Урок-открытие "Собака, миленькая, прости…" (по рассказу Ф.А.Абрамова "Потомок Джима")

Разделы: Литература

Классы: 8, 9

Ключевые слова: милосердие, Ф.Абрамов, блокада Ленинграда, самопожертвование, доброта и сострадание, совесть, человечность


Цель урока: показать драматизм человеческой судьбы в военное и послевоенное время, на примере жизни героев рассказа раскрыть нравственные истоки жертвенности и человеческой памяти.

Задачи урока:

  • Образовательные: обучение литературоведческому анализу художественного текста; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа “Потомок Джима”.
  • Развивающие: развивать у детей навык глубокого осмысления прочитанного, умение выражать свои мысли в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос, вести диалог.
  • Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности: любви к ближнему, заботы об окружающих.

Оборудование: проектор, компьютерная презентация

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о писателе.

Презентация 1

Приложение 2

Приложение 2а

Приложение 3

Приложение 3а

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

(Слайд 1) Ф.Абрамов относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи взрослым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. С книгами Абрамова не возляжешь на диван в воскресный день, чтоб убить время, не понежишься в мягком кресле, в котором уютно прочитываются модные детективные или дамские романы. Прочтёшь его книги и приобщишься к благородному образу мыслей автора. После чтения Ф.Абрамова душа бунтует, если он и лечит, то болью. Вызывая ответную боль, он вызывает силы для отпора болезни. Много испытаний пришлось преодолеть Ф.Абрамову. И одно из самых сильных, конечно же, война. Абрамов всю жизнь считал себя должником тех, кто погиб на фронте. Потому что “погибли, может быть, самые талантливые, может быть самые гениальные ребята”. Каждый оставшийся в живых - счастливчик, избранный судьбой, и долг его платить по счету судьбы, не стать банкротом (слайд 2).

Чувство долга было очень сильно в Абрамове, оно сопрягалось с чувством вины перед теми, кто сделал ему добро и кому он не успел отплатить благодарностью. Этот долг особенно жёг и преследовал его. Таких людей было немало: старший брат, заменивший отца, врач, который не дал ампутировать ногу после ранения, учитель, пропавший бесследно в 1937 году.

Первое ранение, которое Абрамов получил под Ленинградом, было лёгким. Второе надолго уложило его на госпитальную койку. Лежали вповалку, накрывались от холода матрацами, спали в ушанках. Голод и холод Ленинграда, вымершую жизнь города Абрамов запомнил навсегда. Вот как он сам говорил о своей жизни: “Известно, что человек строит себя сам, Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех...”

- Как вы понимаете последнее выражение писателя?

II. Беседа.

За свою жизнь Ф.Абрамов написал много интересных произведений, но сегодня мы поговорим о его замечательном рассказе “Потомок Джима”. Рассказ впервые был напечатан в “Правде” 17декабря 1983года.

Давайте попробуем определить цель нашего урока: мы с вами должны услышать нравственное звучание рассказа. Мы попробуем разобраться в таких нравственных качествах, как преданность, самопожертвование, благодарность, забота о ближнем, попробуем выяснить, какую роль в вашей жизни занимает любовь к родным людям и животным.

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт в нём речь? Выскажите свои предположения.

(Ответ: Сразу вспоминается знаменитая есенинская строчка “Дай, Джим, на счастье лапу мне...”)

Учитель: Джим – любимая собака В.И.Качалова, знаменитого русского артиста, поразившая Есенина своим жизнелюбием, открытостью, жизнерадостностью (слайд 3). Вот как вспоминает свою встречу с поэтом сам артист: “Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой... Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня... Я вошёл и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: “Что это за лапа, я сроду не видал такой”. Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: “Ах ты, чёрт, трудно с тобой расставаться. Я ему сегодня же напишу стихи”. И обещание свое поэт сдержал. Стихотворение “Собаке Качалова” посвящено именно этой собаке.

