Практическая направленность уроков химии в свете требований ФГОС

Разделы: Химия


Современное образование в рамках реализации ФГОС предъявляет новые требования в преподавании химии. Обучающийся должен получить сам, в результате самостоятельной деятельности химические знания и уметь воспользоваться ими в своей повседневной жизни.

Задача педагога вызвать заинтересованность и активную деятельность обучающегося на своем уроке. Решение практических и экспериментальных задач, помогают решить эту проблему. Химическое образование в современной школе должно быть тесно связано с практической и экспериментальной направленностью. Качество усвоения учебного материала по химии снижается с каждым годом. Это связано с уменьшением часов по химии на практические работы и экспериментальные задачи. Уменьшение часов также резко снижает заинтересованность к предмету. Когда отводиться 2 часа в 8, 9 классах, и 1 час в 10, 11 классах, говорить о заинтересованности и качестве усвоения предмета не приходиться. Даже с таким минимальным количеством часов необходимо показать экспериментальную сторону предмета. Возникает противоречие между объективными условиями и потребностями обучающегося в практической стороне предмета химии.

Очень часто приходиться работать с мотивированными детьми после урока. Я считаю, на занятиях необходимо уделять особое внимание демонстрации роли практических знаний, о веществах и их свойствах. На уроках химии опытным путем мы рассматриваем процессы, происходящие вокруг нас. Знакомимся с веществами и материалами, с которыми дети встречаются в повседневной жизни. Так изучая тему “Белки” экспериментальным путем проверяем наличие белка в продуктах питания (колбасы, мясные кубики, бульоны). Дети выступают в роли экспертов и выявляют, что производитель просто обманывает своих покупателей, так как белка в их продуктах нет. Рассматриваем принципы действия лекарств, бытовой химии, продуктов питания.

При изучении многих тем мы сталкиваемся с веществами, которые пагубно влияют на здоровье человека (спирты, пластмассы, фенолы, кислоты, щелочи, тяжелые металлы и т.д.). Обучающиеся разбирая данные темы, получают полную информацию, как эти вещества действуют на организм человека и почему с ними нужно быть крайне осторожным. Проблема загрязнения окружающей среды очень актуальна в нашем регионе. Возникает потребность в знаниях о нормах использования бытовой химии, строительных материалов, лекарственных веществ, пластмасс и других материалах с которыми мы сталкиваемся постоянно. Не умелое обращение с этими веществами может привести к печальным последствиям. Поэтому на занятиях мы разбираем правила хранения и использования огнеопасных, токсичных веществ. Составляем памятку - рекомендации взрослым, как выбрать качественный, а значит и безопасный продукт. А также рассматриваем правила поведения при пожарах, отравлениях токсическими веществами, первая помощь при химических ожогах.

Кемеровская область – это не только угольный край, а также металлургический и химический регион. Поэтому на занятиях затрагиваю профориентацию обучающихся, формирую знания о главных отраслях и профессиях химической и металлургической промышленности. На уроках убеждаю учащихся, что химическая безграмотность опасна для жизни собственной и окружающих. Даже не работая на химическом заводе, можно быть подверженным химической опасности: все мы употребляем в пищу разные продукты, используем средства косметики и бытовой химии, поэтому обязаны знать и понимать свойства этих веществ и их влияние на живой организм. Моя задача на занятиях химии: приблизить очень сложный предмет для детей, сделать его понятным, интересным. Только в этом случае появится интерес к нашему предмету. Когда непонятно соответственно и неинтересно. Применяю на уроке задачи межпредметного содержания, экологического, бытового характера. Дети, решая подобные задачи, сталкиваются с содержанием, в котором, заложены сведения о связи знаний по химии с повседневной жизнью человека. 

Все это повышает интерес обучающихся к предмету, формирует убежденность в необходимости знаний по химии, а также внимательного отношения к своему здоровью. Обучающиеся должны понимать, что усвоение знаний происходит только в результате собственной деятельности. Только самостоятельно добытые знания являются прочными и долговечными. Нельзя учить текст, наизусть не вникая в смысл, следует понять и разобрать его вникнуть в его сущность. Химия наука, которая развивает логическое мышление. А это поможет детям в дальнейшем определиться в жизни, стать успешным.

Литература

  1. Габрусева Н.И. О практической направленности преподавания химии. [Текст] / Н.И. Габрусева. – Москва: Книжный мир, 2010.-543 с.
  2. Злотников Э.Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения. [Текст] / Э.Г Злотников. Москва: Дрофа, 2012.-256 с.
  3. Назаренко В.М. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании. [Текст]/ В.М. Назаренко. Москва: Дрофа, 2009.-5456 с.
  4. Чернобельская Г.М. Новое в методике химического эксперимента. [Текст] / Г.М. Чернобельская. Москва: Дрофа, 2009.-543 с.