Использование моделирования при изучении объектов и явлений природы

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является одним из условий гармоничного развития личности. Начинать экологическое воспитание необходимо с дошкольного возраста, так как именно в дошкольном детстве ребенок получает первые знания о природе.

С раннего возраста дети окружены объектами живой природы. Это растения в группе и на участке детского сада, птицы и насекомые, обитающие повсюду, домашние и декоративные животные. Все они могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Часто на основе чувственного познания требуется "построить" в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает формирование у детей понимания таких понятий как "рыбы", "птицы", "звери", "растения". Решить успешно эти задачи помогает метод моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

 

Изучая природные объекты и явления, мы не даем детям готовых схем и моделей. Только изготовление их в совместной деятельности может принести реальную пользу.

Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время обеспечивают успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной. Наблюдения за животными во время прогулки, чтение книг дают толчок для углубления анализа поведения животных и наоборот: та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе.

Перспективный план на осень (старшая группа)

Время проведения занятия Тема занятия Цель занятия
Сентябрь 1 неделя "До свидания, лето!" Обобщить и систематизировать представление о лете по основным существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, солнцепек). Коллаж "Лето" (коллективная работа)
2 неделя Экскурсия в парк Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью, сезонных изменений. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми явлениями. План - схема "Парк"
3 неделя "Природа вокруг нас" Познакомить детей с календарем природы, как с графической моделью, позволяющей фиксировать изменения, которые происходят в природе.

Составление схем - моделей, отражающих сезонные явления

4 неделя "Когда это бывает" Развивать умение детей различать признаки времен года. Помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят. С помощью поэтического слова и изобразительного искусства показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Изготовление с детьми д/игры "когда это бывает"
Октябрь 1 неделя "Осенние изменения в природе" Углубление и конкретизация представлений об условиях жизни растений, животных (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки).Составление схемы "Приметы осени"
2 неделя Наблюдение за листопадом Углублять и расширять представления о листопаде. Познакомить с многообразием видов листьев и их окраски. Модель "Осеннее дерево"
3 неделя "Унылая пора! Очей очарование!" Расширять представление детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев. Закреплять представление о процессах, происходящих в природе, воспитывать умение замечать красоту в осенней природе. Составление схемы рассказа про осень.
4 неделя "Путешествие за капелькой воды" Обобщить представление детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать взаимосвязи состояния воды от температуры воздуха, различать и называть явления
      природы, связанные с различным состоянием воды: моросящий дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед на водоемах, сосульки, лужи, ручейки. Модель "Круговорот воды в природе"
29 октября Праздник "Осенины". Народный календарь сезонных изменений в природе. Систематизировать знаний о сезонных явлениях
Ноябрь 1 неделя "Живая и неживая природа" Экскурсия в городской парк, составление карты-схемы, работа с календарем. Развитие умения моделирования окружающей среды, развитие умения фиксировать сезонные изменения в календаре природы
2 неделя Составление рассказа об осени с помощью моделей. Закрепление знаний о временах года их последовательность, взаимосвязь между явлениями в неживой и живой природе
3 неделя "Братья наши меньшие" Воспитание бережного отношения к природе, показ связи между явлениями живой и неживой природы.

Изготовление кормушки для птиц. Составление схем.

4 неделя Беседа об осени обобщающая Формировать обобщенное представление об осени, включающие знания об явлениях в неживой природе(осадки, температура воздуха, состояние почвы , воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизни деятельности животных. Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль. Коллаж "Осень"

"Путешествие капельки"

Цель: Обобщить представления детей о разных агрегатных состояниях воды в зависимости от температуры воздуха. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о свойствах воды, уточнить, что вода - важная составляющая всего живого;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать любознательность, мышление.

Предварительная работа:

  • Опыты на определение свойств воды: "У воды нет вкуса", "Вода - жидкая, может течь", "В воде одни вещества растворяются, другие - нет", "Форма воды", " Прозрачность воды";
  • Наблюдение за дождем и лужами после дождя.
  • Рассматривание иллюстраций по теме.

Ход занятия

I. Первый круг (работа с календарем, эмоциональный настрой).

II. Презентация.

2 слайд. На экране появляется письмо

3 слайд. Письмо открывается. Звучит запись "Журчание воды" и появляется текст письма.

