Педагогические условия приобщения детей к русской народной культуре на основе праздников

Разделы: Музыка


Приобщение к культуре начинается в дошкольном возрасте и становится основанием для формирования личности и успешной подготовки ребенка к школе. Практика показывает, что дети, получившие в дошкольном возрасте опыт приобщения к культуре, опыт художественной и творческой деятельности, успешно входят в новую социально-психологическую ситуацию школьного обучения, наиболее активны в школьной жизни.

На проблему приобщения детей к национальной культуре обращали внимание русские педагоги. Так К.Д.Ушинский связывает понятие национального и народного. Он подчеркивает, что у каждого народа должна быть своя система воспитания. К.Д.Ушинский требовал обучения на родном языке. “Народная культура является первым шагом ребенка к культуре общечеловеческой. С помощью элементов народности отдельный человек поднимается на уровень, на котором находится весь народ в целом”. Продолжателем идей К.Д.Ушинского о народности в воспитании является Е.Н.Водовозова. Она дает рекомендации по ознакомлению детей с окружающим миром, выступает за единство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Е.И.Тихеева рекомендует использовать народное творчество как проявление средства национальной культуры [1, 2].

“Нельзя воспитать полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного”, - говорил Р.Тагор. Суть его высказывания в нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания человека. Народное творчество позволяет детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Народные сказки, песни, игры доступны детям и имеют большое воспитательное значение в формировании любви и уважения к людям разных национальностей.

Народное искусство – это уникальный мир духовных ценностей, одна из форм культуры, которая своими особенностями – целостностью, единством среды обитания, связью с традициями, обычаями, верованиями, творческим народным восприятием мира – ориентирована на сохранение и воспроизведение нравственно – эстетических ценностей. В народном искусстве воплощена духовная энергия народа, образующая единое поле, которое нельзя разделить на части.

Приобщение к народной культуре является одной из основных задач педагога дополнительного образования и концертмейстера, которые ставят перед собой следующие педагогические задачи:

  • выявить особенности интересов, представлений, детей, их умений отражать национальное в практической деятельности;
  • разработать доступное освоению детьми содержание русской культуры;
  • определить педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к русской культуре.

Работа строится с целью воспитания интереса и эмоциональной отзывчивости детей к содержанию русской культуры, желания больше узнать о произведениях народного творчества, традициях русского народа. В процессе этой работы дети попадают в различные ситуации, когда им приходится применять полученные знания на практике. Для детей проводятся различные конкурсы, праздник “Масленица”, инсценировка сказки “Снегурочка”, посиделки “На завалинке” и т.д.

Для выявления уровня интереса детям предоставляются ситуации для выбора:

  1. Выбор песни (русская, коми, современная).
  2. Выбор музыкальных инструментов (ложки, чипсан, маракас).
  3. Выбор костюма (русский, коми, украинский).

Для решения задач отражения черт русского национального характера в деятельности используется метод творческих заданий: придумать русскую народную пляску, сыграть на народном инструменте.

Таким образом мы видим, что детям необходима специальная работа по формированию интереса к русской народной культуре, в процессе которой важно разработать доступные сценарии русских народных праздников и развлечений, методики приобщения детей к русской народной культуре, определение педагогических условий, способствующих к активному освоению детьми русской народной культуры.

Эмоциональная насыщенность, простота, выразительность русских народных праздников делает их понятными и привлекательными для ребенка, приближает к пониманию нравственности, культуры народа.

Источники и литература.

1. Мчелидзе И.Б., Гребенщикова Е.А., Лебеденко А.А. История дошкольной педагогики в России. – М. Пр., 1987.

2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.- в сб.: Избранные педагогические сочинения / Под ред. Е.П.Медынского.-М., 1945. с. 67.