Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Внеурочная деятельность младших школьников – это совокупность всех видов деятельности, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации развития интересов, формирования универсальных учебных действий (УУД).

Внеурочная деятельность является важной частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полном объёме. Главной особенностью внеурочной деятельности как образовательного процесса является предоставление школьникам возможности широкого выбора занятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным воспитательным содержанием. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако осуществлять воспитание лучше в свободное время от обучения время. Внеурочная деятельность поэтому у младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, на уровне самопонимания, самосознания и дисциплины.

В нашей МБОУ “ООШ № 5” города Астрахани создана система воспитательной деятельности. Согласно требованиям ФГОС начального общего образования, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности ребёнка (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы отличные от учебных уроков, занятий (кружки, факультативы, клубы, секции и т.д.) в том числе эта деятельность может включать в себя индивидуальные занятия педагога с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержке (может быть оказана помощь в постановке почерка, развитии письменной или устной речи). Следует рассматривать направления внеурочной деятельности, как точку отправления при создании и разработке соответствующих образовательных программ. Причём каждое из направлений можно реализовать, используя любую из видов деятельности в отдельности и комплексно (комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы внеурочной деятельности). Педагогический коллектив нашей школы составил программу по внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования “Мы - дети России”. Эта программа составлена на основе примерной основной программы с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС II поколения. Наша программа сформирована с учётом особенностей I ступени общего образования, как базиса всего последующего обучения.  Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, который связан :

- с изменением при поступлении в школу – с переходом к учебной деятельности ,

- с освоением нового социума, потребности в самовыражении, познании,

- с моральным развитием, которое связано с общением и межличностными отношениями дружбы.

Цели нашей программы “Мы - дети России” - это создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребёнка на основе общечеловеческих ценностей . Для реализации образовательного процесса в школе доступны виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная, патриотическая, досуг. Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Внеурочная работа это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между кл. руководителем и уч-ся с целью создания ученического коллектива. Программа построена в модульном режиме, каждый из предложенных модулей представляет собой технологический процесс обработки определённого материала, направлены на достижение комплексов дидактической цели. Всего 10 самостоятельных модулей в нашей программе. В спортивно-оздоровительном направлении я разработала сама и веду свой модуль “Мир русских шашек”, занятия проводятся в форме секции. В ней задействованы, как дети моего класса, так и группа детей из разных классов и параллелей. Я по совместительству тренер по шашкам ДЮСШ № 9 г.Астрахани.

Конечно очень важны во внеурочной работе ожидаемые результаты реализации и программы. Эти результаты 3-х уровней. Главными становятся технологии, направленные на индивидуальное развитие личности каждого ребёнка. Воспитательным результатом участия ребёнка во внеурочной деятельности должны стать приобретения, которые ему помогут адаптироваться в основной школе и раскрыть свои творческие способности в дальнейшем. настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования пересмотрены целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития ребёнка и формирование его активной позиции.

Любому обществу нужны умные люди и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть способности всех его представителей. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Огромное значение для развития творческих способностей уч-ся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа уч-ся, которая способствует не только развитию способностей ребёнка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, и самое главное, способствует его адаптации в среде сверстников (работа в группах), помогает менять его статус в коллективе; позволяет почувствовать собственную значимость.В новом ФГОС большое внимание уделяется Именно проектной и исследовательской деятельности, как решающему фактору в формировании у школьников умения учиться. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, уч-ся учатся:

1. Самостоятельному, критическому мышлению

2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы

3. Принимать самостоятельные аргументированные решения

4. Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Поэтому развивать в каждом ребёнке творческую активность – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит метод проектов можно считать здоровье сберегающими технологиями.Так как проектная деятельность проводится по-этапно – можно выделить следующие этапы организации работы. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему проекта, его цели, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется дальнейшая реализация проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчёт о проделанной работе представляется на уроке. Использование метода проекта применяю при закреплении ранее изученного материала это даёт детям возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний уч-ся в различных предметных областях – это и ИЗО, и музыка, и ИКТ, литературное чтение, и окружающий мир, и история, и краеведение. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1 месяц до запланированной защиты открытой презентации).На различных уроках и самостоятельно дома или во внеурочной работе выполняются задания, предложенные учителем (это могут быть и рисунки и сбор информации, и составление рассказов,загадок, стихотворений, выполнение аппликационных работ). На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы.

