Новое в "новой школе"

Разделы: Общепедагогические технологии


В 21 веке безграмотным считается уже не тот,
кто не умеет читать и писать, а тот,
кто не умеет учиться,
доучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер

Стремительно бегущее время диктует нам свои условия. Так в жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному ученику в рамках “Нашей новой школы” предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений и в школе, и в вузе, и на протяжении всей жизни. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность, в частности, дистанционную.

Дистанционное обучение принято определять как комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от преподавателя до учащегося.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В ХХI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом. Появилась возможность связаться с любым учеником, где бы он ни находился. Распространение “быстрого интернета” дало возможность использовать “online” семинары для обучения.

Дистанционное обучение гибко, потому что не требует особой инфраструктуры для набора учащихся, не обязательно жесткое расписание, оно удобно для людей, живущих в географически отдаленных областях. Эта же гибкость позволяет получать образование социальным группам, которым по каким-либо причинам затруднен доступ к обучению в учебном заведении.

Всем известно, что для каждого учителя обязательным нормативным документом является стандарт. Если обратиться к федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, то мы найдем такие слова: “Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся” (ФГОС ООО).

В нашей школе, как и во многих школах России, есть дети с ограниченными возможностями здоровья, для которых необходимо создать определенные условия для обучения и воспитания. Именно в детские годы происходит формирование личности. Оно будет зависеть от условий, в которых находится ребёнок с раннего возраста, какое образование он получает. Решение этих вопросов иногда отягощается серьёзными заболеваниями детей или детей-инвалидов. Хочется отметить, что дистанционное обучение и технологии дистанционного обучения дают возможность получать знания не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и детям, пропустившим занятия, детям, желающим знать больше. Дистанционная форма обучения лучше всего подходит для того, чтобы такие дети получили качественное образование. В этом учебном году мы со своими учениками прошли опробацию на электронном образовательном ресурсе ЯКласс и знакомство с РЭШ. Данные ресурсы позволили детям проверить и углубить свои знания по многим учебным предметам. И не могло быть иначе, потому что они видели результаты своей деятельности. А это и есть лучшая мотивация!

Что же представляет собой дистанционное обучение? Дистанционное обучение - это обучение, в котором изучение существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем, осуществляются с использованием технических, программных и административных средств, глобальной сети Интернет.

Педагог в случае дистанционного обучения является тьютором. В его обязанности входит руководить обучением, консультировать детей и родителей, отвечать на вопросы и разъяснять трудные моменты.

Для успешного обучения учителю предоставляется возможность использовать в практике различные средства телекоммуникаций (чат, скайп, обмен файловыми документами, телефон).

Мы считаем, что учителя в сельских школах тоже должны не только использовать технологии дистанционного обучения, но и создавать свои дистанционные курсы.

Мы стараемся идти в ногу со временем, поэтому с помощью среды “Moodle” разработали три дистанционных курса: “Основы алгоритмизации”, “Физика. Механика”, “Подготовка к ОГЭ по русскому языку”

Материал курса, изучаемого ребенком, разбит на уроки, разделы или модули. Каждый урок или раздел включает:

  • лекционный материал (гипертекст с объектами мультимедиа)
  • тренировочные задания (с образцами, выполненными в виде графических файлов, чтобы ученик мог самостоятельно проверить правильность их выполнения)
  • несколько вариантов заданий по уроку
  • рефлексия
  • формы оценки заданий

Несмотря на особую форму проведения занятия учитель, организуя обучение, ставит задачи, как и в обычной школе:

  • формирует положительную мотивацию к обучению;
  • ликвидирует пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников по предметам школьного цикла, используя для этого информационно-коммуникационные технологии;
  • формирует интерес к предмету;
  • развивает творческий потенциал личности;
  • социализирует ребёнка.

Реализация каждой из перечисленных выше задач, учитывая особенности детей, требует от учителя серьезной подготовки.

Дистанционное обучение позволяет создать индивидуальный маршрут обучения школьников:

  • каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины, того или иного материала;
  • ребенку не нужно ждать, пока учитель запишет на доске предложения для разбора;
  • электронный лабораторный эксперимент всегда проходит четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволяют быстро найти нужные материалы.

Все это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению со сроками в рамках классно-урочной формы обучения.

Практика показала, что дополнительно учащиеся готовы заниматься перед муниципальным туром олимпиады или непосредственно перед экзаменом. В другое время дополнительные домашние задания в виде задач на программирование не вызывают особого энтузиазма, а значит возникает необходимость в привлечении дополнительных ресурсов, которые повысили бы мотивацию к занятиям.

Контенты курсов включают видеоролики, web-странички, презентации, тренажёры, интерактивные задания, кроссворды, которые позволяют быстрее понять изучаемые темы, а также рекомендации по работе с курсом. В процессе обучения учащимся предлагаются задания, за выполнение которых отметка не выставляется. Кроме того, контент курса включает две контрольные работы, выполнение которых является обязательным. Для того, чтобы овладеть знаниями по темам курсов необходимо:

  • изучить теоретический материал, самостоятельно проверяя усвоение с помощью тренировочных тестов и заданий, за которые оценка не выставляется;
  • научиться применять теорию на практике;
  • выполнить контрольные работы и итоговое задания” (со страницы курса)

Материал к модулям курса подбирается исходя из целей и задач модуля курса. Для наполнения курсов использовали следующие электронные ресурсы: страница, файл, гиперссылка, задание, тест.

  • “Страница” позволяет размещать текст, иллюстрации, ссылки на видеоролики, тренажеры, pdf-файлы и другое, но не позволяет организовать автоматическую проверку результатов изучения материалов обучающимся. Только появление "галочки" при открытии материала, если в параметре занятия указан параметр "Автоматически выставлять отметку".
  • “Файл” позволяет разместить отдельные файлы для скачивания или просмотра, например, текстовые документы, презентации, pdf-файлы и другое. Проверка результатов изучения материала аналогична html-странице;
  • “Тесты” содержат тестовые задания, можно настроить тест по следующим параметрам: шкала оценивания, количество попыток и другие. После тестирования баллы за тест отражаются в ведомости успеваемости автоматически.
  • “Задания” позволяют размещать текст, иллюстрации, ссылки на видеоролики, тренажеры, pdf-файлы и другое. Задания имеют возможность организации обратной связи с преподавателем, возможность прикрепить файл обучающимся для проверки и оценивания, комментирования работы и преподавателем и обучающимся. Отметку ставит преподаватель.
  • “Гиперссылка” позволяет преподавателю разместить веб-ссылку как ресурс курса. Ссылка может быть связана с любым ресурсом, который находится в свободном доступе в Интернете.

Все это даст возможность учащимся с интересом получать знания.

Именно современная школа создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирования потребности учиться на протяжении всей жизни. А это всё в руках учителя. Человека, который учится всю жизнь, человека, готового к новым свершениям.

Мы можем с уверенностью сказать о том, что за дистанционными курсами будущее.