...За что мы любим собак? Лучшие друзья человека, братья наши меньшие... Собаки не зря удостоены таких слов. История знает немало примеров беззаветной собачьей преданности и верности своим хозяевам. Согласно Гомеру, пес Одиссея Аргос ждал его на Итаке в течение долгих 20 лет и был первым, кто узнал вернувшегося хозяина. Уже совсем дряхлый пес, увидев Одиссея, повилял хвостом и тотчас же умер, счастливый, что наконец дождался его. Во многих странах поставлены памятники собакам, которые не оставляли надежды дождаться своих исчезнувших хозяев. Они своей преданностью и поступками заслужили быть увековеченными (слайды 5, 6 гиперссылка).

На Южном шоссе в Тольятти открыт памятник псу по кличке Верный, который семь лет ждал своих хозяев на одном месте. Владельцы собаки погибли в автокатастрофе. Пес при аварии практически не пострадал и с тех пор постоянно в течение семи находился вблизи места ДТП вплоть до своей смерти. Некрупная, плотно сложенная овчарка с визгом кидалась под колеса встречных автомобилей. Она, преданная и любящая душа, не знала, что те, кого она так отчаянно ждет, не вернутся к ней никогда. Бронзовая скульптура высотой полтора метра установлена на гранитном постаменте таким образом, чтобы проезжающим по Южному шоссе казалось, будто собака поворачивает голову вслед за машинами. Этот монумент установлен в Шотландии, на одном из кладбищ. И это – очень печальная история о преданности собаки своему хозяину.

Молодой лохматый скайтерьер Бобби не смог перенести смерти своего хозяина. И в течение 14(!) лет приходил и ночевал у его могилы. Пса сначала гнали, потом – поняли и даже дали ему специальный охранительный ошейник. В год смерти Бобби впечатлительные шотландцы скинулись и поставили ему памятник.

Как и положено шотландской овчарке, Шеп помогал своему хозяину-пастуху в охране овец, правда, не в Шотландии, а в США. Однажды хозяин умер, и его тело отправили поездом...Собака сопровождала хозяина в течение всей этой скорбной процедуры, а потом каждый день в определенный час прибегала к станции, встречая поезда. И так на протяжении долгих шести лет... Здешние железнодорожники не смогли не отметить эту преданность колли. И соорудили псу памятник на склоне холма.

И таких примеров собачьей преданности очень много. Их не зря называют похитителями человеческих сердец.

III. Работа над текстом. Анализ отдельных эпизодов.

Рассказ “Потомок Джима” - о собаке по кличке Дар, возможно, потомку того самого знаменитого Джима, о преданности собаки хозяину, о ее безграничной любви, самопожертвовании (слайд 7). Итак, обратимся к тексту. Кто герои? (Пётр Петрович - художник, его жена Елена Аркадьевна и их собака по кличке Дар.)

К какой породе принадлежал Дар?

- Что характерно собакам этой породы? (слайд 8)

(Ответ: Собаки этой породы имеют очень высокий уровень “собачьего интеллекта”. Бесконечная преданность хозяину, привязанность ко всем членам его семьи, любовь к детям очень характерны для добермана и делают его незаменимым другом. Именно доберманом была собака из стихотворения С. Есенина. Собак такой породы держат артисты, художники – люди, наделённые незаурядными способностями, умом.)

- Как в первом абзаце автор характеризует Дара? (Умнейший, благороднейший пёс!”) - Обратите внимание, автор использует превосходную степень сравнения прилагательного, что указывает на высшую степень признака. Расскажите, как эти качества Дара проявляются по отношению к разным людям.

(“Утром, бывало, Петр Петрович протирает глаза, а он уже держит в зубах ночную туфлю. Потянулся Петр Петрович за папиросой – пожалуйте спички...”

“Отношение Дара к хозяйке укладывалось в одно слово – джентльменство. Джентльменство, какого ныне поискать среди людей...”

“Совсем других правил придерживался Дар в отношении друзей и знакомых дома. Такт, корректность – это всенепременно, но в то же время никакого амикошонства, никаких нежностей...” (Слайд 9)

- Кому Дар позволял всё?

Почему автор уделяет особое внимание детям?

