Внеклассное мероприятие "И шагает век от века кукла рядом с человеком"

Разделы: Внеклассная работа


I. Организационный момент - 1 мин.

II. Ход мероприятия.

1. Беседа бабушки с внучкой у печки - 15 мин.

Печной Дух. Житный Дед. Первая кукла. У люльки. Невеста. Обереги.

2. Физкультминутка - 2 мин.

3. Ярмарка - 15 мин.

Петрушка. Подарки тятеньки. Дымковские куклы. Матрешки. Солдатик.

4. Знатоки - 3 мин.

5. Мастерицы - 3 мин.

6. Викторина - 3 мин.

III. Итог - 3 мин.

1. Награждение победителей конкурса “Моя любимая кукла”.

2. Танец “Куклы водят хоровод”.

Действующие лица

  • Сказительница (ведущая)
  • Бабушка
  • Внучка
  • Славяне, старец, юноша
  • Тятенька
  • Невеста
  • Матрешки
  • Дымковские куклы
  • Русский воин XIV века
  • Знатоки
  • Мастерицы из Центра ремесел
  • Танцоры

Оформление

1. На стенах:

- аппликация “И шагает век от века кукла рядом с человеком”, изображения кукол;

- выставка рисунков “Моя любимая кукла”;

- различные соломенные, травяные, глиняные, деревянные, тряпичные, современные куклы.

2. Русская печка

3. Предметы старины из музейного уголка “Этнос” (самовар, прялка, люлька, короб, шали, одежда, посуда и т.п.)

4. Костюмы для сценок, танцев.

5.Мультимедийная установка.

6. Подарки.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Звучит музыка “Маленькая страна”. Дети в различных костюмах входят в класс, рассаживаются. Выходит сказительница в народном костюме.

Сказительница: Здравствуйте, гости званные и желанные! Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Сядьте поудобнее, слушайте и глядите. Да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали. А рассказ мы поведем про дела старые, что про старые, про бывалые. Старина что незнакомая страна: много там и непонятного и чудесного. Успевай лишь рот разевать да уши топориком держать.

Все мы родом из детства. А без чего в детстве невозможно прожить? (без кукол, без игрушек). На Руси издавна водили хороводы. Сегодня в хоровод встанут куклы. Вы хотите увидеть такое чудо? Для этого нужно многое узнать.

А сначала зажмурим глаза и проговорим:

Раз, два, три, четыре, пять,
Выйдут куклы погулять,
На поляночке зеленой
Будут петь и танцевать.
(Дети повторяют хором. В это время бабушка и внучка проходят и садятся к печке).
Раз, два, три, четыре, пять,
Открываем глаза,
Вот чудеса и начинаются!

Звучит музыка “Переливы балалайки”.

II. Ход мероприятия

1. Встреча с бабушкой и внучкой.

Сказительница: Я слышу какие-то голоса. Давайте заглянем в старинный русский уголок. А там бабушка с внучкой.

Бабушка: Смотри, внучка, печной дух озорует!

Внучка: А он живой?

Бабушка: А как же. Такой маленький старичок с лохматой бородой из дыма. Так-то он невидимый, но иногда людям показывается. Ты приглядись к огню, может и увидишь.

Внучка придвигается к печке, смотрит на огонь. Потом корчит рожицу и показывает язык.

Бабушка: Ты что это делаешь? Не смей. Вот обидится печной дух и уйдет из нашего дома. Тогда хоть топи печку, хоть не топи, все будет холодная. Внучка: Бабушка, вот дома живет домовой, в лесу леший, в реке-водяной. А кто в поле живет?

Бабушка: В поле... Житный Дед живет.

Внучка: А какой он?

Бабушка: Разный... Весной, когда хлеб только взойдет, и Житный Дед бывает совсем маленький: бегает по полю в зеленой рубашонке да с сусликами в прятки играет. Станут хлеба созревать - и у Житного Деда отрастут ячменные усы да овсяная борода. А подойдет жатва - и его волосы становятся золотыми. Не любит этот дед ленивых и хвастливых, а тем, кто землю любит и растит хлеб, он помогает вырастить богатый урожай.

Внучка: Вот бы его увидеть. (Вздыхает).

Бабушка: Да вот он! (Показывает в сторону на соломенного Житного Деда).

Внучка тянется, с любопытством рассматривает.

Внучка: Бабушка, а у тебя в детстве были куклы? Интересно какие? А у прабабушки? А самая-самая первая кукла, - какая она была?

Бабушка: Давным-давно на Руси поклонялись Богам. У наших далеких предков - славян были жуткие обычаи.

Сценка № 1 “Первая кукла”.

Входят дети, медленно идут.

Бабушка: Оказывали, толпа людей собиралась возле изображения Богов-Идолов. Они молили о хорошем урожае и предлагали дары, среди которых была... связанная девушка. Бедняжку должны были принести в жертву. Но тут из толпы вышел юноша.

