Методические материалы к уроку по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»

Разделы: Литература


Оформление доски: запись фамилии, имени, отчества писателя, название произведения, с которым будут работать учащиеся.

На партах лежат сборники текстов писателя, задания каждой группе.

План анализа текста:

  1. Установите, является ли данный текст самостоятельной единицей и характеризуется полной смысловой и структурной завершенностью.
  2. Уточнение количества рассказчиков.
  3. Работа над темой
  4. Работа над композицией; анализ языковых средств.
  5. Выразительное чтение
  6. Творческое задание

Цели урока:

  • Организовать процесс восприятия текста по типу деятельности; обеспечить мотивацию, заинтересовать учащихся и провести целенаправленный анализ текста, т.е. частичный понятийно-направленный лингвистический анализ текста
  • Продолжить работу над разграничением повествования и описания.
  • Тренировать учащихся в использовании языковых средств для создания образности, субъективности, конкретности речи.

Ход урока

Вступительное слово учителя о писателе.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок мы посвящаем знакомству с творчеством современного писателя А.Костюнина. Проведем небольшое исследование его рассказа “Рукавичка”.

Давайте познакомимся с автором (Презентация. Ученик рассказывает о писателе по материала Интернета).

Текст рассказа.

Учитель: Ребята, вы прочитали разные произведения писателя? Чем они заинтересовали вас? Какое впечатление произвели на вас?

Ученик: Произведения интересные. Ребята перечисляют названия произведений: “Рукавичка”, “Орфей и Прима”, “Вальс под гитару”, “Сплетение душ”, “Жор глубинной щуки” и др. Тексты произведении А.Костюнина позволяют нам серьёзно проанализировать свои действия по отношению к себе и друг другу. Многие учащиеся читали текст дома вслух близким.

Учитель: Как вы думаете, о чем рассказ “Рукавичка”?

Ученик:

1) о безнравственном поведении учителя и учеников;

2) о жестокости, которая сломала судьбу мальчика.

Вывод учеников: Безнравственное поведение учителя, которое искалечило судьбу мальчика и впоследствии привело к смерти.

Учитель: Вы правы. Давайте приступим к работе в группах. Каждая группа имеет свое задание. Текст прочитан учащимися дома.

Учитель: Какие чувства возникли у вас после прочтения текста?

Ученики: Рассказ интересный, им зачитываешься, но с каждой строчкой становится все больней за поступки людей, которые сломали судьбу ребенка и привели к трагедии.

Учитель: Чтобы передать всю трагедию жизни мальчика, давайте обратимся к тексту рассказа.

Идет работа в группах.

Задания

1 группа

Прочитайте эпизод “Учительница ищет рукавичку унижая детей”.Есть ли положительные стороны в данном эпизоде?

Ученики: Нет (Так, хорошо, – зло процедила наша учительница, – мы всё равно найдём. Идите сюда, по одному. Кондроева! С портфелем, с портфелем...); (Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать); (Раздевайся! – хлёстко скомандовала Алла Ивановна.); (Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды.); (Алла Ивановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала... маленькая... синяя... рукавичка.); (А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!).

Ученики делают вывод о безнравственном поведении учительницы, которая, ведя себя подобным образом, унижает достоинство ребенка. Чтобы лучше показать “дикое” поведение учителя, А. Костюнин употребляет глаголы, показывающие резкую смену действий взрослого человека. Это антигуманное поведение вызывает у нас отвращение к педагогу, ведь учитель должен объективно разбираться в различных ситуациях. А не вызывать негодование и страх в душе ребенка!

2 группа

Прочитайте эпизод “Отношение ребят к Юрке Гурову.

Ученики зачитывают текст, делая вывод о прочитанном.

Ученики: (“Вор” – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.

Он стал изгоем.

Никто из старших братьев никогда не приходил в класс и не защищал его. И он никому сдачи дать не мог. Он был всегда один. Юрку не били. Его по-человечески унижали.

Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород – считалось подвигом. Все задорно смеялись. Я не отставал от других. Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх.)