Итог проектной работы – это рукописные книги, сборники с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями.

Мои уч-ся уже сделали несколько таких книг, причём, чтобы в книгу попал лучший рисунок устраиваем выставку эскизов. А также газеты, плакаты, индивидуальные мини-проекты и конечно же макет по теме проекта. Так что же такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, которую обозначил сам ученик. А что такое проект для учителя? Это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Он даёт уч-ся опыт поиска информации ,применение самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности в проекте. Проектная деятельность способствует развитию общеучебных навыков. Это мыслительные навыки, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, опыты, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ проекты совпадают с темой реального научного исследования. Это выявление проблемы, обоснование гипотезы, объекта исследования, постановка целей и задач, выбор методов исследования, проведение опытов (замеры роста, посевы на лабораторных полях), описание результатов и выводы. Такой проект “Хлеб - всему голова” выполнили ученики 3-4 кл. МБОУ г.Астрахани “ООШ №5” в 2013 году /Автор:Гурина И.В/. На лабораторных полях засев злаковых культур :пшеницы и ржи (проведение опытов замера роста при одинаковой почве и температуре)

.ТВОРЧЕСКИЕ проекты структура только намечается и развивается в соответствии к требованиям формы и жанру. Такой проект “Волга-матушка-река” выполнили ученики 4 класса .МБОУ “СОШ №45” в 2012 году /Автор:Гурина И.В./ и провели открытую защиту презентации макета-диорамы“Дельта Волги - заповедный край” в форме открытого мероприятия на областном семинаре-практикуме “Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС”, который проводился на базе МБОУ “СОШ №45” в 2012 году.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ проекты направлены на сбор информации о каком-либо событии, объекте, её анализ, обобщение.

Такие проекты, как “ВОВ глазами современных детей” выполнили уч-ся 3-4 кл. МОУ “СОШ №51” в 2010 году /Атор:Гурина И.В/ с открытой защитой презентации макета- диорамы “Танковое сражение у с.Прохоровка” провели в форме открытого мероприятия, где было все о танках Т-34, их создателе Кошкине М.И. и о событиях на Курской Дуге (проект приурочен к 65-летию ПОБЕДЫ ВОВ).

Ещё такой проект “Знаменитые боевые машины ВОВ – У-2” выполнили под моим руководством уч-ся 4 кл МБОУ г.Астрахани “ООШ№5” в 2012 году /Автор: Гурина И.В./с открытой защитой презентации макета-диорамы “Небесный тихоход” как и всегда провели в форме открытого мероприятия, где была показана информационная работа о биплане У-2,его создателе Поликарпове Н.И., о легендарном 42 ночном авиаполке.

Мною разработан уже не один проект и так как мы создали новый проект о Луне, о 45-летии полёта человека на спутник Земли. Защита открытой презентация макета прошла в форме открытого мероприятия в 2014 году. А в 2015 году мы с уч-ся 3 класса презентовали проект “Боевые Шуки ВОВ”, приуроченный к 70-летию ПОБЕДЫ в ВОВ. Проект информирует о подводных лодках ВМФ времён ВОВ, о боевых рейдах, о жизни советских моряков-подводников, о великом морском братстве на войне.

Нельзя не сказать об этапах работы над проектом, которых мы придерживаемся:

  • мотивационный
  • планирующе-подготовительный
  • информационно-операционный
  • рефлексивно-оценочный.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.И.Дереклеева “Мастер-класс по развитию творческих способностей уч-ся” М. “5 за знания” , 2007 г
  2. Н.В.Засоркина, М.Ю Шатилова, Н.Б.Полянина “Метод проектов в начальной школе.Система реализации.” М. “Учитель” 2009 г.
  3. Г.И. Осипова “Опыт организации исследовательской деятельности школьников”. М. “Учитель”. 2007 г.
  4. В.Ф.Феоктистова “Исследовательская и проектная деятельность младших школьников / рекомендации, проекты”, М. “Учитель” 20009 г.
  5. С.С.Щербакова, А.А. Выткалова, И.В.Кобченко “Организация проектной деятельности в школе”. М. “Учитель” 2008 г.
  6. Н.А.Якимов “Проектно-исследовательская деятельность младших школьников” М. “Исследовательская работа школьников” - 2003 г.№1-с.48-51