Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями с помощью фетровых картин

Разделы: Логопедия


Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ребенок стремится все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Чем большее количество информации получит мозг ребенка через различные анализаторы, тем богаче будет его опыт. [1]

У детей с ОНР помимо речевого недоразвития отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представлений об окружающем, а также моторная неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы.

Обычно у детей с нарушениями речи, зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Но, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д.), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий “право” и “лево”, обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Однако, способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.

Все это говорит о том, что сенсорное развитие ребенка – важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи, развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

В логопедической практике для привлечения внимания ребенка, повышения его заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используют всевозможные игры.

В своей коррекционной работе я использую набор картин из фетра, которые позволяют развить сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, дают возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, развить творческие способности детей. В наборе 4 картины, каждая из них соответствует своему времени года. Дети с помощью силуэтов цветов, насекомых, птиц, животных дополняют картину, придавая ей законченность.

Ценность данного набора заключается в том, что он может использоваться и http://logoportal.ru/oborudovanie-logopedicheskogo-kabineta/.html логопедом на индивидуальных занятиях, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей. Таким образом, игра сделает содержательнее не только процесс обучения, но и досуг  дошкольников.

Далее представлено использование фетровых картин на коррекционных занятиях.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

Эта часть работы наиболее очевидна и приятна. Дети выполняют различные задания, первоначально можно действовать “рука в руке”, а затем давать ребенку различные задания.

- На этапе знакомства с картиной из фетра – прикосновения ладошкой, пальцами, к ней. Сравнение фетра с другими предметами, похожими на него по каким либо свойствам – например, такими же белыми или мягкими.

- Подбор мелких предметов для создания картины, по заданию педагога, и их сравнение

- “Рисование” (подбор мелких предметов, силуэтов) картины и придание ей законченности.

РАБОТА НАД ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ.

Подбирая предметы, силуэты к картине можно работать над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков.

Для этого можно предложить ребенку такие задания:

- Подобрать животных, в названиях которых есть, например, звук [Л];

- Выбрать предметы с определенным звуком.

- Подбор животных, птиц, насекомых по их звукоподражанию.

РАБОТА НАД ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ.

Одна из задач логопедического воздействия – это накопление пассивного словаря детей, затем активизация речи или вызывание речевого подражания, а позже закрепление и обогащение слов родного языка.

Для этого можно предложить следующие игры – задания:

- Нахождение различных предметов, при этом закрепляются названия слов;

- Назвать спрятанный силуэт по его части;

- Для классификации предлагается найти животных, птиц, насекомых и т.д.;

- 4 лишний;

- Для запоминания цвета, предлагается найти фигуры определенного цвета;

- Нахождение больших и маленьких предметов – для усвоения уменьшительно-ласкательной формы существительных;

РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ.

Говоря о грамматической стороне языка, мы подразумеваем способность образовывать новые слова, пользуясь префиксальным, суффиксальным и префиксально – суффиксальным способом. Актуально использование в игре предложно – падежных конструкций, а так же согласование существительных с прилагательными и числительными.

Для усвоения грамматических категорий можно предложить следующие игры:

- Найти определенное количество одинаковых игрушек и посчитать их;

- Найти игрушки определенного цвета;

- Один – много;

- Где находится предмет: ЗА деревом, ПОД деревом, С дерева, НАД кустом, К кусту, В траве, ПО озеру, ...

- Что делает ... (Летит, подлетела, сидит, спрятался, плавает, ....)

- Слева – справа. (Усвоение пространственных отношений между предметами.)

- Найти предметы, про которые можно сказать МОЙ, МОЯ, МОЁ.

- Не стало чего? (усвоение родительного падежа единственного и множественного числа существительных).

- Какой? Какая? Подбор признаков к предмету, например, заяц – белый, пушистый, пугливый, быстрый, ловкий, ...

- Кто ка голос подает? Сорока – трещит, ворона – каркает, ...

- Назови семью.

РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ.

Играя с фетровыми картинами, ребенок слушает педагога, переживает удачи или неудачи своих действий, игр и пытается высказаться о предмете, о последовательности своих действий, возражает. Может задавать уточняющие вопросы, выясняет названия и имена игрушек, проговаривает названия цвета и формы разных предметов, выясняет, как надо действовать с предметом. Таким образом, начиная от стандартного диалога, мы переходим к активному говорению.

Выкладывая картины, ребенок получает положительный заряд и это закрепляет его желание повторить все действия. Картины из фетра – это отличная альтернатива другим дидактическим играм.

Картины из фетра соответствует принципам по созданию ППРС:

  • полифункциональности: использование в играх разнообразных наборов игрушек (цветы, птицы, животные и др.) и пособий (пуговицы, ватные диски и шарики и др). При этом каждая игрушка будет решать свои образовательные задачи.
  • вариативности: наличие разнообразных игрушек и пособий, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • насыщенности: данное пособие соответствует содержанию образовательной программы и направлено на все образовательные области;
  • доступности;
  • безопасности.

Таким образом, игры с фетровыми картинами способствуют не только сенсорному развитию, но и развитию всех компонентов речевой системы — фонетики, лексики, грамматики, связной речи, а также у детей улучшается память, внимание, восприятие. У ребят повышается познавательная активность, улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия с окружающими людьми.

Приложение.

Литература.

1. Венгер А.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988.

2. Гордеева И.В. Полифункциональная среда сенсорной комнаты в практике логопедической работы //Логопед. 2011. №10.

3. Бабикова Н.В., Черникова Е.Г. Сенсомоторный центр в логопедическом кабинете //Логопед. 2012. №2.