Юноша: Стойте, люди! Подождите! Сколько же можно губить наших красавиц? Нет мне жизни без моей Любавы!

Старец: А что же мы принесем нашим Богам?

Юноша: Я, кажется, придумал! Да вот полено! (Обращается к толпе). Дайте мне платочек и сарафан!

Бабушка: Вот так он нарядил полено - ну чем не девушка с беленьким личиком! Кукле из полена тут же дали имя - Коллодия и принесли в жертву вместо девушки. (Юноша кладет идолу куклу).

Сказительница: Так кукла спасла человека. А отголоски мрачного обычая сохранились в сказках, где от драконов откупаются прекрасными девушками. А славянские Боги начали... играть в куклы. Да-да ведь Коллодия и была первой славянской куклой. Я видела, как и другим языческим богам вместо человеческих жертв стали дарить Морену, Купалу, Русалку. Мрачные обряды жертвоприношения превратились в веселые праздники. Кукол-чучел обычно сплетали из соломы, травы, наряжали, с песнями носили по селу, водили вокруг них хороводы, затевали игры, а после “отдавали” богам, прося взамен хорошей погоды, богатых урожаев, удачной охоты... (Показ травяной куклы).

Праздники были так хороши, что некоторые из них сохранились до сих пор. Не приходилось ли и вам с песнями и играми сжигать чучело Зимы - Дуню-Масленницу, а после лакомиться блинами? На что похожи блины? (На солнышко).

Бабушка качает люльку, напевает “Баюшки-баю”.

Бабушка: Положи-ка, внученька оберег в кроватку. Внучка кладет самодельную тряпичную куколку, приговаривает: “Сонница-бессонница, не играй с дитятком, а играй с этой куколкой”.

Сказительница: В русской избе возле печки обычно висели куклы “двенадцати лихорадок”: Огнея, Лидея, Гресея...Они должны были отгонять от хозяев болезни, злые силы, оберегать дом. Так их и называли - берегинями.

Бабушка: Еще я видела, как куклами играла...красавица-невеста. Нарядную куклу-оберег ей подарила мать, благословляя на брак. (Выходит невеста). На самой свадьбе маленькие куклы в красных платьях украшали свадебное печенье. А потом невесте давали подержать несколько кукол с пожеланием, чтобы в семье было много детей.

Кукол-берегинь одевали в яркие платочки и расшитые узорами сарафаны, но -оставляли без лица. Славяне считали, что если куклу сделать уж очень похожей на человека, в нее может вселиться злой дух и навлечь на хозяина беду.

Обереги никогда не выбрасывали, а передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой... и, наконец, они превратились в игрушки.

Физкультминутка.

Дети делятся на две группы. Одна группа подходит к бабушке, другая - к внучке.

Берут два оберега на каждую команду. Каждый ученик должен повернуться и проговорить: “Отвернись злом, повернись добром!” - и передать оберег следующему.

Какая команда раньше закончит передавать пра-пра-правнукам оберег, та и победила.

Бабушка: Вот так аж до седьмого колена обереги дошли!

Звучит музыка “Ярмарка”. Бабушка пускается в пляс. Охает, держится за спину.

Внучка: Бабушка, а ты на базарах бывала?

Бабушка: А как же! Их ярмарками называли. Тятенька мой, ваш прадед, брал меня несколько раз. Обычные ярмарки устраивались в праздники. И поэтому все мужчины и женщины надевали на ярмарку свою лучшую одежду. На парнях были расшитые рубахи. Просто загляденье, а на женщинах полыхали сарафаны. Народу было много, и товару всякого видимо-невидимо. Кто хотел, участвовал в играх, состязаниях. А мне очень нравилось смотреть в балагане кукольное представление.

Из-за двери выглядывает Петрушка.

Петрушка: Привет, народ! Веселись во весь опор!

Наряд мой пестрый.
Колпак мой острый.
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Я с бубенчиком в руке,
В ярко - красном колпаке.
Я веселая игрушка,
А зовут меня...

Дети: (Петрушка)

Бабушка: Тятенька набирал товару, накупал всем подарки, никого не обижал. И мы отправлялись домой.

Сценка № 2 “Подарки с ярмарки”.

Выходит тятенька с коробом. Вынимает подарки (шаль, бусы, серьги, матрешку, дымковскую куклу, большого солдатика) показывает, приговаривая:

Родной матушке — платок,
По середочке — цветок.
Женушке — сережки, бусы.
Детушкам - игрушки
Куклы да свистушки!

Бабушка: Просто отрада! Не то, что сейчас - тыр сфыр ныр.

Ученик: Бабушка, да не тыр сфыр ныр, а трансформер.

Бабушка: Вот-вот и я говорю, язык сломаешь.

Сказительница: Сегодня необычный день - старинные куклы оживают.

Звучит русская народная музыка.

Дымковские куклы исполняют частушки.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские -
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары-баловни —
Кавалеры наши.

