Урок русского языка на тему "Как определить спряжение глагола, если его окончание безударное". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока:

  • Формировать умение определять спряжение глаголов с безударным окончанием.
  • Развивать  наблюдательность, произвольное внимание, используя приём анализа.
  • Воспитывать умение вести диалог, работать в паре.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Подумайте, что нам нужно делать для успешной работы на уроке?

(слушать, рассуждать, мыслить, доказывать, понимать, …)

- Я согласна,  всё что вы назвали, очень важно для нашего урока. Займите свои места.

- Какой частью речи являются названные вами слова (глаголом)?

2. Словарная работа.

- Запишите к данным словам однокоренные глаголы в неопределённой форме (по выбору два глагола):

  • Сочинение  - (сочинять)
  • Жёлтый – (желтеть)
  • Счёт – (считать)
  • Мечта – (мечтать)

(самопроверка)

- Кто записал другие глаголы (сочинить, пожелтеть, сосчитать, помечтать).

- Чем отличаются  эти глаголы? (Отвечают на вопрос  Что сделать?)

- Какое правило применили, чтобы не допустить ошибку в написании слов? (корень в  однокоренных словах пишется одинаково)

- Выделите орфограмму «безударная гласная в корне слова».

3. Актуализация знаний.

- Слова, какой части речи записали? (глагол)

- Докажите, что это глагол. (отвечают на вопрос  - что делать? Обозначают действие предмета)

- Что мы ещё знаем о глаголе? (в предложении является сказуемым, изменяется по временам, относятся к I или ко II спряжению, и т.д.).

- Как определить спряжение глаголов? (Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко:
в окончаниях буква –е-, а в 3-м л. мн.ч –ут, -ют- I спряжение; в окончаниях буква –и-, а в 3-м л., мн.ч. –ат,- ят – II спряжение)

4. Возникновение проблемной ситуации.

В класс входит девочка и говорит : «Здравствуйте, разрешите войти. Меня зовут  Арина, я учусь в первом классе. Мне понравилась загадка, и я решила загадать её одноклассникам. Но не знаю, какие буквы написать в некоторых словах. Помогите мне, пожалуйста.  Вы же учитесь уже в 4-м классе».

Арина передаёт плакат, на котором написана загадка с пропущенными буквами.

Сам не ед_т, не идёт,
Не поддержишь – упадёт.
Если ноги пуст_шь  в ход,
Он помчит тебя вперёд.

- Ребята, вы хотите помочь первокласснице?  Мы справимся с этой задачей?

(Ученики  читают загадку, отгадывают её.)  Отгадка- «велосипед».

- Почему в отдельных словах встречаются пропуски? (гласная находится в слабой позиции, это орфограммы, мы не знаем какую букву  написать).

- В словах какой части речи встречаются пропуски? ( в глаголах) В какой части слова? (в окончаниях)

-  Почему в словах  идёт,  упадёт, помчит не пропустила буквы Арина?

- Как вы считаете, какие буквы нужно написать? (ученики выдвигают версии, пытаются доказать)

- Я вижу, что вы затрудняетесь. О чём вы хотите меня спросить? Обратитесь ко мне с вопросом. (Как проверить гласную в безударных личных окончаниях глаголов? Как писать глаголы с безударными личными окончаниями?).

- Вспомните правило, используйте  таблицу-опору.

Сделайте вывод:  в каком случае в личных окончаниях глаголов пишется –е, а в каком –и?  (у глаголов I спряжения в окончаниях пишется –е, у глаголов II спряжения в окончаниях пишется –и в ударном положении).

- Итак, что  нужно знать, чтобы определить какую букву нужно написать в безударном окончании глагола (нужно уметь определить  спряжение глагола)

- Я согласна с вами. Взяв за основу, ответ на мой последний вопрос, сформулируйте задачу урока. (Задача урока  - понять, как определить спряжение глагола, если окончание безударное)

- Верно, это первый наш урок по этой теме. Задача урока - понять, как определять спряжение глагола, если окончание безударное.

