Роль педагога в решении проблемы формирования контингента учащихся на отделении народных инструментов ДМШ и ДШИ

Разделы: Музыка


Личный пример учителя – это луч солнца для молодой души,
который ничем заменить невозможно.
К.Д. Ушинский

Всем известно, какое положительное воздействие оказывает на человека народно-инструментальное искусство, уходящее своими истоками в далёкое прошлое. В стране долгие годы складывалась хорошая система обучения детей игре на народных инструментах, что могло стать одной из важнейших предпосылок успешного развития народно-инструментального исполнительства.

Но жизнь вносит свои коррективы. В обществе всё меньше пропагандируется народное творчество. Дети не имеют ни малейшего представления о том, как выглядят и уж тем более как звучат народные инструменты. Поддаваясь веяниям современной “моды”, родители стараются обучать своих детей иностранным языкам, бальным танцам, укрепляют здоровье детей в спортивных секциях.

В ДМШ и ДШИ всё меньше и меньше приходит детей, которые желают обучаться игре на баяне, аккордеоне, домре, балалайке и других народных инструментах. Чтобы сохранить традиции инструментального исполнительства на народных инструментах в нашей стране, педагоги вынуждены значительную часть своего личного времени вести агитационную работу: ходить по школам, детским садам, а порой приводить детей прямо с улицы. Эту работу проводят многие из них, и она нередко даёт хороший результат.

Конечно, на первый взгляд кажется странным, как можно на улице подойти к незнакомым людям, детям, общаться с ними. Но на самом деле это возможно, если педагог обладает необходимыми качествами, такими как коммуникабельность, общительность. Наблюдая за детьми, за их играми во дворах домов и школ, можно заметить смекалистых, энергичных, обладающих лидерскими качествами, что в дальнейшем процессе обучения немаловажно. От умения найти контакт с ними зависит степень заинтересованности детей и их родителей в обучении на музыкальном инструменте. На данном этапе важно продемонстрировать на личном примере или на примере своих учащихся, каких результатов в перспективе может достичь ребёнок. Пригласив детей вместе с родителями в школу, необходимо показать всё своё мастерство как исполнителя, продемонстрировать достижения своих лучших учеников, пригласить на уроки, концерты класса. Нет гарантии, что все первоначально заинтересовавшиеся дети придут учиться, но примерно трое из восьми обязательно придут, а может быть и больше.

Одним из действенных способов, используемых педагогами для набора учащихся, является наглядная агитация. Общаясь с педагогами разного возраста, можно отметить, что многие из них выходят в дошкольные учреждения и школы с агитационными концертами. Впечатления, полученные от яркого профессионального выступления педагога, привлекают детей и родителей.

Набор сделан, началась текущая работа. Перед педагогом встают другие не менее важные проблемы: сохранность контингента, посещаемость и выполнение домашних заданий.

Все три проблемы составляют некую логическую цепочку: учащийся загружен в школе, не успевает отдыхать и, соответственно, не выполняет домашних заданий. Пугаясь плохих оценок и гнева педагога, начинает пропускать занятия и вскоре (чаще всего на 1-2 году обучения) отчисляется.

Даже при таком положении дел сохранить контингент возможно. Необходимо установить тесный контакт с родителями, дать им возможность присутствовать на занятиях. Это поможет заинтересованным родителям контролировать самостоятельные занятия детей.

Педагог, у которого сформирована система преподавания, имеет стабильный контингент, так как занятия проходят регулярно и большая часть работы проводится в классе, а дома дети лишь механически закрепляют выученный материал. Частая ошибка педагога – это требование от ученика выполнения несколько указаний сразу. Нарушение принципа последовательности делает их невыполнимыми, ведь ученик не может сосредоточить своё внимание на большом количестве информации и воспринять всё одновременно. У ребёнка складывается впечатление, что у него ничего не получается, ему трудно учиться и соответственно пропадает интерес к обучению. А интерес необходимо всё время поддерживать – как можно раньше и чаще предоставлять учащимся возможность участвовать в концертах и конкурсах. В настоящее время проводится достаточно много исполнительских конкурсов для учащихся разного возраста и уровня подготовки. Правильно подобрав уровень мероприятия, педагог даёт ученику возможность самореализоваться, почувствовать в себе силу и волю к победе.

Подводя итог, следует отметить, что настоящий педагог в той или иной степени должен обладать таким качеством, как энтузиазм, быть преданным своему делу, любить детей, поддерживать себя в хорошей исполнительской форме и постоянно учиться, совершенствоваться, “идти в ногу со временем”. Такой педагог способен решить любые возникающие на его пути проблемы.

Использованные информационные ресурсы.

  1. Великий русский педагог - Константин Дмитриевич Ушинский / http://works.doklad.ru/view/J5I36ip0fJs.html