(Ответ: Отношением к детям измеряется доброта и тепло не только человеческого сердца, но и подчеркивается доброта добермана)

- Как видим, это была счастливая семья, “слегка бравирующая своей богемностью”. У них не было детей, но был Дар, его можно смело назвать членом семьи, одним словом, любимец. Отношения людей к четвероногому другу полны любви, и он отвечает им любовью и преданностью. В прочитанном отрывке вам встретились новые слова. Какие?

Словарная работа (слайд 10) (джентльменство, богемность, амикошонство).

- Какими словами можно охарактеризовать Дара? Составьте словарный ряд. (Ответ: Любимец семьи, благороднейший пес, франтоватый, неунывающий, умница, сладкоежка...)

IV. Описание картины А.Шилова “Вдвоем”.

Я хочу вас познакомить с новым именем. Это современный художник А.Шилов. Перед нами одна из его картин, называется она “Вдвоем” (слайд 11, гиперссылка). Внимательно вглядимся в картину.Что мы видим на ней? Давайте поработаем над картиной. (Звучит музыка) (Старый мужчина, явный представитель богемной среды, с любовью и грустью смотрит на своего четвероногого друга. Возможно, это писатель, артист или музыкант. В любом случае он очень похож на Петра Петровича. Его морщинистая рука поглаживает собаку, вероятно, тоже немолодую. Пес дремлет. Чувствуется, что позади долгие годы любви, преданности, счастливых воспоминаний. Может быть, этот человек с сожалением думает о том, как быстротечно время. Картина наполнена любовью и гармонией. Самое главное – собака и человек счастливы, потому что они вместе, и ничто не может помешать любви и дружбе.)

К сожалению, у наших героев все случилось иначе. Однажды счастливая жизнь семьи была разрушена, и случилось это в памятный для Дара день – ему исполнилось десять лет.

- Как вы понимаете выражение “в дом вломилась война”? Как художественное средство использует автор, чтобы показать внезапность, вероломность войны? (Слайд 12)

(Ответ: Метафора. Вломилась, сметая все на своем пути, переворачивая все с ног на голову. Война не только на передовой, но и в каждом доме. Дом художника Петра Петровича был разрушен...)

- В каком городе происходят описанные в рассказе события? Что вы знаете об этом времени?

27 января, в России отмечают День снятия блокады Ленинграда, чествуют блокадников и ветеранов Великой Отечественной войны, вспоминают погибших. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают. Враг все ближе и ближе подходил к Ленинграду. Сражения продолжались здесь дни и ночи, а прорвать оборону не удалось. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

Нет нужды говорить, в каких условиях жили ленинградцы во время 900-дневной блокады, сколько человеческих жизней унесли бомбежки и артобстрел города, сколько людей погибло от голода... (слайд 13)

Заранее подготовленная ученица зачитывает наизусть отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде Галины Фирсовой: (под музыку слайд 12, гиперссылка) (Приложение)

- Зачитайте, как жилось нашим героям в блокадном Ленинграде? Что произошло с ними?

(Ответ: Петра Петровича как белобилетника на фронт не взяли, но мог ли он в такое время сидеть дома? Петр Петрович напросился на оборонные работы...)

И, конечно же, Дар, преданный Дар, отправился с ним, пишет Ф.Абрамов. И в этих строках звучит искреннее восхищение собакой. Что бы делал слабенький Петр Петрович без своего верного друга?

- Как вы понимаете слова “белобилетник”, “оборонные работы”? (Слайд 14).

- Как Дар помогал людям военного Ленинграда? Почему автор говорит, что Дар “тоже строил оборону”?

(Ответ: Он поддерживал их своим видом, “один его домашний, всегда такой франтоватый, неунывающий вид снимал с людей усталость, наполнял их бодростью и верой”).

- Почему Петру Петровичу и Елене Аркадьевне “пришлось туго вдвойне”?

(Ответ: “На Дара карточку не давали”).

Но они нашли в себе силы и мужество делить скудный блокадный паек со своим любимцем. И таких людей в Ленинграде было много, многие из них не дожили до Победы... - Что предложили друзья Петру Петровичу и Елене Аркадьевне?

