ соединения и крепости взаимной любви, тепла и мира среди христиан. 
А если искать ассоциации в колокольных звонах?

Ученики. Набат-благовест.

Учитель.  Воспользовавшись словарями, дайте определение названиям звонов. Вывести на экран определение этих понятий.

Учитель. Предлагаю вашему вниманию звучание звонов. Воспользовавшись найденной данной информацией, определите, какой звон звучит.
Как и эти звоны, иконы Рублева и Феофана Грека вызывают разные чувства и разное настроение.

7. Вывод.

Учитель. Развитие древнерусской живописи шло по пути от страстного душевного порыва, выраженного в творчестве Феофана Грека, к самоуглублению, созерцанию той внутренней красоты, которая заключена в душе человека. Это мы можем наблюдать в живописи Андрея Рублева.

8. Рефлексия. 

Вспоминая звучание «Набата» и «Благовеста», скажите: с каким звоном ассоциируется ваше впечатление, от сегодняшнего урока. Объясните почему? - Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?

Ученики, например: («Благовест» – это музыка нежная, спокойная, светлая, слушая которую обретаешь душевное равновесие. «Набат» будоражит, тревожит, держит в напряжении.)

Ученик, например: (А у меня перекликаются эти звоны: вначале «Набат», затем «Благовест».)

Учитель: Позвольте закончить нашу встречу словами Микеланджело:

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца…

9. Домашнее задание.

  1. Глава 14.
  2. Записи в тетрадях.

Список использованной литературы.

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2010. 
  2. Емохонова Л. Г., Учебник. МХК. 10 класс. - М., Академия. 2009.
  3. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времён до XVII века / Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы.

  1. CD-ROM For Windows And MacOS Шедевры русской живописи.
  2. Фонограммы музыкальных произведений.
  3. Урок по МХК «Развитие древнерусской живописи». Ларина Т.В.