Конспект занятия по развитию познавательных способностей с подгруппой детей старшего дошкольного возраста «Опять на дачу!»

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Часть I

Цель:

  • Содействовать повышению энергетического потенциала, сенсомоторному обеспечению познавательной деятельности детей: обучать приемам самомассажа, развивать выразительность движений, способность сочетать дыхание с движением.
  • Развивать слуховое восприятие, зрительный гнозис.
  • Стимулировать наблюдательность, тренировать внимание.
  • Формировать пространственные представления с использованием внешних опор.
  • Развивать мышление – способность к обобщению и обозначению предметов по родовому признаку. Совершенствовать наглядно-схематическое мышление.
  • Уточнить представления об окружающем (особенности поведения животных, роста растений; виды консервированных овощей и фруктов).
  • Стимулировать познавательную активность, оптимизировать произвольную саморегуляцию, формировать уверенность в своих возможностях.

Оборудование: крупные изображения для дачной картины, выполненные из ковролина (деревья, цветы, огородная грядка с морковью, забор); бланки с этикетками для консервированных овощей и фруктов; фломастеры; зеркала и кубики по количеству детей; браслетики; картинки с изображением предметов, имеющих общие признаки;

Предварительная работа: обучение детей самомассажу лица, работа с маркировкой левой руки, знакомство с игрой на классификацию предметов “Кто больше?”.

Ход занятия

– Как спали сегодня, ребята? С каким настроением проснулись?

Как здорово, что каждый день можно узнавать что-то новое, учиться тому, что раньше не умели. А я рада вам в этом помочь!

Вокруг, действительно, много интересного. И все это нужно разглядеть, услышать, почувствовать. Полезным будет массаж, который я предлагаю вам сделать. Руки у нас вымыты, можно начинать.

1. Самомассаж лица.

Ручки растираем
И разогреваем
потирание
хлопки
И лицо теплом
Своим мы умываем
ладонями провести
по лицу сверху вниз
Глазки протираем,
Чтоб смотрели зорче,
Чтобы днем сияли
Отдыхали ночью
косточками согнутых больших пальцев

провести по верхним, затем нижним векам, мягко надавливая

Грабельки сгребают
все плохие мысли
граблеобразные движения пальцами

от середины лба к вискам

Ушки растираем
Вверх и вниз мы быстро
растирание ушных раковин вверх -вниз
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки
нагибание ушных раковин кпереди – 3 р.,
оттягивание вниз за мочки – 4 р.
А потом уходим
Пальцами на щечки
пальцы “перебегают” на щеки
Щечки разминаем,
Чтобы надувались
указательным, средним и безымянным пальцами разминать щеки круговыми движениями
Губки разминаем, чтобы улыбались большим и указательным пальцами разминать сначала нижнюю, а потом верхнюю губу
Мы теперь утятки –
Клювики потянем
вытягивание обеих губ вперед
Разомнем их мягко,
Немного покусаем.
большим и указательным пальцами разминать губы,
мягкое покусывание сначала верхней, затем нижней губы

На левую руку предложить надеть браслетики.

1. Звучит фонограмма “Звуки природы”.

– Вы слышите, ребята? Что это за звуки? Где можно их услышать? (в лесу, парке, возле дома).

– А на даче можно? Вам приходилось бывать на даче? Что это за место? (Дача – это дом за городом; на даче обычно есть огород, сад).

– Как вы думаете, что дачники выращивают на огороде? К какой группе предметов относится все, что вы сейчас назвали? Каким общим словом это можно назвать? (Овощи).

– А что бы вы хотели вырастить в саду? Что сейчас вы назвали? Как это называется одним словом? (Фрукты).

– Думаю, с такими знаниями овощей и фруктов можно было бы получить неплохой урожай.

2. – Один мой знакомый дачник изобразил свою дачу осенью, посмотрите. Внимание детей обращается на изготовленные из ковролина плоскостные деревья, цветы, огородную грядку, забор. При этом в изображении есть несоответствия: на одном дереве одновременно имеются цветы и плоды; на другом – среди яблок есть груша; морковка растет на кустиках; осенью цветут весенние цветы; цветы на грядке; забор поставлен вверх ногами (рис. 1).

Рис. 1

– Посмотрите, все ли здесь верно?

Игровое задание “Исправь ошибки”

Дети находят и исправляют ошибки, перекладывая детали изображений.

3. – Урожай нужно не только вырастить, но и сохранить. Отнесем собранные овощи и фрукты в кладовую.

Упражнение “Силачи” на контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног (авт. А.В. Семенович).

  • Отнесем корзины с яблоками;
  • Откроем тяжелую дверь кладовой;
  • Отнесем ведра с помидорами;
  • Тыквы большие и поменьше;
  • Удержим ногой скатившееся с поленницы бревно;
  • Поставим ровно банки на полках.

