Урок физической культуры "Упражнения для коррекции осанки"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель урока: научить выполнять физические упражнения для формирования правильной осанки и профилактики заболеваний позвоночника, развивать подвижность позвоночного столба через выполнение акробатических упражнений.

Знать: понятия: “Осанка. Правильная осанка. Неправильная осанка”, о причинах и последствиях нарушения осанки, содержание общеразвивающих упражнений для формирования правильной осанки, о значении акробатических упражнений для укрепления мышц спины.

Уметь: определять индивидуальную осанку, отбирать упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц спины, выполнять акробатические упражнения: гимнастический мост, кувырок вперед – назад, стойка на лопатках, соблюдать технику безопасности при выполнении акробатических упражнений.

Методы и приемы:

  • Подводящий диалог;
  • Проблемный диалог;
  • Практический метод;
  • Словесный метод;

Наглядный метод: непосредственный показ, опосредованная наглядность (карточки, плакаты)

  • Диалог;
  • Задания.

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная;
  • Групповая.

Материально-техническое обеспечение:

  • Учебники “Физическая культура” 5-7 кл. авторы М.Я.Виленский и др.
  • Раздаточный материал (карточки);
  • Скамейки гимнастические;
  • Палки гимнастические;
  • Маты гимнастические;
  • Мешочки с песком;

Продолжительность урока: 40 минут

Тип урока: урок образовательно-обучающей направленности

Планируемые результаты:

Предметные:

  • составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений корригирующей направленности;
  • выполнять акробатические упражнения: гимнастический мост, кувырок вперед – назад, стойка на лопатках.

Личностные:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми;

Регулятивные:

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели;
  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные:

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать явления и факты;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Коммуникативные:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Ход урока

Этап урока Задача Деятельность учителя Деятельность обучающегося Формируемые УУД
Вводная часть – 7 минут
Организационно- мотивационный Организовать детей на деятельность 1. Построение в одну шеренгу. Обучающиеся строятся в одну шеренгу на месте построения. Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми;

Регулятивные:

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

2. Приветствие.

3. Проверка готовности обучающихся к уроку, создание эмоционального настроя на изучение  материала.

4. Перестроение из одной шеренги в три шеренги

Отвечают.

Слушают.

5. Элементы строя:

- налево;

- кругом;

- направо.

Выполняют действия в соответствии с командами. При выполнении последней команды остаются лицом к плакату “Виды осанок”

Выстраиваются группой

6. Разделение на 3 группы на заранее обозначенных точках
Актуализация знаний Актуализировать знания детей по видам осанки, признакам неправильной осанки Проблемный диалог

Ребята, кто из вас знает, что такое осанка?

Ребята, какие виды осанки вы знаете?

Демонстрация рисунка № 1.

Привычная поза человека в положении стоя, сидя или во время ходьбы

Правильная, неправильная

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми;

Как вы считаете, на каком рисунке изображен человек с правильной осанкой. На 5 рисунке Регулятивные:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели;

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

По каким признакам вы определили, что эта осанка правильная? Голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут.
А как выглядит человек с неправильной осанкой? Голова излишне запрокинуты назад или опущена вперед, плечи сведены вперед, спина сутулая, грудная клетка запавшая, живот выпячен.
Зачеркните все варианту неправильной осанки. Один из детей, получает маркер и выполняет задание учителя
Как вы думаете, что является причиной того, что у человека нарушается осанка? Большой вес школьного портфеля;

Несоответствие мебели росту ребенка;

Нарушение зрения;

Недостаточная двигательная активность;

Слабое развитие мышечного корсета

Познавательные:

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать явления и факты;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Демонстрация рисунка № 2

  Коммуникативные:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Ребята, а что, по вашему, происходит с внутренними органами, если у человека неправильная осанка?

Демонстрация рисунка № 3

Смещаются, сдавливаются, нарушается кровообращение, возникают болезни
Постановка темы и цели урока Сформулировать вместе с детьми тему и цель Да, действительно, все перечисленные вами причины, правильные.

Как вы считаете, какая часть нашего скелета обеспечивает нам вертикальное положение тела?

 

 

Позвоночник

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми;

Демонстрация рисунка № 4.

Правильно, позвоночник, состоящий из состоит из отдельных позвонков, которые обеспечивают ему большую подвижность.

  Регулятивные:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели;

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Ребята, а за счет чего позвоночник удерживается в вертикальном положении?

Демонстрация рисунка № 5.

Следовательно, для того чтобы позвоночник был всегда в правильном положении, что мы свами должны делать?

А, с помощью чего мы решим эту задачу?

Ребята, кто попробует сформулировать тему и цель нашего занятия?

За счет мышц

 

 

Укреплять мышцы спины

 

С помощью физических упражнений

Дети выполняют формулирование темы и цели занятия.

