Логопедическое занятие "Словарные слова". 5-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 5


Цель занятия:

  • формировать мотивацию учебной деятельности;
  • систематизировать дальнейшее формирование универсальных учебных действий (УУД);
  • развивать интерес к предмету.

Задачи:

коррекционные

  • Закреплять правописание словарных слов;
  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Уточнять и обогащать словарный запас;
  • Отрабатывать умение грамотно оформлять высказывание.

развивающие

  • Развивать организованность и самоконтроль;
  • Развивать логическое мышление, слуховое внимание.

воспитательные

  • Вызвать у детей положительные эмоции и рефлексию;
  • Способствовать повышению самооценки, дать установку на дальнейшие успехи;
  • Воспитывать любовь к русскому языку;
  • Способствовать укреплению и сохранению здоровья.

Оборудование: словарные слова (разрезаны на буквы), заготовки кроссвордов, карточки с предложениями, заготовки смайликов, карандаши, клей.

Ход занятия

Организационный момент

1) Жужжащее чтение. (5 мин.)

Цель - развитие техники чтения, речи, памяти.

У каждого на столах книги В. Драгунского “Надо иметь чувство юмора”.

Открываем книги на 35 странице и читаем рассказ “Заколдованная буква”.

2) Минутка каллиграфии.

Цель - учить правильности нижнего соединения буквы Л с гласными У и Ы.

Лл Лл Лл Лл

М

Лу

Лы

Основная часть

1) Сформулировать тему и записать на доске.

Тема занятия- словарные слова. А чем словарные слова отличаются от других слов? То слова с непроверяемыми орфограммами.

2) Написание словарного диктанта

Цель - развитие зрительного внимания и орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.

Сегодня словарный диктант будет необычным: некоторые слова вы будете угадывать из лексических значений.

Слова: Апельсин, шоколад, почерк, мандарин (цитрусовое плодовое дерево, плод его сходный с апельсином), герой, хоккей, рюкзак, футбол ( спортивная командная игра, состоящая в том, что игроки стараются ударами ноги загнать мяч в ворота противника), велосипед (двухколёсная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями), бинокль (ручной оптический прибор из двух соединенных зрительных трубок для рассматривания далеких предметов обоими глазами).

У каждого на столе лежат слова, разрезанные на буквы. Ваша задача собрать слова и проверить написание словарных слов.

3) Работа со скороговорками.

Цель - тренировка мускулов артикуляционного аппарата, отработка четкой дикции.

Луша у душа мыла шею и уши.

На окошке крошку мошку ловко ловит лапкой кошка.

1. Тренируем произношение наиболее трудных слов, отмечаем все случаи.

2. Несколько раз произносим скороговорку очень медленно, по слогам пока она не будет звучать без запинок.

3. Затем артикулируем скороговорку несколько раз беззвучно, стараясь особенно четко произносить все звуки.

4. Потом произносим скороговорку шепотом, желательно не один раз.

5. Снова произносим скороговорку вслух, чуть быстрее, но еще достаточно медленно, 3-5 раз.

6. Произносим все осмысленно, с нужной интонацией и правильным смысловым ударением.

4) Работа на уровне предложения (на карточках).

Игра “Незнайкины ошибки”. Расшифруй предложения, расставив слова на свои места. Запишите правильные предложения.

Крыльцо зашло на Ванечку. У Яночки на кольце пальчик. Цирк пошёл в мальчика. В водице холодный колодец. Кирпич сделан из стены.

5) Физпауза “Гимнастика для глаз”.

6) Развитие зрительного и слухового внимания.

На доске записаны слова. Прочитайте, повторите их, смотрите, не ошибитесь.

забор-упор-собор куб-дуб-суп
губы-зубы-клубы палка-галка-балка
речка-печка-гречка спор-сбор-бор
бочка-кочка-почка

7) Развитие логического мышления.

Вам предлагается кроссворд.

Итог занятия

Занятие хочется закончить словами классика Ивана Сергеевича Тургенева “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”.

Использованная литература.

1. Иванкова В.Н. “1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок”, М., АКВАРИУМ ПРИНТ, 2005.

2. Карягина Н.Н., Перепелицина Е.Н. “Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков”- Волгоград: Учитель, 2009.

3. Ладыженская Т.А. “Русский язык 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений” - М.: “Просвещение”, 2010.

4. Львов М.Р. “Правописание в начальных классах: Методические указания ко всем темам программ по русскому языку.- Тула: ООО “Издательство “Родничок”; М.: ООО “Издательство Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, 2001 г.

5. Яворская О.Н. “Занимательные задания логопеда для школьников”, КАРО, СПб, 2010 г.

6. Яворская О.Н. “Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет”, КАРО, СПб, 2010 г.