4. – Вы заметили, как много заготовок на зиму было в кладовой. Хороший дачник всегда делает запасы впрок. На верхней полке стояли соленья (маринованные и соленые огурцы, помидоры, другие овощи). А что было на нижней полке, вы не помните? Что можно приготовить из фруктов? (компот, варенье, джем).

– У нашего дачника есть к вам просьба. Он переживает, не сделал ли ошибки, когда рисовал этикетки для своих многочисленных банок. Посмотрите, как они должны быть нарисованы, и дорисуйте недостающие детали в изображениях.

Упражнение “Дорисуй этикетки”

Дети исправляют ошибки в бланках (рис. 2).

Рис. 2

– Давайте отнесем листы с этикетками в кладовую. Теперь дачник смело может их приклеивать к нужным банкам.

5. – Все-таки пыльно в кладовой. Подойдем к зеркалу, посмотрим, не испачкались ли мы.

А хотите поиграть?

Игра перед зеркалом (напомнить, что на левой руке у детей браслет).

  • Возьмите в руки кубик
  • Расположите его над головой
  • За правым ухом
  • Перед носом
  • Под подбородком
  • У правой ноги
  • На левом плече
  • Около правой щеки
  • У левой ноги

Поставьте кубик так, чтобы он был одновременно у левой и у правой ноги. где сейчас кубик?

  • А теперь дотроньтесь
  • Правой рукой до правой щеки
  • Левой рукой до правого колена
  • Правой рукой коснитесь левого уха
  • Левую руку положите на правое плечо.

6. – Хорошо на даче! И поработать можно, и интересно время провести.

Давайте присядем за дачный столик в тени фруктовых деревьев и поиграем в настольную игру.

Знакомая детям игра “Кто больше?” (авт. А.Стольникова)

Ведущий перемешивает карточки с изображением предметов, относящихся к различным группам (овощи, фрукты, деревья, цветы, насекомые, посуда, игрушки, мебель, транспорт). Затем складывает их в стопку, а 4 карточки кладет рядом, рисунком вверх. Начинающий игру снимает со стопки одну карточку и сравнивает ее с карточками, лежащими на столе. Если на его карточке изображен предмет из той же группы, он называет группу, к которой относятся обе карточки, и берет их себе. Со стола можно брать только одну карточку. Если снятая со стопки карточка не подходит ни к одной из лежащих на столе, играющий кладет эту карточку рисунком вверх возле стопки. Затем карточку снимает следующий участник игры.

7. – Ребята, на моей даче следить за порядком помогает большой пес Барбос. Он умный, преданный, и мне часто хочется его порадовать, угадайте, как? (играю с ним, угощаю). Как вы думаете, какое у Барбоса любимое угощение? Да, косточка. Только Барбос иногда косточку закапывает, чтобы попозже догрызть, и забывает, где это сделал. Как же он находит ее? (по запаху). Да, собаки очень хорошо чувствуют запахи.

Скажите, если человеку нужно запомнить, где находится какой-то предмет, или объяснить это другому, что он может сделать? (отметить место на плане).

Я нарисовала план нашей комнаты и отметила места, в которых спрятаны секретики. Предлагаю вам найти их.

Игра “Где спрятаны секретики”

Дети находят в обозначенных местах наклейки-смайлики.

– Ребята, подошло время прощаться, я буду ждать новых встреч с вами!

Часть 2

Цель:

  • Содействовать повышению энергетического потенциала, оптимизации общего тонуса, сенсомоторному обеспечению познавательной деятельности детей: обучать приемам самомассажа, релаксации, развивать выразительность движений, способность сочетать дыхание с движением.
  • Развивать тактильную чувствительность (восприятие). Активизировать зрительное внимание, развивать наблюдательность, способность сравнивать, находить тождественные изображения.
  • Развивать мышление – способность к установлению причинно-следственных связей.
  • Расширять словарь, совершенствуя номинативные процессы.
  • Уточнить представления об окружающем (особенности поведения животных; ураган – сильный ветер; гамак – необычный предмет мебели).
  • Развивать графические способности, умение воспроизводить заданную фигуру.
  • Стимулировать познавательную активность, оптимизировать произвольную саморегуляцию.

Оборудование: крупные изображения для дачной картины, выполненные из ковролина (деревья с опавшими листьями, огородная грядка с морковью, забор, ежик); наборы последовательных картинок; доски с вкладышами в виде домиков; повязки на глаза; карточки с узорами для клумб, тазики с песком; ведерко и различные лейки; фотография гамака.

Предварительная работа: обучение детей самомассажу лица, работа с маркировкой левой руки, знакомство с игрой на классификацию предметов “Кто больше?”.