(Ответ: “Друзья в один голос твердили...” до слов “И доктор покорно и обреченно развел руками”.)

- Как Пётр Петрович отнёсся к этому предложению? Зачитайте.

(Ответ: Предать друга в беде, да как после этого жить? (слайд 15)

- Что произошло однажды во время прогулки? Пересказ эпизода.

V. Просмотр фрагмента из короткометражного фильма “Дар”. (Слайд 15, гиперссылка)

- Ребята, для чего нападавшим мужчинам нужна собака?

- Не правда ли, история, показанная в фильме, почти совпадает с нашей печальной историей? Даже клички собак совпадают! Как вы думаете, почему две совершенно разные собаки получили такое необычное имя? Почему Дар? Кто он для девочки? А для Петра Петровича?

VI. Составление кластеров.1 вариант - кем является Дар для девочки? 2 вариант – Дар для Петра Петровича. (Рисуют кластер с исходным словом Дар).

- Что общего в ваших ответах прозвучало?

(Ответ: Дар – это самое дорогое, что есть и у Петра Петровича, и у девочки. Это связь с счастливой довоенной жизнью).

Учитель: Однажды случилось непоправимое. Любимый хозяин слег. Что только не предпринимала Елена Аркадьевна, чтобы спасти своего любимого Петеньку!

Картины видных мастеров, отечественных и зарубежных, золотые кольца, браслеты, редкие книги – все меняла на хлеб, на землистый блокадный хлеб с множеством примесей, на дуранду, на жмых. Давайте обратимся к одному из самых ярких эпизодов рассказа. Это эпизод с кастрюлькой.

Пересказ эпизода учеником.

Учитель: Исхудавший, измученный Дар, но при этом не утративший своего благородства! И что самое удивительное, эта история не вымышленная. Хочу вспомнить историю двух ленинградских пуделей Урса и Куса: они принадлежали И. А. Груздеву, биографу Горького: “В начале блокады жена Груздева принесла хлеб — паек на два дня. В передней зазвонил телефон; она забыла про голодных собак, а вспомнив, побежала в комнату. Пуделя глядели на хлеб и роняли слюну; у них оказалось больше выдержки, чем у многих людей. Я никому не хочу навязывать мои вкусы. Можно не любить собак, но над некоторыми собачьими историями стоит задуматься".

- Военных действий в рассказе нет, но от этого не становится легче. Почему?

(Ответ: История, описанная в рассказе, потрясает страшной реальностью. Описаны нечеловеческие условия, которые пришлось пережить жителям блокадного Ленинграда.)

- Что доктор предложил Елене Аркадьевне? Как она отнеслась к этому? (слайд 16)

(Ответ: Пожертвовать Даром? Нет, нет, я лучше сама умру.)

Можно ли утверждать, что во время голода нашим героям удаётся сохранять верность любви и дружбе?

- Почему Дар зарычал на Елену Аркадьевну?

- Что случилось бы, если бы Елена Аркадьевна не забыла запереть за собой дверь?

- Как вы думаете, ребята, понимал ли Дар, что его ждёт в этой жизни? Найдите, пожалуйста, в отрывке предложение, которое доказывает ваше мнение. Эпитеты можете назвать.

(Ответ: “...Но встретившись взглядом с его темными, исстрадавшимися, всепонимающими глазами, она пуще прежнего разрыдалась... (слайд 17)).

Учитель: Знаменитый полярный исследователь Руаль Амундсен в свое время написал: “Мы, люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Взгляните в глаза собаки! Вы увидите в них то же, что и в человеческих. В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой”.

- Найдите строку в рассказе, которая свидетельствует о том, что во имя жизни хозяина Дар должен пожертвовать собой?

(Ответ: “Гремя огромными, словно из железа выкованными ботами, дворник подошел к Дару, накинул ему на шею веревку. И Дар, Дар, который никогда за свои десять с половиной лет жизни не терпел ни малейшего насилия, тут не оказал ни малейшего сопротивления”).

Как вы оцениваете поступок Елены Аркадьевны?

