Решение составных задач. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Сформировать способность к решению составных задач на сложение и вычитание в 2 действия (неизвестное целое и одна из частей), тренировать автоматизированный навык счёта в пределах 9.
  • Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе.

 Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое и от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

Предметные:

  • Знать способ решения составной задачи в два действия (неизвестно целое и одна из частей)

Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе исследовать им (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое и от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательны УУД).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика (ожидаемые действия)

УДД

1 Организационный момент

Ребята! Готовы к уроку?

Да!

Уметь решать математические выражения, неравенства, равенства.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД)
Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

 

На вас надеюсь я друзья.

Мы хороший дружный класс, всё получится у нас!

Самоопределение к деятельности

 

Я очень хочу, что бы урок получился интересным и познавательным, что бы мы вместе повторили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые секреты чисел и вычислений.

Чтение девиза урока (см. приложение 1, слайд № 1)

Работа в группах.

Повторяют правила работы в группе.

2 Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела!
Устный счёт – мы творим это дело
Только силой ума и души.

Работа с разрезными карточками.

Игра «Молчанка»

Покажи последующее число числа 8

(9)

Покажи предыдущее число числа 6

(5)

На сколько 5 меньше 9

(на 4)

Покажи соседей числа 7

(6 и 8)

Я задумала число из него вычла 6, получила 1. Какое число я задумала?

(7)

Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Чему равна разность?

(2)

Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, чему равна сумма?

(6)

У Миши было 5 наклеек, а у Алёны на 2 меньше. Сколько было наклеек у Алёны?

(3)

У Миши было 5 наклеек, а у Алёны 3 наклейки. Сколько всего наклеек было у Миши и Алёны?

(8)

Правда ли, что в слове «семь»:
1. 7 звуков

(3)

2. 1 слог

(1)

3. 4 буквы

(4)

Игра «День – Ночь»

Цепочка: 
4+4-2+3-5+3-2+4-3+1=

(7) дети закрывают глаза и считают, после слов учителя «покажите ответ», показывают ответ.

Оцените свою работу.

Оцените с помощью светофорика:
Зелёный – без ошибок, всё получилось.
Жёлтый – есть ошибки, надо потренироваться.
Красный – нужна помощь!
См. приложение 1, Слайд №2

Когда говорят «Ум хорошо, а два лучше?»
Договоритесь чьими цифрами будете работать.

Работа в парах.

Решите равенства, ответы расположите в порядке убывания, если решите верно, то узнаете тему урока.

Слайд №3

7+2=9

(9)

9-4=5

(5)

5-2-3=0

(0)

6+0-5=1

(1)

8-1-3+2=6

(6)

4+3+1-5=3

(3)

 

9,6,5,3,1,0

 

ЗАДАЧА

3 Выявление места и причины затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто догадался какая тема урока?
Решение задач.
Зачем надо уметь решать задачи, это нам нужно в жизни?

 

Что нужно знать и уметь что бы решить задачу?

Читать, знать части задачи, составлять схему, знать таблицу сложения и вычитания, решать и записывать равенства.

Поднимите руки.

 

Оценка знаний на шкале

 

Кому нужно потренироваться?

 

Кто не понимает и не может решить сам?

 

Решить задачу.

См. приложение 1, Слайд №4

Василиса прочитает.

 

Решаем, проверяем в паре, в группе. Группа сигнализирует о готовности.

 

Александра объясняет:

Мне известно, что Катя сделала 6 закладок, а Даша на 2 закладки меньше.

Мне надо узнать, сколько закладок сделала Даша.

Заполняю схему, большой отрезок - Катя, а меньший – Даша, так как Даша сделала меньше с разностью 2.

Вопрос, сколько закладок сделала Даша?

Что бы ответить на вопрос задачи, надо из большего числа вычесть разность, т.е. 6-2=4.

Ответ: Даша сделала 4 закладки.

Решаем задачу № 2

См. приложение 1, Слайд №6

Уметь проговаривать последовательность действий (Регулятивные УУД)
Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД)
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивное УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной самооценки (Регулятивные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

У детей карточка

 

Кто не может решить задачу? Что не знаете? Что трудно? Что не понятно? (В выборе, составлении схемы, в ходе решения не получается одно действие).

 

4 Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какова цель нашей дальнейшей деятельности? Открыть способ решения таких задач. Вы наверное отметили, что эту задачу нельзя решить одним действием, она состоит из двух задач.

 

Что обозначают на схемах отрезки?

Количество закладок которые сделали Катя и Даша.

Что известно в задаче? Что надо найти?

 

Оденьте схему

 

Как найти сколько закладок сделали Катя и Даша?

Надо сложить число закладок которая сделала каждая из них.

Почему?

Ищем целое.

Можно ли это сделать сложив сразу числа 6 и 2?

Нет, так как 2 – это разница между числом закладок Даши и Кати, а нам надо знать число закладок Даши.

Значит какой вопрос спрятался?

Сколько закладок сделала Даша?

Этот вопрос не задан в условии задачи, но без этого промежуточного вопроса мы не сможем ответить на главный вопрос. Для удобства главный вопрос будем брать в кружок.
Дорисуйте схему.

 

Итак, что нужно узнать сначала?

Сколько закладок сделала Даша?

Как?

 

Как теперь ответим на главный вопрос?

 

Ищем целое. Записывайте.

 

Первое действие

6 – 2 = 4

Второе действие

6 + 4 = 10

Если задача решается в одно действие – эта задача называется простой, а если в несколько действий – то составной.

 

Итак что бы решить составную задачу, что нужно узнать сначала?

Найти неизвестную часть

Потом?

Найти целое.

Алгоритм вывешивается. Слайд №8

 

5 Физкультминутка

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по шаблону

Какая тема? Чему мы будем учиться?

Решать новые задачи составленные в два действия.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной самооценки (Регулятивные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

 

Работа в группах:

- Решить задачу

- Выбрать и «одеть» схему

- Записать решение и ответ

(решают в группах, а затем представители от групп у доски).
Оцените свою работу.
У кого всё правильно?
У кого есть ошибки?
Как вы считаете нам нужно поучиться решать задачи? Или мы можем приступить к изучению другой темы?
Подведём итог.
Какая была тема урока?
Какую цель ставили?
Достигли цели?
У кого были затруднения?
Удалось ли их преодолеть?
Над чем нужно ещё поработать?
Кому всё удалось?
Кого мы можем сегодня отметить и поблагодарить?
Оцените свою работу волшебными линеечками.
Дома придумайте составную задачу.

См. приложение 1, Слайд №9 - 16