Урок истории по теме "В афинских школах"

Разделы: История и обществознание


Класс 5 класс
Технология Деятельностного метода обучения, игровая технология
Цель урока познакомить учащихся с системой образования в афинской школе
Задачи урока
  • Увидеть отличия греческой школы от современной
  • Познакомиться с понятиями диптих, стиль, грамматист
  • Познакомится с греческим алфавитом, цифрами
Тип урока Урок открытие новых знаний
Формы работы уч-ся Индивидуальная, парная, групповая
УУД, формируемые на уроке: Личностные: определять свою позицию, объяснять своё мнение.

Регулятивные: 

  • Р1 - совершенствовать   навыки учащихся, умения анализировать, сравнивать и обобщать;
  • Р2 - оценивать свои достижения.

Познавательные:

  • П1 - умение поиск и отбор необходимой информации,
  • П2 - выдвижение гипотез,
  • П3 - умение формулировать вывод.

Коммуникативные:

  • К1 - излагать своё мнение,
  • К2 - понимать позицию другого.
Основные понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока Стиль, диптих, грамматист, педагог-раб.
Необходимое техническое оборудование Компьютер, проектор, таблички, палочки

Структура и ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Мотивация к учебной деятельности. Предупредить о работе в группе, выбрать командира группы, командир будет определять человека, который будет отвечать на уроке. Заполняет листы самооценки.

– Хайрете пайдее! Калой кайагатой!

- Ребята, как вы думаете на каком языке я обратилась к вам и что я сказала?

Возможные ответы учащихся. П2, К1
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. - На греческом. (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!). Я грамматист ввожу вас в свою школу.

Ребята, почему я называю себя грамматистом?

Кто такие грамматисты?

Это учителя в афинской школе!

- Как вы думаете какие еще есть отличия греческой школы от современной?

Это наша учебная задача, которую мы с вами сегодня будем решать.

“Ладошки” - каждый участник пишет свои ожидания от урока, чтобы хотели узнать.

Зачитываю ожидания.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Афинская школа

Взмах палочкой.

Ребята мы с вами в афинской школе. Я грамматист и хочу напомнить вам наши правила! Вам необходимо приходить сюда, едва поднимется солнце, а уходите вы не раньше первых сумерек. Не шалите - розги всегда лежат перед вами. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов - педагогов и сядьте прямо.

- Ребята вас не удивило, почему я назвала педагогов рабами?

Стр. 181 читать, 1 абзац. (что означает слово педагог?) 3 мин

Понятие в тетрадь

Обсуждения в группе (ответы)

Л, Р,Р2, П1, П2, П3, К1, К2
Группы обсуждают, отвечают на вопрос.

- Кто такой педагог и каковы его обязанности?

Обсуждение в группе и оценивание активности в группе!

Вопрос!

Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни

Обсуждение в группе. 4 группа отвечает.

- Ребята есть что дополнить.

Заполнение активности в листы самооценивания
3. Выявление места и причины. Постановка учебной задачи. Вы нашли первое отличие современной школы от греческой.

- Как вы думаете, что за слово на доске?

- Давайте запишем это слово, но не в тетрадь, а на специальных предметах, кстати, как вы думаете, что это за предметы? (Приложение 1)

Заполнение в таблицу 1-го отличия.

Грамматист это человек который учит, педагог-раб - тот кто сопровождает ребенка в школу.

Р, П2, К1
4. Построение проекта выхода из затруднения. Новый материал. Стр.182, 2 абзац, что за предметы

Запись в тетради терминов

Диптих - дощечка, покрытая воском.

Стиль - палочка для письма, с одной стороны - заостренная, с другой - тупая для затирания ошибок.

П1,П3,К1
На каком языке написано, это слово?

Чтобы его прочитать, что нам нужно знать?

У вас на столах лежат карточки с алфавитом. Давайте прочтем слово.

1 группа 1 буква, 2 вторую букв и т.д.

  Л, К1, П1
5. Первичное закрепление. Первичная проверка знаний. А теперь давайте запишем, это слово у себя на табличках. Чем труднее писать?

А какое еще отличие вы нашли?

Запись на табличках слова по 3 буквы.

Отличие 2

Диптих (тетрадь) и стиль (ручка)

Л,Р, П3,К1,К2
Динамическая пауза Физкульт минута    
6. Самостоятельная работа в группах. Кто овладел грамматикой, без труда справиться и с арифметикой.

Ребята, посмотрите внимательно, почему под каждой цифрой стоит буква?

Напишите на листах фломастером цифру 26.

Запишите ещё одно отличие греческой школы от современной.

Заполнить таблицу Р1,П2,П3,

К1

Закрепление знаний. Сверьте таблицу с эталоном на доске Сравнить с эталоном Р1,П3,Р2
7. Рефлексия. Итог урока. Исполнились ли ваши ожидания!

Хайрете! (до свидания)

Взмах палочкой! Возвращаемся!

  • сегодня я узнал...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • я выполнял задания...
  • я понял, что...
  • теперь я могу...
  • я почувствовал, что...
  • я приобрел...
  • я научился...
  • у меня получилось ...
  • я смог...
  • я попробую...
  • меня удивило...
  • урок дал мне для жизни...
  • мне захотелось...

Настроение в классе смайлы улыбки или грустный.

  Л,Р2,П3,

К1,К2

8. Домашнее задание: Параграф 38.

Записать на греческом свое имя и его обозначение

Приложение.