Познавательные:

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать явления и факты;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Открытие новых знаний   Ребята, как вы думаете, какие упражнения рекомендуется выполнять для укрепления мышц спины и формирования правильной осанки? Наклоны, повороты, упражнения в ходьбе, упражнения с утяжелением. Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми;

А, в каком темпе нужно выполнять упражнения? Плавно, в чуть замедленном темпе, без скачков и рывков
Ребята, перед вами физические упражнения. Рассмотрите их внимательно, отберите упражнения, которые будут помогать нам достигать поставленной цели:

Ходьба

Бег

Упражнения с гимнастическими палками

Упражнения с большим весом

Акробатические упражнения: кувырки, мосты, стойки

Упражнения с прогибами позвоночника назад

Упражнения для пресса с подъемом туловища

Упражнения со скручиванием туловища

Ребята работают в группах. Оставляют важные, на их взгляд, упражнения. Познавательные:

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать явления и факты;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Почему именно эти упражнения вы оставили? Дети обосновывают свой выбор.
Подготовительная часть – 6 минут
Применение знаний на практике Сформировать у детей умения правильно выполнять упражнения для формирования правильной осанки Молодцы. Вы правильно выбрали упражнения. А теперь мы их выполним.

Построение детей в одну шеренгу.

Организация ходьбы по залу.

Организация разбора мешочков.

 

 

Дети выполняют действия, во время ходьбы берут по одному мешочку

Регулятивные

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Упражнения на формирование правильной осанки с мешочком на голове:

Ходьба с продвижением вперед, высоко поднимая колени. Ногу ставить с носка.

Ходьба на носках руки в стороны.

Ходьба на пятках, руки за спиной.

Ходьба на носках, перешагивая препятствия, руки на пояс.

Ходьба по скамейке, бревну на носках, руки в стороны.

Дети выполняют упражнения, продвигаясь друг за другом на расстоянии вытянутых рук. Коммуникативные:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Организация уборка инвентаря. Дети, проходя, складывают мешочки в корзину.
Организация беговой разминки:

На носках, руки на пояс

Приставным шагом, руки на пояс.

Шагом польки, руки на пояс.

Дети выполняют бег, соблюдая правила передвижения в колонне.
Проведение ходьбы с восстановлением дыхания. Дети выполняют глубокие вдохи носом и выдохи ртом.
Организация построения для ОРУ. Проходя, дети берут гимнастическую палку в правую руку и кладут ее на правое плечо, перестраиваются в три колонны через центр
Проведение комплекса ОРУ с гимнастическими палками.

Смыкание к правофланговому.

Дети выполняют комплекс упражнений обращая внимание на сохранение правильной осанки.
Уборка инвентаря. Уборка гимнастических палок, передавая друг другу. Правофланговый относит палки в место хранения.
Основная часть – 22 минуты
    Ребята, какова цель нашего занятия? Научиться отбирать и правильно выполнять упражнения на укрепление осанки Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми;

Какие еще упражнения мы определили для укрепления и сохранения осанки? Акробатические упражнения: кувырки, стойки, мосты.
Какой инвентарь нам нужен для работы? Гимнастические маты
Ребята, кто напомнит правила переноски гимнастических матов? Держать за ручки с 4 сторон, нести, не соприкасаясь с полом, укладывать аккуратно Регулятивные:

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Коммуникативные:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Подготовка мест занятий для выполнения акробатических упражнений. Дети разделены по группам. Каждая группа готовит место занятия, соблюдая технику безопасности и демонстрируя бережное отношение к инвентарю.
Ребята, давайте вспомним технику безопасности при выполнении акробатических упражнений. При выполнении кувырка не вставать на голову, активно толкаться ногами.

Начинать упражнение только после того, как закончит предыдущий. После выполнения упражнения встать в конец колонны.

Выбор старших в группе, объяснение функций исходя из ролей, выдача заданий:

1 группа – кувырок вперед – перекат в группировку лежа – стойка на лопатках.

2 группа – кувырок назад – перекат в группировку лежа – гимнастический мост.

3 группа – упор присев - стойка на лопатках – упор присев – кувырок вперед.

Дети самостоятельно выбирают старшего в группе.

Слушают, задают вопросы.

Анализ детьми полученного задания, выполнение, самоконтроль.

Разъяснение режима работы.

Разведение занимающихся к местам занятий.

Работа на станциях. Переход на другую станцию по звуковому сигналу.

Осуществление контроля.

Уборка инвентаря.

Контроль за дисциплиной осуществляет старший в группе.
Заключительная часть – 5 минут
Итог Обобщить знания детей Сбор детей в круг.

Итак, ребята, какую тему мы сегодня с вами изучили?

Дети строятся в обозначенный круг

“Упражнения для коррекция осанки”

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми;

Какую цель мы ставили перед собой? Научиться отбирать и правильно выполнять упражнения на укрепление осанки
Смогли мы ее достичь? Да Регулятивные

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- Что такое осанка?

- Как влияет осанка на здоровье человека?

Дети отвечают
- А сейчас, давайте каждый из вас оценит свою работу на уроке, встаньте, пожалуйста, возле кругов разного цвета.

Хорошо!

Зеленый круг – я научился отбирать и выполнять упражнения

Желтый круг – я научился выполнять упражнения, но не научился их отбирать

Красный круг – я не научился отбирать и выполнять упражнения

Построение в одну шеренгу.

Организованный уход из зала.