Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Снег идет»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Задачи:

  • закрепить основные признаки зимы;
  • ввести в активный словарь детей имена существительные (зима, мороз, снег, лед, снежинка, снеговик), глаголы (мерзнуть, щипать, лепить, греться);
  • составить коллективный рассказ о зиме по картинному плану;
  • развивать общую, мелкую моторику;
  • координировать речь с движением, развивать чувство ритма;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • знакомить с тремя величинами и учить определять: большой, средний, маленький;
  • дать представление о пространственных отношениях.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, здоровье.

Оборудование: картинки для рассказа, белые салфетки, материал для аппликации снеговика, большая корзина.

№ п/п Деятельность логопеда Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окошко. Что вы там видите? Какое сейчас время года?

Правильно! Зима.

Дети подходят к окошку, делятся своими наблюдениями. Дети учатся наблюдать и делиться своими наблюдениями.
2 Летом было тепло. Осенью прохладно, а зимой стало холодно. На морозе вода замерзает: поэтому вместо дождя идет снег, а на реках и лужах появляется лед.

Постепенно земля покрывается снежным одеялом , которое оберегает ее от морозов до самой весны. Пушистый белый снег лежит повсюду: на земле, на ветках, на крышах домов.

А нам мороз не страшен, потому что у нас есть теплые дома.

Дети слушают рассказ педагога. Дети учатся слушать педагога.
3 Логопед предлагает детям прослушать четверостишие и выполнить движения по тексту.

Раз, два, три, четыре, пять, (шагать на месте)

Будем зиму мы встречать. (развести руки в стороны)

Что зима нам принесла? (хлопать в ладоши)

Ветер, снег и холода!

Дети выполняю движения по тексту. Дети учатся координировать речь с движением.
4 Логопед предлагает детям сесть на коврик и составить рассказ о зиме по картинкам. Педагог выставляет картинку и начинает предложение, дети заканчивают предложение.

Наступила зима.

Зимой... очень холодно.
Зимой часто ..... идет снег.
Зимой на реке....... появляется лед.
Зимой дети.... катаются на санках.
Зимой дети.... лепят снеговиков.

Дети составляют коллективный рассказ. Расширяется активный словарь детей.
5 Ребята, я предлагаю вам отправится на прогулку. Но зимой на улице холодно. Значит, нам надо одеться потеплее.

Купили нашей Вареньке (поочередно поглаживают одной рукой другую от пальцев к запястью.)
Варежки и валенки. (гладят обе ноги одновременно снизу вверх).

Дети выполняют движения, ориентируясь на педагога. Дети совершенствуют общую моторику.
6 Теперь, ребята, мы тепло одеты, пойдемте гулять!

Мы шагаем по сугробам, (дети идут друг за другом,
По сугробам крутолобым. высоко поднимая ноги)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу!
Очень долго мы шагали, (садятся на стульчики и
Наши ноженьки устали! поглаживают ноги)
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем!

Дети выполняют движения по тексту. Дети учатся соотносить речь с движением, развивают произвольное внимание.
7 Ну, что, ребята, замерзли? Я вам вас сейчас научу, что нужно делать, чтобы никакой мороз был не страшен.

Ой, мороз, мороз, мороз - (пальчиками слегка щипают)
Щиплет щеки, щиплет нос.
Щиплет ушки, щиплет губки,
Забирается под шубки. (руки под мышки)
Чтоб согреться - посмотри, (потереть ладони)
Все, как следует, потри: (потереть щеки, нос, губы, Щеки, носик, уши, губы. уши)
Пар пошел даже от шубы. (руки в стороны и выдохнуть)

Дети выполняют движения по тексту. Дети развивают мелкую моторику.
8 У ребят зимой много развлечений. Например, можно кататься с горки.

А вы, ребята, катались с горки?

Я тоже каталась. Однажды я ехала с крутой горы быстро, быстро!

- УХ, УХ,УХ!

Логопед показывает (спина прямая, руки на коленях).

А потом санки опрокинулись, и я упала в снег: БУХ!

(присесть, пригнув голову к коленям).

Далее педагог просит детей быть внимательными и изображать, в соответствии с репликами, быструю езду или падение в снег.

Дети изображают действие, ориентируясь на реплику педагога. Дети развивают зрительное и слуховое внимание.
9 А еще в зимой можно поиграть в снежки!

Логопед предлагает малышам взять салфетки, показывает, как их надо скомкать. Затем дети бросают эти “снежные комочки” в корзину.

Малыши комкают салфетки, превращая их в снежные комочки. Дети развивают мелкую моторику, зрительное восприятие.
10 А теперь, ребята, я предлагаю вам сесть за столики, посмотреть, что находится на тарелочках.

Кто догадается, что мы свами сейчас будем делать?

Дети проходят за столы.

Дети отвечают на вопрос педагога.

Дети учатся спокойно занимать свои места по инструкции педагога.
10 Правильно, ребята, мы с вами, сделаем снеговика из вырезанных фигур. Сначала берем большой круг, кладем на клеенку, намазываем круг клеем и наклеиваем. А теперь возьмем поменьше круг (средний) кладем на клеенку, намазываем клеем и наклеиваем на листочек сверху большого круга, затем берем маленький. Он у нас будет головой снеговика. Кладем его на клеенку, намазываем клеем и наклеиваем на листок сверху среднего круга. Теперь возьмем головной убор и наклеим его снеговику на голову. Намазываем клеем, приклеиваем на голову. Осталось сделать нашему снеговику носик и глазки. - Из чего у снеговика бывает носик? Правильно из морковки! Намазываем клеем морковку и наклеиваем посередине маленького круга-головы. Вот такие красивые снеговики у нас получились! Дети выполняют аппликацию. Дети учатся наклеивать готовые формы в определенной последовательности, учитывая их величину и располагая в высоту от самого большого до самого маленького.
11 А теперь, ребята, давайте вспомним, о каком времени года мы сегодня говорили?

Что вам понравилось больше всего?

Дети отвечают на вопросы. Дети учатся анализировать свою деятельность.

Список литературы.

  1. Картушина М.Ю, Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет, Т.Ц Сфера 2008
  2. Новиковская. О.А Конспекты комплексных занятий с детьми младшего возраста, Паритет 2008
  3. Фадеева Ю.А, Пичугина Г.А Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием, Книголюб 2006