"Я нужна на небе и на земле! Никто и ничто не может обходиться без меня. Я необходима всем - всем - всем. Одним чтобы плыть. Другим - чтобы жажду утолить. Третьим - что-нибудь помыть, А хозяйкам - чтобы кушанья разные варить"

Спросить у детей, что это за звуки и где мы их можем услышать? (открыт кран с водой, в лесу бежит ручеёк, переливается вода и т.д.). Кто же мог прислать нам это письмо? (вода).

4 слайд. Появляется капелька воды. Спросить т детей, что они уже о воде знают (она прозрачная, без вкуса, без запаха, её можно наливать в разную посуду и она примет форму этого сосуда), а потом пригласить попутешествовать вместе с капелькой.

5 слайд. Если подняться на ракете в космос и посмотреть на нашу Землю, мы увидим ее такой. Почему наша планета такая голубая? ( на нашей планете очень много воды). Какая вода на нашей планете?( пресная и соленая). Где вода пресная, а где соленая? Кто живет в пресной, а кто в соленой воде? А какая вода нужна человеку? Какой воды на планете больше - соленой или пресной? Расскажите об этом капельке (рассказы детей).

6 слайд. Мы знаем, что пресной воды на Земле меньше, поэтому мы должны бережно к ней относиться. Что значит "беречь воду"? ( Не включать сильно кран, закрывать его после умывания, не загрязнять реки и озера т.д.)

7 слайд. Капелька предлагает поиграть. Физкультминутка: "Подводный мир"

"Мы в подводном мире, друг,
Рыбы плавают вокруг:
Рыба - меч, рыба - молот и рыба - пила,
Рыба - удильщик и рыба - игла".

8 слайд. А теперь послушайте сказку о том, как родилась и путешествовала капелька.

"Выглянуло солнце. Следом за ним появилась тучка и закрыла солнышко."

9 слайд. Из тучки закапали капельки. Капелек было так много, что на земле образовались лужи. Полили капельки землю, и на ней начали расти цветы. Все дождику радуются.

10 слайд. Из-за тучки выглянуло солнышко. Солнышко осветило всю Землю. А наша капелька отстала от других капелек дождя и попала в ручеек. Побежал ручеек к речке, а вместе с ним и наша капелька.

11 слайд. Влился ручеек в речку, а потекла речка дальше, а вместе с ними и наша капелька.

12 слайд. И попала наша капелька вместе с речкой в море.

13 слайд. Выглянуло солнышко из-за тучки, протянуло лучики-ладошки к капельке, стало солнышко пригревать. Нагрелась наша капелька и превратилась она в пар. Поднялось облачко пара высоко в небо. и вернулась капелька - путешественница к маме-тучке.

14 слайд. Поплыла наша тучка вместе с маленькими капельками дальше путешествовать. Долго ли - коротко ли плыли они по небу. Вдруг на пути у них гора высокая. Зацепилась тучка за холодную вершину горы, не может дальше плыть. А капельки замерзать начали, да в снежинки и превратились. Спрыгнули они вниз, прямо на горку.

А как вы думаете, так снежинки -то на горе навсегда и останутся? (Пригреет солнышко, снег растает, потечет ручеек снова к речке, а потом к морю, а потом опять капелька в пар превратится и к маме - тучке поднимется)

15 слайд. Так и путешествуют капельки, и называется это "Круговорот воды в природе". Капелька предлагает , используя приготовленные материалы (картон, цветная бумага, мох, мишура, камешки, крупа, фасоль, ватные диски, пластилин, краски) изготовить модель ее путешествия.

III. Создание модели "Путешествие капельки" (Коллективная работа)

IV. Подведение итогов.

Голубую Капельку Тучка родила.
По размеру Капелька крошечной была.
Полетела Капелька на землю с небес.
И упала Капелька на зелёный лес.
Но послало Солнышко на неё свой жар.
И боялась Капелька превратиться в пар.
Покачал легонько Ветер стебелёк.
И упала Капелька прямо в Ручеёк.
Побежала Капелька вместе с Ручейком.
Пела песню Капелька звонким голоском:
"Мама, Тучка милая, стану Морем я.
Пролетай над Морем, поцелуй меня"
(В.Черняева)

Наблюдая за нашими детьми, мы заметили, что использование моделирования помогло детям получить более точные представления о предметах и явлениях природы, они стали лучше понимать, почему происходят те или иные события (например, почему заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и еж впадают в спячку, а птицы улетают в теплые края)

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять больший интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относиться к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.