5. Постановка учебной задачи.

- Почему возникли затруднения? (мы не знаем, какую букву написать в безударном окончании глаголов);

- Чего мы ещё не знаем? (Мы не знаем, как определить спряжение глагола, если окончание безударное)

- Какая задача стоит перед нами сегодня на уроке? (Задача урока - понять, как определять спряжение глагола, если окончание безударное)

6. Решение проблемы.

 - Где мы сможем узнать, как определить спряжение глаголов, если окончание безударное? (ответы учеников,  в учебнике – один из вариантов  ответов);

- Как определить спряжение глагола, если окончание безударное, мы узнаем из правила с.81;

7. Работа с правилом.

- Прочтите правило;

- Я предлагаю вам поработать со своим соседом по парте. Используя правило, ответьте на вопросы (вопросы записаны на карточке).
(дальнейшее проговаривание вслух)

1. Когда для определения спряжения глагол надо поставить в неопределённую форму?

2. На что указывает суффикс  –и-?

3. Какие глаголы относятся к I спряжению?

Составление алгоритма определения спряжения (схема) две пары.

Одна  - I спряжение, вторая – II спряжение.

8. Первичное закрепление.

- Обратимся к глаголам, которые записывали, определим спряжение. Что поможет нам это сделать? (Правило, с которым сейчас знакомились.

Ученики определяют спряжение у глаголов, доказывают выбор спряжения:  сочинять - I,   желтеть -I,  считать -I,  решать -I).

- Для чего так важно уметь определять спряжение глаголов? (чтобы правильно написать безударную гласную в личных окончаниях глаголов).

- Как вы считаете, это правило поможет нам определить , какую букву нужно написать?

- Используя правило, определим спряжение у глаголов  в загадке, которую принесла первоклассница.

(Работа с сигнальными карточками) Комментирование. (Определение спряжения, и безударной гласной буквы).

- Задайте вопросы, на который я отвечу «да» или «нет». И вы  узнаете, какой грамматический признак  глагола (не поддержишь) я загадала.

(Это глагол II спр.; 2л, ед.ч.; отв. на вопрос : Что сделаешь?, …)

9. Физминутка  (комплекс упражнений для уроков с  элементами письма)

10. Самостоятельная работа.

11. Работа с учебником С.81, упр.254.

- Проговаривая новое правило про себя,  выполним  I вариант 1-3слова, II вариант 3-6 слова.

(взаимопроверка). Поставьте на полях ! – нет ошибок, ?- допущены ошибки.

- Если ваш сосед допустил ошибки. Расскажите товарищу, как избежать ошибки?

12. Включение нового знания в систему знаний  и повторение.

       Работа с нэтбуками. Задании №9 ,   Контроль проверка компьютерная.

13. Рефлексия деятельности.

  • теперь я знаю___
  • теперь я смогу сам____
  • мне это пригодится_____

      Вы хотите узнать, справились ли с задачей, которую ставили в начале урока?
(работа с перфокартами)  I спр.II спр.  Спорит, болеет, дружим, приходит, лежит, заботимся, слушаете, встретим. (самопроверка по эталону)

14. Д/з. 

С.81, правило, 

  • «5» - с.107, упр.2, +продумать схематическую запись правила.
  • «4» - с.107, упр.2.
  • «3» - с.107, упр.1.

Рабочая тетрадь  учеников

Шестнадцатое марта.

поля

Классная работа.

Контрольно-оценочная

Сочинение - сочинять (I)

 

Жёлтый – желтеть(I)

+ или-(самопроверка)

Счёт – считать (I)

 

Решение – решать (I)

 

Дерево ценят(II) по плодам, а человека - по делам.

?(проблемный вопрос)

Строят – строить (II)

**** (крит.оцен).

Владеет – владеть (I)

! или ?

Летаете – летать (I)

взаимопрверка)

I             *                                *

 

II    *            *     *     *     *            *

5, 4, 3.