(Ответ: Ее нельзя осуждать. Перед ней невозможно трудный нравственный выбор... Принять жертву Дара или нет? Нет – значит, оставить умирать любимого человека. И ей приходится согласиться с доводами дворника).

- Можно ли сказать, что автор подводит нас к выводу, что цель оправдывает средство?

(Ответ: Цель – спасение Петра Петровича; средство – жертва Даром. Никогда, ни при каких обстоятельствах цель не должна оправдывать средство ее достижения. Нельзя использовать другое существо в качестве средства. И вообще этот рассказ вовсе не об этом, хотя в нем и есть понятие жертвы. Дар, если можно так сказать, добровольно отдал себя, подарил самого себя насовсем).

- Можем ли мы сейчас определить, КАК нужно было поступить ТОГДА? Объяснение одно – война, несущая смерть всему, вломившаяся в дом и разрушившая удивительную гармонию любви. - Какая же сила соединила человека и собаку и сделала их одним целым, неразделимым? Какая сила соединила два сердца?

(Ответ: Любовь. Только ради любви не жалко отдать себя.)

- Как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба героев? Как отнёсся к смерти Пётр Петрович? Принял ли он его жертву? Ответить на этот вопрос вам помогут рвущиеся из глубины души строки стихотворения, написанные современным автором.

Чтение наизусть стихотворения учеником. (Приложение 7)

- Что изменилось в жизни Петра Петровича и Елены Аркадьевны после гибели Дара?

(Ответ: “О Даре он не спросил Елену Аркадьевну ни разу, да и вообще разговаривали они теперь только в самых необходимых случаях”).

- После какого случая умерла Елена Аркадьевна?

- С кем сравнивает писатель пуделя и его хозяина?

(Ответ: “Оба они походили на каких-то сказочных существ, пришедших в этот, все еще нежилой город не то из довоенного времени, не то с другой планеты”.)

Учитель: К собакам в послеблокадном Ленинграде было особое отношение. В 1944 году, в Ленинграде состоялась городская выставка служебных собак. Следующая выставка была проведена в 1945 году. Эти первые выставки были большим и радостным праздником, они означали, что Ленинград выжил! В выставке в 1944 году приняло участие шестнадцать человек – изможденных, обессиленных, почти прозрачных. И рядом с ними шли такие собаки.

Илья Эренбург в книге "Люди, годы, жизнь" написал об этой выставке (слайд 18):

"Я увидел афишу: “Выставка служебных собак и собак, уцелевших при блокаде”. На почетном месте сидела овчарка Дина с оторванным ухом; надпись гласила, что она обнаружила пять тысяч мин. Собака печально глядела на посетителей, видимо не понимая, почему на нее смотрят,— ведь она делала только то, что делали люди, и отделалась легко — одним ухом. Собак, переживших блокаду, было, кажется, пятнадцать — маленькие, отощавшие дворняжки; их держали хозяйки — тоже маленькие, высохшие старушки, которые делились со своими любимцами голодным пайком. Чтение наизусть ученицей стихотворения С. Давыдова, ленинградского поэта. (Приложение 8)

Учитель: Мне кажется, глядя на пуделя и его хозяина, старика интеллигентного вида, наши герои почувствовали сильнейшее чувство вины перед Даром, а может быть, они представили, как могли бы точно так же прогуливаться со своим доберманом. Страдание по поводу невыполненного долга стало причиной болезни и смерти Елены Аркадьевны.)

- Что стало с Петром Петровичем? (Слайд 19)

- Чего себе не смогли простить эти добрые, интеллигентные люди? (Ответ: Предательства. Они считали себя виноватыми в смерти Дара, в том, что не смогли его уберечь)

- Какие слова высек Пётр Петрович на гранитной стене Дара? (Ответ: В память незабвенного друга доберман-пинчера Дара, защитника и мученика блокадного Ленинграда)

- Кем стал Дар для Петра Петровича? Почему друг – понятно. Почему защитник, тоже понятно, но почему Пётр Петрович называет Дара мучеником? Кто такие мученики и можно ли это слово соотнести с Даром? (Слайд 20)

(Ответ: Мученик – это человек с тяжелой жизненной судьбой, терпящий много мучений, лишений (разг.). Прожил всю жизнь настоящим мучеником. Да, так как Дар ради любви к хозяину покорно принял мученическую смерть).