С лентами да с бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.

Матрешки исполняют потешки (в это время дети-зрители приплясывают на месте).

Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрешки вышли в юбочках.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
“И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки класть?” 

Сели мы на карусели
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.

Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили.
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать!

Звучит музыка “Богатырская наша сила”.

Появляется русский воин из военно-исторического клуба “Дружина” в доспехах с оружием XIV века. Показ боевого искусства. Рассказ о защите земли русской от врагов.

Бабушка: У крестьянских детей куклы были деревянные, соломенные, тряпичные. А в богатых семьях - дорогие, заказывали их за границей.

Сказительница: Бабушка, наши ребята много знают, очень любят читать детскую энциклопедию “Я познаю мир”. И вот о чем они хотят рассказать.

Знатоки:

Первый ученик: Столица кукольного царства. Так называют подмосковный город Сергиев Посад, потому что именно здесь создавались российский куклы и другие игрушки. Глядя на мастеров Сергиева Посада, принимались за игрушечный промысел множество других подмосковных сел. Разрослось за много лет игрушечное царство, а Посад стал его столицей. И до сегодняшнего дня здесь хранятся старые куклы и рождаются новые. А начиналось все это давным-давно, в XIV веке.

Второй ученик: Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский. Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками он одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на этом месте вырос большой монастырь - Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки.

Третий ученик: В Сергиевом Посаде и вокруг него занимались игрушечным промыслом целых 5550 дворов. Делают там игрушки и по сей день. Кроме того, там находится единственный в нашей стране Институт игрушки, где разрабатывают новые ее виды. Существует там и уникальный Музей игрушек, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.

Четвертый ученик: Мальчики играли, разумеется, в войну. Прежде всего они должны были ездить верхом и в раннем детстве ребенок получал отличного коня-каталку, искусно вырезанного из дерева самыми лучшими мастерами резчиками. А в XVIII веке были изобретены оловянные солдатики. Благодаря этому маленькие аристократы, которым предстояло командовать войсками, могли разыгрывать для начала игрушечные битвы.

С помощью наборов солдатиков они также изучали историю. Оловянные солдатики изображали воинов разных эпох. Великий русский полководец А.В. Суворов на столе играл в солдатики, а потом вел в бой свое войско и выигрывал сражения.

Сказительница: А что же Арзамасская земля? Чем же она славится?

Мастерицы из Центра ремесел Арзамасского района рассказывают об Арзамасских куклах - диковинках, которые изготовляются детьми, показывают их.

Внучка: Ой, бабушка, сколько интересного я сегодня узнала!

Сказительница: А теперь посмотрим, что же ребята запомнили.

Викторина.

Вопросы викторины.

1. Как звали первую куклу? Из чего она была сделана? (Коллодия, из полена)

2. Какой город называют столицей кукольного царства? (г.Сергиев Посад)

3. Про какую куклу говорят:

Развеселые подружки

Все попрятались друг в дружке? (Матрешка).

А какие еще загадки про матрешку вы знаете?

Какую игрушку сначала сломают, а потом в нее играют?

В этой молодице

Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для меньшой - темница.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,
И всего одна игрушка.
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые... матрешки.

4. У какого деда ячменные усы да овсяная борода? (Житный Дед).

5. Славяне делали кукол без лица. Почему? (Славяне считали, что если куклу сделать уж очень похожей на человека, в нее может вселиться злой дух и навлечь на хозяина беду).

6. Из чего делали кукол в крестьянских семьях? (Из тряпок, из дерева, из соломы).

7. Какой великий русский полководец в детстве играл в куклы? (А.В. Суворов).

8. Загадки про куклу.

А что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать положишь — будет спать
День, и два, и даже пять!

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
(Солдатик).

Сказительница: Ребята, вы долго готовились к нашему празднику, оформили чудесную выставку рисунков “Моя любимая кукла”, написали кукольные истории. Лучшие истории зачитываются, авторы награждаются.

III. Итог. Сказительница:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли куклы погулять,
На зеленую полянку,
Приглашают танцевать.

Танец “Куклы водят хоровод”.

В конце танца дети приглашают всех гостей в хоровод.

Дарят гостям подарки - обереги, сделанные своими руками.

Список литературы.

1. Детские частушки, шутки, прибаутки (популярное пособие для родителей и педагогов). - Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Мураева Т. Чем пахнут ремесла?// Воспитание школьников. - 2005. - № 7.

3. Юрина Н.Г. Кукольные истории // Миша. - 1998.- №6.- стр. 7-8

4. Юрина Н.Г. Кукольные истории // Миша. - 1998.- №7.- стр. 7-8

5. Я познаю мир: Игрушки. Детская энциклопедия/ Авт.-сост. Н.Г. Юрина. -М.: ООО “Фирма Издательство ACT”, ЗАО “Издательский дом”Семейная библиотека”, 1998.- 496 с, -ил.