Урок литературного чтения "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (37 МБ)


Цели:

  • Познакомить учащихся с русской народной сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”; познакомить детей с особенностями волшебной сказки.
  • Формировать навыки беглого выразительного чтения.
  • Воспитывать любовь к близким людям.

Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомятся с сюжетом и содержанием сказки; научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, о животных), отличать сказки друг от друга; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;

Метапредметные:

  • познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;
  • регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), оценивают результаты своей работы;
  • коммуникативные: выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах (или инсценировании) сказки и объясняют свой выбор товарищам; осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них

Личностные:

  • осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД), используются технологии, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Урок построен по технологии развития критического мышления. В нём можно выделить 3 основных стадии. Стадия вызова, осмысления, рефлексия.

В стадии вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемой теме, формируется личный интерес, определяются цели. Дети нашли буквы и узнали тему урока, с помощью опорных слов поставили задачи. На этот момент мы использовали приём критического мышления. Дети включились в активную деятельность.

В стадии осмысления, дети вступили в контакт с новой информацией. На этом этапе, дети прослушали аудиозапись с целью отслеживания процесса познания и понимания текста. Детям было предложено придумать свои вопросы. Это помогает детям читать более внимательно, превращает чтение в увлекательное путешествие.

В стадии осмысления идёт непосредственная работа ребёнка с текстом направленная и осмысленная.

Дети отвечали на тонкие вопросы (вопросы, которые требуют ответ “да”, “нет”), на толстые вопросы (вопросы, которые требуют полного ответа), а также работали над текстом.

Работа шла по развитию критического мышления через уточняющие вопросы, с помощью которых дети пришли к выводу. При анализе произведения шла работа над смысловым чтением.

В процессе работы по развитию критического мышления вырабатываются умения работать в паре. Работа в паре прошла при составлении пословиц.

Рефлексия была проведена с использованием приёмов развития критического мышления через синквейн, это требует от ученика в кратких выражениях рассказать самое главное по теме урока.

Работа шла по развитию критического мышления через вопросы – интерпретации. Эти вопросы учат детей осознавать причины тех или иных поступков.

На протяжении всего урока у детей шло развитие не только критического мышления, но и развитие коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных УУД.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Технологическая карта урока

Этапы урока Задача этапа Планируемое время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Мотивация к уроку. 30 сек Видеоролик. (Нажать на слово “Пусть новый день принесёт только хорошее)

Чудесным пусть будет у вас настроение,
легко и прелестно даётся учение.

Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя

II. Речевая разминка Развитие артикуляционного аппарата 3 мин На доске речевая разминка

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

 
-Прочитайте, что написано на доске?

-Какой звук повторяется в скороговорке?

-Прочитайте хором.

-Прочитайте медленно.

-Прочитайте обиженно.

-Прочитайте весело

Прочитайте быстро.

-Для чего вы выполняли эту работу?

Для чего вы выполняли эту работу?

Скороговорка

Повторяется звук [ш]

Дети читают все вместе.

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Чтобы красиво, выразительно, правильно говорить.

III. Постановка цели урока Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. 5 мин Послушайте песню и скажите, чему будет посвящён наш урок.

Аудио “Сказка гуляет по свету” В. Толкунова (Нажать на солнышко).

Наш урок будет посвящён сказкам.
Ребята, в одной сказочной стране Злой Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все сказки исчезли, разлетелись по свету. Названия сказок стёрлись. Остались картинки. Не поможете ли вы мне расколдовать сказки, вспомнить как они называются.

Какие вы молодцы! Расколдовали сказки.

– Сказки называют народной мудростью. Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста. Автора народной сказки нельзя определить. Есть научное толкование слова сказка. Из предложенных мной вариантов выберите верный.

Гуси-лебеди,
Лиса и Заяц,
По щучьему велению,
Волк и семеро козлят,
Царевна-лягушка
Сказка – это...

• научно-фантастическое произведение;

• произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.

- Найдите самое главное в этом определении.

Всегда ли добро побеждает зло?

Докажите.

Проблема.

В нашем учебнике есть замечательная сказка, которая поможет ответить на этот вопрос.

Предлагают варианты ответов.

Добро всегда побеждает зло

Прочитайте название сказки на доске.

СGЕСIТ1РИDЦSА АSЛ6ЁZНUУ9ШYК8А И БQРNАRNJТ5ЕVЦ ИJВIА7НGУFШSКZА

Сформулируйте цели урока.

- Познакомимся...

- Будем развивать...

- Обогащать...

- Пополнять...

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

...со сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

... навыки осознанного, выразительного чтения.

...свою речь.

