Компетентностный подход в преподавании предмета "Областные певческие стили. Расшифровка и аранжировка народных песен"

Разделы: Музыка


ВВЕДЕНИЕ

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого необходимые условия. Задача обучения – не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому студенту с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, саморазвиваться как личность.

Исходный момент – не реализация конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого студента и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

Сегодня вместо понятия “профессионализм” более актуальным становится понятие “образованность” и “компетентность”.

Компетентность – есть характеристика процессуальная, деятельная и индивидуальная.

Компетентность означает определенную связь между настоящей деятельностью (образовательной) и будущей (практической).

Смысл компетентного подхода заключается в развитии у студентов способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт студента.

В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении студентами определенным набором способов деятельности. Студенты, овладевая каким-либо способом деятельности, получают опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – “компетенции”.

КОМПЕТЕНТНОСНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН

В учебном плане предметы, которые я преподаю, относятся к разделу ПМ 03 “Организационная деятельность”. МДК 03.2.”Областные певческие стили, расшифровка и аранжировка народных песен”.

В своей работе, особое внимание, я уделяю формированию у студентов, следующих компетенций: компетентность решения проблем (готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию), информационная компетентность (готовность к использованию информационных ресурсов), коммуникативная компетентность (готовность социальному взаимодействию).

Русская народная песня, как стиль, не однородна на всем пространстве России. Существует семь территориальных зон, семь русско-певческих стилей в России: северо русский певческий стиль, западно-русский певческий стиль, среднерусский певческий стиль, южнорусский певческий стиль, поволжский певческий стиль, уральский певческий стиль и сибирский певческий стиль. Все стили исполнения русских народных песен отличаются друг от друга по манере исполнения, по говору, по строению партитуры и многому другому. Одну и ту же песню в разных уголках России поют по-разному.

Цель преподавания предметов: знать характерные признаки различных стилей, уметь их определять в нотной или музыкальной записи, уметь аранжировать классическую народную песню под определенный стиль и для различного состава хора или ансамбля.

Наибольший интерес в этой связи представляют личностно-деятельные технологии, позволяющие студенту не только активно работать на занятиях, но и открывать личностные смыслы, накапливать и активно использовать субъективный опыт, в полной мере реализующие одну из основных психологических закономерностей: личность развивается в деятельности.

Из группы личностно-деятельных технологий (Е.В.Лопатова, Т.Б.Рабочих) на уроках я использую технологии исследования частного случая, дидактики задач и направляющего нотного текста, в основе которых лежит самостоятельное добывание знаний студента в процессе выполнения практикоориентированного задания при соблюдении всех фаз полного рабочего времени.

Рассмотрим в качестве примера один из уроков в технологии исследования частного случая. Целью этой технологии является подготовка студента к самостоятельной деятельности через обучение, которое систематически тренирует его в применении решений в ситуациях, близких к жизни. В будущем руководителю творческого коллектива (хора или ансамбля), систематически придется делать хоровые аранжировки именно на свой творческий состав коллектива.

Дается нотный одноголосный текст русской народной песни, записанный в какой-то области России.

Задача каждого студента определить, к какому певческому стилю может относится эта песня, на основе анализа всех характерных данных певческих регионов России, а также сделать хоровую аранжировку на какой-либо состав хора, характерную партитуре именно данного певческого стиля.

В технологии исследования частного случая выделяют шесть этапов: конфронтация, информация, исследование, принятие решения, дискуссия, сверка с оригинальным решением.

Рассмотрение темы занятия начинается с описания реальной русской народной песни. Проблемная ситуация возникает в настоящей или может возникнуть в будущей профессиональной деятельности студента.

Наша Омская область многонациональная. Здесь живут предки выходцев из разных регионов России. В области много национальных центров, в которых есть свои фольклорные ансамбли. Здесь живут украинцы и белорусы, чьи песни близки к западно русскому стилю, и выходцы северных областей России, и многочисленное казачество, как южное, так и дальневосточное.

Образец песни мотивирует студентов на поиск, к какому стилю может относится данная песня, определить ее стилевые особенности; то есть проблемная ситуация становится ситуацией действия.

Студенты анализируют выявленную проблему, разбирают, и оценивают нотный материал и на основе этой информации принимают решение о принадлежности русской народной песни к определенному певческому стилю.

На основе “исследования” студенты выявляют все возможные характеристики данной песни, и на этапе “принятия решения” используют различные варианты хоровой аранжировки данной песни и выбирают способ исполнения.

Моя задача на этом этапе — активизировать деятельность студентов на поиск аргументов в поддержку рациональных способов решения проблемы и конструктивных предложений по улучшению “слабых” вариантов исполнения.

На этапе “сверки с оригинальным вариантом” работа над аранжировкой завершается сравнением способов решения проблемы, которая предлагалась студентам с профессиональным произведением. Студентам интересно увидеть, как звучит песня в классическом варианте.

На этом этапе осуществляется самооценка, насколько их вариант аранжировки близок к профессиональному.

Я не оцениваю правильность предложенных вариантов, я анализирую ход дискуссии, обращаю внимание на доказательность суждений при отстаивании собственных точек зрения, формирую вопросы, подлежащие дальнейшему совместному обсуждению.

При планировании времени урока предусматривается возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д. Для урока разрабатывается дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать музыкальные способности студентов.

На этом уроке студент — субъект учения, своей деятельности, а педагог обеспечивает условия для самостоятельной работы студента. Я забочусь о понимании студентами целей и задач аранжировки, учу самостоятельной постановке учебных задач.

Студент на уроке имеет право на ошибку, на самостоятельное мнение, отличное от мнения педагога, может открыто демонстрировать свои возможности.

Все творческие аранжировки, сделанные на уроках в нотных тетрадях, самостоятельно набираются на компьютере, используя программу Finale.Эта программа сочетает в себе удобство пользовательского интерфейса и многообразие предоставляемых возможностей, что позволяет существенно обновлять привычные методики и приемы изучения музыкальных дисциплин.

Это еще один шаг к формированию и развитию самоконтроля, к стимуляции творческого поиска и самостоятельности студента — составление исполнительского паспорта обучающихся.

Вся эта работа дает возможность студентам проявлять интерес к народной песне, раскрыть свой познавательный потенциал, совершенствовать художественный вкус. Все это происходит в процессе выполнения студентами различных заданий;

  • выявление интонационно-образных, жанрово-стилевых особенностей народных песен, с которыми работали на уроке;
  • подбор самими русских народных песен любого певческого стиля;
  • создание сценариев, музыкальных гостиных на сюжеты народных песен;
  • создание программ концертов (в том числе заключительных уроков — концертов), либретто музыкальных спектаклей о народной песне.

ВЫВОДЫ

Новые информационные технологии создают студенту прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это очень важно. Кстати, факт востребовательности вызывает у студентов повышенное чувство ответственности за выполненную работу.

Внедрение компетентностного подхода в процессе преподавания приводит к оптимизации творческой инициативы студентов, развитию самоцелеполагания, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, то есть формированию ключевых компетенций. Я не столько передаю студентам сумму тех или иных знаний, сколько учу их пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.