Ученики делают вывод: автор неслучайно употребляет определенную лексику, характеризуя состояние мальчика (вор, обернулись для него тюремным сроком, стал изгоем, его по-человечески унижали и т.д.). Так человек получил не только от учителя, но и от сверстников отрицательную характеристику. Никто не захотел разобраться в случившемся... Почему он это сделал?...Что привело его к этому поступку?...

3 группа

Проанализируйте речь учительницы и состояние страха в душе каждого ребенка?

Ученики: (Так, хорошо, - зло процедила. Идите сюда по одному. Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать. Раздевайся! – хлёстко скомандовала. Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась.)

У нас появилось отвращение не только к действию педагога, но и к женщине. Разве могла она учить детей, скорее наоборот – таким место быть надзирателем в тюрьме ... Конечно, такое поведение взрослого по отношению к детям вызывает обратную у них реакцию – страх.(Кондроева, опустив голову, молча плакала. Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики. Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу. – Как?! Отвечай!.. Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе... – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык.).

Из прочитанного следует, что ребята все испытывали состояние страха.

Учитель: Подводя итог работы в группах, хочу предложить вам подумать, какую проблему поднимает автор в этом рассказе и как ее можно избежать в жизни?

Ученики: А.Костюнин поднимает проблему жестокого отношения людей друг к другу. Это отношение может иметь для каждого из нас различные последствия, а порой и трагические. Если бы учительница из-за пропажи рукавички не стала поднимать шум в классе, обыскивая и унижая каждого, правильно смогла разобраться в этой ситуации, рассказ не имел бы такого трагического конца. Смерть человека.

Учитель: Как поступок учительницы можно соотнести с роковыми 90-ми годами?

Ученики зачитывают текст: (Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы.

Люди, как крысы в бочке, зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте.

Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла. Уносили последнее: ночами выкапывали картошку на огородах, тащили продукты из погребов. Квашеную капусту, банки с вареньем и овощами, заготовленную до следующего урожая свёклу и репу – всё выгребали подчистую.

Многие семьи зимовать оставались ни с чем. Милиция бездействовала.)

Ученики: Людям, сломавшим себя в жизни, легко было жить по “своим” законам в это сложное время для страны. Недаром автор называет 90-е годы роковыми.

Учитель: Каково поведение автора в начале и в конце рассказа?

Ученики: В начале рассказа он пропускает через себя эту ситуацию, также испытывая страх, как и другие дети. Он не может правдиво оценить ситуацию. Спустя годы, повзрослев, он переоценивает случившееся и жалеет сломанную судьбу Юрки Гурова. Но уже поздно исправлять ошибку, допущенную в школе учительницей.

Учитель: В завершении урока хочу остановится на композиции рассказа. Ребята, почему А.Костюнин начал и закончил рассказ словами из Евангелие от Матфея.

Ученики: С одной стороны, автор винил себя в том, что он тоже причинял Юрке боль. Ведь жизнь Юрки Гурова была тяжелой, с другой - он каялся, думаю, прося прощение у Юрки, вспоминая плачущего Юрку, маленького, беззащитного, с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу... Его жалобное: “Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе!”.

Боль преследовала автора:

“Я остро, до боли, вспомнил библейский сюжет: Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Только когда Наставник, обмакнув кусок хлеба в вино, подал Иуде, только “после сего куска и вошёл в Иуду сатана”. На профессиональном милицейском жаргоне это называется “подстава”.

Юрка, Юрка... твоя судьба для меня – укор... И чувство вины растёт.

Что-то провернулось в моей душе. Заныло.

Но заглушать эту боль я почему-то не хочу...”

Учитель: Подводя итоги урока, хочу процитировать слова Р.Эмерсона, американского философа и поэта: “Книга — это небольшой инструмент, приводящий в действие нашу способность мыслить; это двигатель мысли, помогающий бороться с нашей умственной леностью.”

Учитель: Домашние задание: напишите сочинение-рассуждение “Моё отношение к рассказу А.Костюнина “Рукавичка”.

Иллюстрации к рассказу “Рукавичка”
выполнены учащимся 6-4 класса
МОУ СОШ №1 г. Твери Таболиным Александром