- Как кличка собаки соотносится с её жертвой? Подумайте, почему главный герой получил это имя? И что значит слово “дар”? Определите значение этого слова, используя разные словари. Дар - то, что дается безвозмездно; подарок, подношение. Что-либо очень ценное, важное, чем человек наделен от природы. Благо, данное человеку судьбой, временем ... (слайд 21) (Ответ: Он “подарил” свою жизнь ради жизни хозяина).

Учитель: Хочется снова обратиться к воспоминаниям блокадницы Г. Фирсовой, которые заканчиваются такими пронзительными словами: “В Ленинграде много памятников, но нет одного, который должен быть. О нем забыли. Это — памятник блокадной собаке. Собака, миленькая, прости...” А какими строчками завершает свой рассказ Абрамов? В чём их смысл? (Ответ:Эту печальную, но и возвышающую дух историю рассказала мне одна старая приятельница Петра Петровича и Елены Аркадьевны. Она же указала мне и кладбище, на котором похоронены Петр Петрович и Елена Аркадьевна. Увы, кладбища этого давно нет. На месте его стоят новые жилые дома”.)

- Умеем ли мы хранить память о прошлом? Умеем ли мы быть благодарными? Какой ответ даёт нам на эти вопросы автор?

(Ответ: Человеческая память часто слишком несовершенна. Есть страшное понятие, которым порой характеризуют людей, оно звучит горько и обидно: “Иваны, не знающие родства”. Забвение своей истории приводит к тому, что самое главное исчезает бесследно из наших душ, опустошая нас. В рассказе “Потомок Джима” слова память, совесть, жертва стоят в одном ряду).

- Напрасна ли жертва Дара?

(Ответ: Последние строчки звучат пессимистично: все стирается из памяти людей, нет даже кладбища, на том месте возведены новые дома. Но мысль о способности приносить жертву во имя любви, во имя жизни любимого человека – эта мысль поднимает рассказ до уровня трагедии. Казалось бы, грустный, страшный, трагичный рассказ. Но есть что-то светлое в нем.)

- Чему нас учит рассказ Абрамова? Чему нас учит жертва Дара? Человек часто оказывается незащищенным перед силами зла. Великая любовь ко всему живому, бесконечная доброта и сострадание, совесть, человечность, милосердие – эти качества больше всего ценил Федор Абрамов в людях. Это он и воспел в своем произведении.

Рефлексия.

А теперь давайте попробуем себя в роли поэтов. Я хочу, чтобы вы составили синквейн. В качестве исходного слова предлагаю вам взять слово собака. А пока вы составляете синквейны, предлагаю вам посмотреть видеоролик о собачьей преданности (слайд 21, гиперссылка). (Составляют синквейны). Давайте снова вернёмся к собакам, прославившимся в истории человечества. Как вы думаете, можно ли Дара причислить к собакам-героям? Почему? Как вы думаете, зачем Ф. Абрамов написал “эту печальную, но и возвышающую дух историю”? Ответ: “будить, будить всеми силами в человеке Человека...”

- Какие проблемы поднимает в рассказе Ф.Абрамов? (Перечисляют проблемы).

Заключительное слово учителя.

Заканчивая разговор, хочется вспомнить слова английского писателя Лобоанга Рампы: “Чем понапрасну проклинать темноту, лучше зажги одну свечу”. Каждый из нас может своими мыслями и поступками улучшить этот мир, зажечь огонёк добра, принести свой Дар. И надо помнить всегда, что обстоятельства нашей жизни от нас не зависят, зависит же от нас лишь наше отношение к этим обстоятельствам. Я желаю вам в любой, самой бесчеловечной ситуации оставаться человеком.

Домашнее задание: маленькое сочинение-размышление “Чему мы можем поучиться у Дара?”