Урок "Права и обязанности родителей и детей"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: сформировать у обучающихся представление о правах и обязанностях родителей и детей.

Задачи

  • Образовательные: продолжить работу по формированию умения работать с различными источниками, извлекать из них информацию;
  • Коррекционно-развивающие: продолжить работу по развитию навыков монологической речи и ведению диалога, внимания и памяти, образного и логического мышления;
  • Воспитательные: воспитывать потребность осознанно соблюдать законы, с уважением относиться к нормам и правилам, созданным обществом, овладеть определённым набором знаний по семейному законодательству для дальнейшей самореализации личности.
Этап урока Деятельность учителя Слайд Деятельность обучающихся
1 Организационный момент Опрос дежурного

Настрой на урок

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов

Что является опорой в жизни каждого человека?

   

 

 

 

 

 

Ответы детей: семья, родители, его родные и близкие.

Жизнь большинства людей начинается в семье. Семья дарит человеку тепло и уют. Мама и папа, бабушка и дедушка. Братья и сестры – это те люди, с которыми мы связаны узами родства. На прошлых уроках мы узнали, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Это записано в главном Законе страны - Конституции РФ. Сегодня на уроке мы должны узнать, какими правами и обязанностями обладают родители и дети в семье.

Чтобы записать новую тему тетрадь, нам необходимо ее самостоятельно сформулировать, используя набор слов представленных на доске.

Сообщение темы и цели урока

№1 Формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетрадь

2 Актуализация знаний Фронтальный опрос

1. Как называется международный документ, в котором прописаны общие правила человеческих отношений?

2. Как называется международный документ о правах детей?

3. Как называется главный Закон нашей страны, в котором записаны права и обязанности граждан?

 

№2

 

Ответы обучающихся

Словарная работа

Брак

Семья

Права

Обязанности

№3 Записывают определение в тетрадь
3 Сообщение новых знаний Вводное слово учителя

Жизнь большинства людей начинается в семье. Папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры – это те люди, с которыми мы связаны узами родства. Семья дарит человеку тепло и заботу. Семья, материнство и детство находится под защитой государства. Это записано в главном законе страны - Конституции. Государству не безразлично, как семья воспитывает своих детей. Оно заинтересовано в том, чтобы вырастали хорошие, добрые, умные, честные люди, чтобы всем детям в семье жилось хорошо. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях права детей нарушаются. Вот поэтому появляются законы, которые регулируют отношения между членами семьи, законы, которые призывают к ответу родителей, если они не выполняют или выполняют плохо свои обязанности.

Более подробно о правах и обязанностях родителей и детей говорится в специальном законе. Он называется Семейный кодекс. Слово “кодекс” в переводе с латинского языка означает “книга”. В Семейном кодексе собраны правила, касающиеся взаимоотношений супругов, родителей и детей. Особенность этих правил в том, что они является обязательными для всех жителей нашей страны, потому что это – закон.

Какие правила, на которых должны строиться отношения в семье, определяет Семейный кодекс?

 

№4

 

Комментированное чтение избранных глав Семейного кодекса:

Ответы детей

Вопросы по прочитанному:

Глава 11. Права несовершеннолетних детей.

- До какого возраста человек считается ребенком?

- Можно ли не допускать ребенка общаться с одним из родителей или с другими родственниками?

- Что обозначает слово злоупортреблять?

- Назови свое полное имя, свою фамилию и отчество. --Как зовут твоего отца, чью фамилию ты носишь?

   
Слово учителя:

Рождение ребёнка удостоверяется “Свидетельством о рождении”. Это документ, в котором указывается фамилия, имя, отчество дата рождения, а также данные родителей. Учитель показывает образец свидетельства о рождении

С момента рождения ребенка супруги обретают родительские права и обязанности. Отличительная особенность родительских прав в том, что они одновременно являются и обязанностями. Права и обязанности родителей носят неотчуждаемых характер. Это значит, что ни не могут быть переданы другим лицам. Их нельзя продать или купить, подарить или завещать. Так родители никому не могут продать право (и обязанность) воспитывать своих детей.

Глава 12. Права и обязанности родителей.

- Как ты понимаешь выражение: родители имеют равные права и обязанности?

- Когда прекращаются родительские права?

Что запрещает закон в отношении к детям?

Кто обязан обеспечить получение детьми основного общего образования?

- Когда родители могут быть лишены родительских прав?

Глава 13. Алиментные обязанности родителей и совершеннолетних детей.

 

№5

 

Рассматривают образец, отвечают на вопросы.

Записывают определение в тетрадь

Словарная работа

Алименты

- Как вы понимаете выражение “обязаны содержать”?

Составление схемы “Права и обязанности родителей и детей”

 

№6

 

№7-8

 

Записывают определение в тетрадь

4 Физкультминутка      
5 Первичное закрепление материала Игра “Вопросы из бочки”

После развода мать и ребенок переехали жить в другой город. Бывший муж Геннадий желает принимать участие в воспитании сына. Однако мать препятствует встречам ребенка с отцом: то говорит, что он болен, то совсем уезжает к родным в деревню.

№9

№10

 
Вопросы: какое право ребенка нарушается в этой ситуации? Какое право отца нарушается в данной ситуации?   Право на общение с обоими родителями и другими родственниками. На равные права и обязанности родителей и детей.
Мать троих детей оставила детей своим родителям, живет отдельно, и уже как год нигде не работает, материально не помогает ни детям, ни родителям, детей не посещает, в общем живет своей беззаботной жизнью.

Вопрос: может ли приняться решение о лишении родительских прав этой женщины?

№11 Может
Александру 14 лет. Он живет с матерью, но желает жить с отцом (он в разводе с мамой). Мать против переезда к отцу.

Вопрос: имеет ли Александр право выбрать, с кем ему жить? Должен ли суд учесть мнение ребенка. Какое право ребенка нарушается?

№12 Право ребенка выражать своё мнение.
Татьяне 17 лет. У нее есть жених. Она хочет с ним жить. Но родители против этого человека. Не дают ей встречаться, закрывают в квартире.

Вопрос: Правы ли родители в этой ситуации. Что вы посоветуете Татьяне.

№13 Ответственность за жизнь Татьяны несут родители до 18 лет.

Татьяне нужно дождаться совершеннолетия и потом устраивать свою личную жизнь.

Бывший муж Веры переехал жить в другой город. И вот уже 4 месяца не платит алименты на 2-х своих детей. На телефонные звонки не отвечает.

Вопрос: какую обязанность родителя не выполняет этот отец?

№14 Обязанность содержать своих несовершеннолетних детей.
Василию 25 лет. Он работает охранником в частном предприятии. В свободное время подрабатывает в службе такси. У Василия есть больная мать, пенсия у нее маленькая. Денег на лекарства не хватает. Но Василий редко навещает свою мать. Не интересуется здоровьем.

Вопрос: Какую обязанность не выполняет совершеннолетний сын?

№15 Обязанность содержать своих нетрудоспособных родителей.
Молодая мама Юлия решила оставить ребенка в родильном доме. Она считает, что она не сможет выполнять обязанности родителя, так как у нее нет жилья и работы.

Вопрос: какое право ребенка нарушает это мать?

  Право жить и воспитываться в семье.
6 Домашнее задание Используя текст Семейного кодекса самостоятельно заполнить схему “Права и обязанности родителей и детей”.   Записывают домашнее задание в дневник.
7 Итоги Оценки за урок.

Я желаю вам в будущем иметь крепкую, дружную семью. Стать хорошими родителями. Вырастить и воспитать здоровых, добрых детей.

   

Приложение