Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов I курса к условиям обучения в техникуме

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Период обучения студентов в техникуме совпадает с периодом юности 14-18 лет. Особенности этого возраста связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой - осуществить профессиональное самоопределение.

Наиболее трудным для студентов становится первый год обучения. Обучение в техникуме отличается от учебного процесса в школе. Новый режим занятий, другие взаимоотношения с педагогами и сверстниками, понимание роли профессиональных дисциплин для будущей специальности, все это ведет к значительным изменениям всего образа жизни в целом. Адаптация студентов I курса к жизни и учебе в техникуме является залогом их дальнейшего развития как личности, будущих специалистов. Поэтому организация работы со студентами-первокурсниками по их адаптации к студенческой жизни становится особенно актуальной.

Под адаптацией понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Выделяют два вида студенческой адаптации:

а) профессиональная адаптация - приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическая адаптация - приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

Кроме этого, различают 3 формы адаптации студентов к образовательным условиям:

1. Формальная адаптация - познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям.

2. Общественная адаптация - процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

3. Дидактическая адаптация - подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения

Становится очевидным, что психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности в техникуме необходимо, кроме того, эта деятельность социально-психологической службы должна быть направлена на поиск путей активизации процесса адаптации. Так как профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Этим и объясняется актуальность создания в Канском техникуме ОТ и СХ программы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации студентов – первокурсников к условиям обучения.

Целью программы является создание условий, способствующих успешной адаптации студентов I курса к условиям и особенностям учебного процесса в техникуме.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

1. Изучение индивидуально-психологических особенностей студентов I курса.

2. Формирование положительной учебной мотивации.

3. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

5. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе, развитие навыков саморегуляции.

6. Оказание психологической и социальной помощи.

Реализации программы осуществляется в следующих направлениях:

1. Аналитико-диагностическая работа.

2. Профилактические мероприятия.

3. Развивающая и коррекционная работа.

Примерное планирование реализации программы

Мероприятия
1. Аналитико-диагностическая работа
1.1 Изучение личных дел студентов. Составление социальных паспортов.
1.2 Выявление интересов и коммуникативных навыков студентов.
1.3 Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов.
1.4 Изучение индивидуально-психологических особенностей студентов I курса.
1.5 Исследование степени удовлетворенности студенческой жизнью.
1.6 Диагностика уровня тревожности студентов.
1.7 Изучение уровня адаптированности студентов к учебной группе и к учебной деятельности.
1.8 Выявление уровня сформированности суицидальных намерений.
1.9 Изучение межличностные отношения в группе: социометрический статус каждого студента.
1.10 Выявление внутренней склонности к отклоняющемуся поведению.
1.11 Проведение повторной диагностики со студентами с низким уровнем адаптации по окончании адаптационного периода.
2. Профилактические мероприятия
2.1 Вовлечение студентов в деятельность секций, кружков, клубов, студий.
2.2 Психологическое сопровождение процесса адаптации (профилактика дезадаптации).
2.3 Обеспечение комфортных условий проживания студентов в общежитии, оказание социальной помощи студентам льготных категорий
2.4 Подготовка и проведение педагогического консилиума по результатам изучения особенностей студентов I курса.
2.5 Подготовка и проведение родительских собраний в группах I курса.
2.6 Подготовка и проведение классных часов с элементами социально-психологического тренинга:
  • “Стратегии выхода из конфликтных ситуаций”
  • “Психологическая подготовка к экзаменам”
  • “Суицид среди подростков”
  • “В мире, где есть СПИД”
  • “Урок Доброты”
3. Развивающая и коррекционная работа
3.1 Социально-психологический тренинг повышения уровня адаптации, снижение тревожности.
3.2 Социально-психологический тренинг на самопознание и самопринятие.
3.3 Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа со студентами по выявленным проблемам.
3.4 Оказание психологической помощи и поддержки студентам и преподавателям в решении личностных и пр. проблем, связанных с процессом адаптации.

Ожидаемые результаты:

1. Создание комфортной образовательно-воспитательной среды для студентов-первокурсников;

2. Определение контингента групп, выявление лидеров, формирование коллектива, создание благоприятного психологического климата в группах, принятие студентами традиций техникума;

3. Положительная динамика степени социально-психологической адаптации первокурсников;

4. Снижение процента отсева первокурсников;

5. Формирование у первокурсников компетенций взаимодействия, социального общения, навыков работы в коллективе;

6. Создание мотивации к дальнейшему продолжению образования, формирование устойчивого интереса к профессии;

7. Совместная продуктивная совместная деятельность в учебных и творческих коллективах.

Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов к учебному процессу рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме и осуществляется как в процессе преподавания учебных дисциплин, так и в процессах учебного и внеучебного взаимодействия со студентами.