Народные подвижные игры – важнейшее средство в решении задач физического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


На сегодняшний день основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью. Образовательные учреждения создают для этого все необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает роль физической культуры и ее учебно-воспитательных задач.

Необходимо отметить, что хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Важнейшим средством в решении основных задач физического развития является использование народных подвижных игр в повседневной жизни дошкольника.

Как известно, игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Народные подвижные игры не только способствуют развитию физических качеств, но и оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определенный духовный настрой, формируют устойчивое отношение к культуре родной страны,   создают  эмоционально-положительную основу для   развития патриотических чувств. В играх   заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как “Бояре”, “Царь Горох”, “Стрельба из лука”, “Стадо”, “Жмурки”, свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад, народные обрядовые праздники. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, формируют взаимоотношения между ними, игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.

В своей работе мы активно используем народные подвижные игры различные по содержанию, тематике и организации. Подбирая игру, прежде всего мы отталкиваемся от  программы нашего детского сада, так как программные требования являются основными критериями. В основном мы используем игры народов нашего региона – среднего Поволжья, а именно: татарские, чувашские, мордовские и русские. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Обязательно учитываем погодные и территориальные условия. Так, например, игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль стараемся проводить на большой территории, вне помещения, а для зимней прогулки подбираем более динамичные игры. Регламентируем выбор игры и её место в режиме дня. Игры большой подвижности целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовала деятельность со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.  На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые. Большое место проведению народных подвижных игр отводим на музыкальных и физкультурных занятиях, при проведении тематических недель, народных праздниках: “Масленица”, “Осенины”, “Рождество”, “Праздник плуга” и многих других, которые проводятся в нетрадиционной форме. На данных праздниках родители являются активными участниками народных игр. “Солнце и месяц”, “Горелки”, “Непоседа воробей”, “Чучело”, “Золотые ворота”, “Третий лишний” и другие игры позволяют детям совместно с родителями погрузиться в мир далекого прошлого, познакомится с традициями народов родного края, обеспечить гармоничное развитие личности.

Очень важно создать интерес к новой игре, тем самым придать целенаправленность игровым действиям. Для этого используем разнообразные приемы: внесение национальной атрибутики, художественное слово на родном языке игры, решение проблемных ситуаций. После чего переходим к краткому, понятному, эмоционально окрашенному объяснению игры: даем название, замысел, краткое содержание, выделяем и подчеркиваем правила, напоминаем необходимые движения, распределяем роли, раздаем атрибуты (если в этом есть необходимость), размещаем играющих на площадке и начинаем игровые действия с последующим руководством. По мере накопления детьми двигательного опыта игры усложняются, что делает их более интересными и привлекательными. Это прослеживается в активном использовании народных игр в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Таким образом, результаты нашей работы позволяют сделать следующие выводы:

  • народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы помогают в комплексе активно решить образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, направленные на формирование разносторонне развитой личности, толерантных взаимоотношений в детском коллективе;
  • народные подвижные игры укрепляют здоровье, способствуют правильному физическому развитию; содействуют в овладении жизненно необходимых двигательных навыков, развитию физических качеств;
  • народные подвижные игры актуальны и интересны в настоящее время.

Литература.

  1. Вавилова Е.Н. “Учите бегать, прыгать, лазать, метать”: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1983г.\
  2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3.  Кенеман А.В. , Осокина Т.И. “Детские народные подвижные игры” 
  4. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова; под ред. Л. В. Руссковой.  М.: Просвещение, 1986.
  6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  7. Ресурсы интернета
  8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издательский центр / Академия, 2001.
  9. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
  10.  Физическое воспитание и развитие дошкольников / под ред. С.О.Филиповой. М.: Издательский центр / Академия, 2007.
  11. Элашвили В.И. Игры – средства физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 1986.