Урок русского языка на тему "Общее понятие об однокоренных словах". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить с признаками однокоренных слов;
  • учить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь и общность написания корней;
  • учить различать однокоренные слова со словами с омонимичными корнями;
  • учить находить, подбирать и образовывать однокоренные слова;
  • учить выделять общую часть родственных слов;
  • развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные слова;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление;

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация, карточки с заданиями, шаблоны деревьев.

Ход урока

I. Орг. Момент

- Проверьте все ли готово у вас к уроку.

II. Актуализация знаний.

- Вспомните, какую тему мы закончили на прошлом уроке.

Очень важно в жизни правильно произносить слова и сочетания слов.

- Выполните задания на карточках по этой теме. Вставьте вместо точек предлоги.

Пришел ... школу, вышел ... школы, приехал ... город, выехал ... города, вошел... магазин, вышел ... магазина, вышел ... улицу, пришел ... улицы, пошел ... концерт, пришел ... концерта.

Проверка по цепочке.

III. Сообщение темы.

- Посмотрите на доску, вспомните, из каких частей состоит это растение.

- Без какой части не сможет жить растение?

- Молодцы, основой растения является корень.

- Для чего нужен корень растению? (он питает растение, укрепляет, держит его за землю, благодаря корню растения растут и развиваются)

- Ребята, вы знаете, слова тоже состоят из частей.

- А какая из этих частей главная вы узнаете, послушав сказку. “Деревья из слов”.

Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?”. А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”. Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти.

Сначала один росток пустило, потом второй, третий... Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ.

И правильно сделали: от нее, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

(Зачитываю слова)

- Попробуйте сказать какая тема сегодняшнего урока.

(Общее понятие об однокоренных словах)

IV. Изучение нового.

- Ксюша, какая у тебя фамилия? Какая фамилия у папы, мамы, бабушки, дедушки?

- Кем вы являетесь друг другу? (родственниками)

- Так вот и слова бывают родственными.

- Как думаете, какие слова можно назвать родственными. (те, у которых одинаковый корень)

V. Работа с учебником.

- Прочитайте название нового раздела.

- Прочитайте вопрос Почемучки на странице 43.

- Посмотрите на рисунок. Что изображено? Какой корень у этих слов?

- Давайте прочитаем сведения о языке на странице 43.

- Можем ли мы назвать их родственными?(выросли из одного корня)

- Как по-другому можно назвать родственные слова?

- Давайте прочитаем сведения о языке на странице 43.

- Послушайте слова: час, часовщик, часок.

- Какая орфограмма в этих словах?

- Наше чистописание посвящено правописанию сочетаний ЧА, ЩА.

- Запишите в тетради число, классная работа, пропишите чистописание.

- Используя правило, выполните упражнение 291 на странице 43.

(Записывают 4 человека у доски, по одному сочетанию)

- Давайте сделаем вывод. Какие слова можно назвать родственными?

- Приведите свои примеры. (лес-лесной-лесник; дом-домашний-домовой-домик...). Запись примеров на доску, с выделением корня, показ правильного обозначения.(Записывают дети)

- Назовите корень этих слов.

VI. Физкультминутка.

- Я буду зачитывать пары слов. В одних парах родственные слова, в других нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

  • Лес – лесник
  • Река – плот
  • Сад – садовый
  • Дом – домашний
  • Дом – дым
  • Кот – котик
  • Поле – полевой
  • Гриб – грибной
  • Обед – стол
  • Стена – гвоздь.

- А теперь подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов. (6 раз)

VII. Закрепление изученного.

- Послушайте рассказ “Родственники”

Встретились однажды гусь, гусыня, гусята и гусеница.
- Вы кто такие?
- Я гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – гусеница.

- Можем ли мы назвать слова гусь, гусыня, гусята и гусеница однокоренными?

- Посмотрите на доску, прочитайте слова.

- Напишите, убрав в каждом ряду лишнее слово.

Нос, носильщик, носик, носатый
Час, часок, часть, часовщик
Циркуль, цирк, цирковой, циркач.

- Почему убрали эти слова.

- У вас на столах лежат карточки с текстом.

- Выпишите себе в тетрадь из этого текста однокоренные слова, выделите корень в этих словах.

К зиме папа купил мне лыжи. В ясный день мы поехали в парк. Через весь парк проходит извилистая лыжня. Здесь много лыжников и лыжниц. Скоро начнутся лыжные соревнования.

(Один человек у доски. Фронтальная проверка, сравнение с доской)

- Посмотрите на доску. Прочитайте однокоренные слова. Напишите их в порядке указанных значений. Выделите корень.

Повар, вареник, поварешка, варево, варенье.

______________ - ягоды, плоды, сваренные в сахаре.

______________ - горячее жидкое кушанье.

______________ - маленький вареный пирожок.

______________ - мастер по приготовлению пищи.

______________- большая ложка для разливания жидкой пищи.

(Записывают слова в тетрадь, выделяют корень)

- Составьте предложения с понравившимся словом. Зачитайте

- Ребята, вы в начале урока услышали сказку “Деревья из слов”. Попробуйте теперь сами посадить свои деревья. У вас на столах лежат изображения деревьев, образуйте однокоренные слова и запишите их в рамках. Задание выполняется в парах.

VIII. Итог.

- Мы с вами хорошо потрудились.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

Продолжите мои предложения:

  • Я понял что ...
  • Было интересно ...
  • У меня получилось ...
  • Было трудно ...
  • Мне захотелось ...

Домашнее задание: страница 44 упражнение 293, правило страница 43.

Отметки за урок.

Дополнительный материал: страница 44 упражнение 292.