...свой багаж новыми сказками

IV. Изучение нового материала Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. 8 мин

 

6 мин

1. Первичное чтение сказки.

(Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой 3 класс (нажать на картинку “Алёнушка и козлёнок”)

Прослушайте сказку, представьте героев. Придумайте вопросы к сказке.

2. Первичная проверка понимания.

- Понравилась ли вам сказка?

Назовите героев сказки и опишите их. Можете пользоваться “Словариком прилагательных”.

- Что помогло нам дать характеристику героям?

Для чего мы давали характеристику героям?

Кто больше понравился? Почему?

У вас на столах листочки разного цвета.

Зелёный – высокий уровень.

Жёлтый – средний уровень.

Красный – низкий уровень.

Оцените себя на этом этапе работы.

 

Эпитеты

Мы узнали, что все герои разные.

Минута самостоятельной работы.

Придумайте свои вопросы к сказке. Запишите в тетрадь.

Что мы сейчас проверили?

Продолжим работу над текстом.

- Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?

Внимательно ли прослушали сказку.

 

 

Алёнушка и Иванушка были брат и сестра. Родители их умерли и остались они одни - одинёшеньки.

Куда пошла Алёнушка и почему она братца взяла с собой?

В кого превратился Иванушка? Как это случилось?

Найдите эти стоки и прочитайте.

Алёнушка пошла на работу. Иванушку не с кем было оставить дома.

Он превратился в козлёночка, потому что напился водицы из козьего копытца.

Как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру?

Как отнеслась Алёнушка к брату, ставшему козлёночком.

Хорошо ли это не слушать старших – и почему вы так считаете?

Было очень жарко. Иванушка очень хотел пить.

Алёнушка его любила, как раньше.

Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, т. к. у них больше опыта.

Что предложил Алёнушке купец? Найдите эти строки.

Хорошо ли им жилось вместе?

Кто помешал их счастью? Как это случилось? Найдите эти строки и прочитайте.

Он предложил выйти за него замуж.

Да, жили они хорошо.

Им помешала ведьма. Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в неё.

Кто знал об её обмане?

Стал ли козлёночек снова мальчиком? Как это случилось?

Что сделали с ведьмой?

Козлёночек.

Да. Он от радости перекинулся через голову 3 раза.

Её привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.

Зачем я вам задавала вопросы?

Сделайте вывод.

Оцените свою работу на этом этапе урока.

Чтобы ещё лучше понять сказку

Отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе.

V. Физкультминутка   1 мин Сейчас мы с вами отдохнём и продолжим работу дальше (нажать на слово “ФИЗМИНУТКА”). Выполняют движения под музыку.

Лиса

Дети называют сказки

VII. Работа в парах Учатся полно и точно выражать свои мысли. Владеют навыками самостоятельной работы 12 мин Работа в парах.

Продолжим работу над проблемным вопросом. поработаем в паре.

Вам надо собрать рассыпанные пословицы.

Что такое пословица?

Минутка самостоятельной работы.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся.

Добра желаешь, добро и делай.

Добро не лихо – ходит тихо.

За добро добром и платят.

Выполняют задание самостоятельно.

Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

– Прочтите собранные пословицы.

– Что их объединяет?

Какие пословицы о добре вы знаете?

- Итак, вернёмся к сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

– Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей сказке.

- Докажите, что они подходят.

- Почему именно пословицы собирали?

Оцените свою работу на этом этапе урока.

Мудрые изречения, которые учат жизни.
VIII. Итог урока Принимают и сохраняют учебную задачу. 2 мин 30 сек – Чему учит эта сказка?

- Как мы должны жить, чтобы жить в добре?

Вернёмся к проблемному вопросу.

Всегда ли добро побеждает зло.

К сожалению, в жизни не всегда так бывает.

От кого это зависит?

Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде.

 

 

 

Да и это мы доказали на примере сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

Сейчас составим синквейн.

Выберите самую главную тему.

- Закончите предложения.

Я сегодня узнал...

Я научился...

Мне было...

Я рад...

Поставьте себе общую оценку.

 

Добро.

IX. Домашнее задание Учатся выбирать задание по своим возможностям. 1 мин Разноуровневое задание.

1. Нарисовать иллюстрацию к сказке.

2. Подготовить выразительное чтение сказки по ролям.

3. Составить кроссворд к сказке.

Записывают задание в дневник. Задают вопросы.
X. Рефлексия Владеют Навыками самоанализа 1 мин Два дерева “Чёрное” и “Зелёное”.

Приклейте листочек на одно из деревьев. Дерево выберите сами.

Как вы думаете, почему одно дерево чёрное?

Видео приложение (нажать на картинку).

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Использованная литература

1.Диск “Инфоурок”

2. Интернет-ресурсы