Ход занятия

– Я рада вас видеть снова, ребята! Предлагаю вам сделать знакомый самомассаж.

1. Самомассаж лица.

2. – О каком месте мы говорили с вами на прошлой встрече? Да, о даче.

На дачу часто забредают ежики. А вы знаете, как ежи к спячке готовятся? Катается ежик кубарем и накалывает листву на свои иглы, а потом такой листовой матрас несет на себе в гнездо. Оказывается и на ночь ежики такую подстилку делают.

Внимание детей обращается на ежика, “спрятавшегося” на дачной картинке.

– Как вы думаете, что ежика на этой даче привлекло? (яблоки).

– Какое бывает яблоко? Будем называть и с каждым словом листок, упавший с дерева, ежику на иглы накалывать. Чем больше назовем, тем мягче будет его подстилка (яблоко – желтое, красное, зеленое, круглое, овальное, большое, маленькое, тяжелое, легкое, гладкое, шершавое, вкусное, сладкое, кислое, спелое, сочное, хрустящее, наливное, червивое, красивое, полезное).

Игра “Помоги ежику собрать листочки” (дети прикладывают к ковролиновому ежику листочки) (рис. 3).

Рис. 3

3. – Ребята, дачники заботятся и о том, чтобы дом хорошо выглядел. Дачные домики могут быть вот такими (показать контурное изображение дома) (рис. 4). Только на стенах наших домов штукатурка после урагана отвалилась. Что такое ураган? (сильный ветер). Нужно отремонтировать.

Рис. 4

Про мастеров, которые очень хорошо знают свое дело, говорят, что они могут сделать работу с закрытыми глазами. Давайте и мы попробуем.

Игра “Ремонт”

Дети вставляют вкладыши в отверстия с закрытыми повязкой глазами в несколько этапов:

  • в свободном режиме;
  • ощупывание фигур, поиск отверстия и вкладывание поочередно правой, затем левой рукой;
  • “опознание” фигуры левой рукой, правой – поиск нужного отверстия;
  • “опознание” фигуры правой рукой, левой – поиск отверстия.

4. – Подул ветерок...Посмотрите, как наклоняются травинки в поле за дачей. Вот так...

Упражнение-растяжка “Травинка на ветру” (авт. А.В. Семенович)

Дети изображают всем телом травинку садятся на пятки, руки вытягивают вверх, делают вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклоняют туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

5. – Некоторые семьи проводят на даче все лето. Например, по соседству с нами отдыхал мальчик по имени Гоша. Осенью я получила от него несколько писем, в которых он делится своими дачными впечатлениями. Писать он пока не умеет, поэтому его рассказы в картинках. Гоша знает, что я работаю в детском саду, и попросил, чтобы я познакомила ребят с его веселыми приключениями.

Вот только в конвертах все картинки смешались, и узнать, что произошло с Гошей, вы сможете, если выложите картинки по порядку.

Упражнение “Последовательные картинки”

6. – Как вы думаете, что украшает дачный участок? (цветы).

Чтобы клумба получилась красивой, придумывают рисунок, узор, по которому затем высаживают цветы, например, такие (рис. 5).

Рис. 5

Попробуйте найти среди клумб ту, на которой нарисован ваш узор.

Игровое упражнение “Найди одинаковые узоры”

Дети сравнивают схематичное изображение с узором на “клумбе” - тазике с песком.

7. – Ребята, а когда сажают цветы, в какое время года? (весной). Осенью можно посадить, например, луковицы тюльпанов, нарциссов, а вырастут и начнут цвести они весной.

Давайте представим, что в эти клумбы нужно посадить цветы по уже нарисованному узору. Только сначала нужно увлажнить землю, но не всю клумбу, а только бороздки.

Дети выбирают из предложенных (ведро, обычная лейка, лейка с тонким наконечником) подходящую для полива емкость.

Игровое упражнение “Клумбы”

8. – Вы хорошо потрудились и я предлагаю отдохнуть в гамаке. Вы знаете, что такое гамак? Это необычная кровать в виде сетки, натянутой между двумя опорами, например, между деревьями (показать картинку).

Упражнение на расслабление “Отдых в гамаке”

– Давайте устроимся в гамаке (дети ложатся на коврики). Сделаем глубокий вдох-выдох...

Осеннее солнышко ласково светит и согревает нас. Дует легкий ветерок. Над нами ясное голубое небо, медленно плывут облака. Закройте глаза. Удобно ли вам? Почувствуйте позу, в которой лежите. Ваше тело расслаблено... А теперь потянитесь, сделайте глубокий вдох, выдох, откройте глаза, медленно сядьте и аккуратно встаньте.

– Мне понравилось играть с вами, вспоминать и представлять осенние дни на даче!