Обучение младших школьников созданию письменных текстов

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа


Цели:

  • раскрыть некоторые пути формирования языковой компетентности младших школьников через использование возможностей учебников;
  • обобщить педагогический опыт работы над связной письменной речью младших школьников.

Задачи:

  • развитие умения учащихся создавать речевые высказывания в письменной форме через совместную деятельность на уроке;
  • активное применение письменных высказываний в контексте реальной коммуникативной деятельности.

I. Теоретическое обоснование

Формирование языковой компетентности школьников продиктовано быстро изменяющимися условиями современной жизни, возрастанием коммуникативной активности человека. В связи с этим речевое развитие младших школьников становится особенно актуальным. Задачи общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми решаются при опоре на речевые средства и действия. Речевая компетенция выступает как система речевых действий, проявляющихся в умении использовать языковые средства с учётом закономерностей их функционирования для построения устных или письменных высказываний. Условием эффективного усвоения языковых средств служит их активное применение в контексте реальной коммуникативной деятельности учащихся.

Развивать речь детей - это значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить их построению предложений, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Ребёнок раннего школьного возраста ещё не обладает ни опытом, ни умениями, поэтому правильной письменной речи и творчеству его надо учить. И здесь встаёт ряд вопросов. Какое место в системе современного начального образования должна занимать работа по обучению детей созданию письменных текстов? Какие цели и задачи будет преследовать такая работа? И т.п.

Представленный материал обобщает опыт работы над развитием письменной речи учащихся начальных классов, знакомит с некоторыми приёмами, организационными формами занятий по обучению младших школьников созданию письменных текстов и методики их проведения.

II. “...Была бы вредна какая- либо общая схема, невозможен единый образец...”

Какое же место занимает работа по обучению младших школьников созданию письменных текстов в программе по русскому языку?

Мне, учителю с многолетним стажем работы в начальных классах, довелось поработать по разным программам, с использованием разных учебников. Можно утверждать, что за последнее время во всех УМК представлены материалы, которые помогают как в организации учебно-воспитательного процесса по Федеральному государственному стандарту, так и при планировании системы работы с текстом с первого по четвёртый классы. Так, в современных программах по русскому языку большое внимание уделяется теме “Текст”. Изучаются признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, части текста. Поскольку в соответствии с требованиями ФГОС НОО в конце изучения курса русского языка и литературы итоговая оценка достижений планируемых результатов в разделе “Развитие речи” в конце четвёртого класса связана с умением создавать письменный текст, то в данном разделе важное место отводится обучению детей созданию разных типов текста (сочинение- повествование, сочинение- описание, сочинение- размышление).

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по обучению детей созданию письменных текстов занимает одно из важных мест в начальной школе.

Каким же образом решается задача обучения детей созданию письменных текстов в условиях вариативности образовательных программ по русскому языку и литературному чтению?

Постараемся найти ответ на поставленный вопрос на примере одной из программ, используемых долгие годы в начальной школе - образовательной системе “Школа 2100”. В программе Р.Н. и Е.В. Бунеевых, как и в других программах, выделяется раздел “Текст”, на который в разных классах отводится разное количество часов. Для планомерной работы по развитию письменной речи учащихся выделены специальные уроки , например, во 2 классе- 6 часов, в 3 классе-15 часов. Некоторые педагоги считают, что этого количества недостаточно, забывая о том, что часы выделены в рамках одного учебного предмета “Русский язык”. Если же обратиться к заданиям в рабочей тетради по литературному чтению, то увидим, что не один урок не обходится без выполнения устных и письменных заданий, связанных с работой по развитию речи учащихся.

Наверное, нужно оппонировать и тем учителям начальных классов, которые пишут в своих статьях, что в этой программе “нет минимума теоретических сведений”. На наш взгляд, как раз минимум теоретических сведений есть. А вот нужно ли расширить этот минимум, решает педагог, который знает уровень подготовки своего класса.

Нельзя согласиться и с теми, кто считает, что “тематика текста не всегда интересна детям”, но делают это бездоказательно. При более детальном изучении программы русского языка и литературного чтения, включая и период обучения грамоте, можно увидеть простые, но очень интересные темы для создания небольших письменных текстов. Например, для первоклассника весьма интересны темы “Кто я?”, “Моя фамилия”, “Моя семья”, “Мой друг”. С одной стороны при написании данных текстов у учеников закладываются первоначальные умения в составлении предложений, соотносящихся с темой текста, с другой стороны отрабатываются орфографические навыки написания имен собственных с большой буквы. Кроме того, при подготовке к написанию этих работ у детей идет процесс познания своего внутреннего мира, что соответствует их возрастным потребностям. Как творческий продукт эти сочинения иллюстрируются фотографиями и могут быть выставлены в портфолио ученика.

Каждый учитель формирует интерес к учебному предмету, главным образом, благодаря методически грамотной, творческой организации учебной деятельности обучающихся, вызывающей положительные эмоции у детей. Уроки русского языка и литературного чтения и для учителя, и для детей - это удивительные уроки диалога, поиска, открытия и, конечно же, совместного труда. Отсюда вытекает важность подготовительного этапа в написании сочинений. Основная задача беседы на данном этапе - привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить свое отношение к фактам, которые составляют сюжет текста. Важно уделить внимание отбору словаря по теме сочинения, который послужит опорой при составлении текста. Например, при работе над сочинением по наблюдениям за природой в беседе уточняем, что послужило объектом наблюдения. Прием использования опорных слов и фраз на первых порах помогает ребёнку справиться со своей тревогой, а получится ли у него рассказ. Замечено, что одной из часто встречающихся ошибок является повторение одного и того же слова. Чтобы избежать этой трудности, подбираем синонимы и выписываем их на доске. А чтобы письменная речь была образной, яркой, конечно же, не только знакомим с литературными приёмами, но и учим подбирать эпитеты, сравнения.

У детей в раннем школьном возрасте достаточно хорошо развиты воображение и фантазия, которые и помогают им найти образные слова. На прогулках, когда выходим наблюдать за природой, дети сравнивают первые весенние цветы мать -и- мачехи с желтенькими цыплятками, а осенние листочки у них становятся похожи и на рыбок (это про листья ивы), и на гусиные лапки (это про листья клена), и на золотые монетки. Для примера, сочинение по наблюдениям .

Сочинение

Моя снежинка

Моя снежинка - балеринка. Порхает, кружится... Танцует. (Серёжа П., ученик 1 класса)

Не правда ли, малыш сумел заметить и образ наблюдаемого объекта, и подобрать ему художественное описание. Причем, при построении текста даже небольшого объёма, выдержана структура построения: есть вступление, основная часть и заключение.

Видим, что при работе над сочинениями такого вида с целью развития наблюдательности следует организовать систему наблюдений за природой, отдельных предметов и процессов. В этом случае устные рассказы и письменные сочинения учащихся обобщают, упорядочивают результаты наблюдений.

Во втором классе знакомим с признаками текста - описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения мыслей, четкости в словесном оформлении своих знаний.

Замечено, что второклассникам легче справиться с сочинениями малых форм. К сочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени: длительные наблюдения не нужны, беседа короткая ( 2-3 вопроса), план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато можно добавить грамматическое задание.
Дети используют в сочинении – миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их.

Сочинение-миниатюра

Каким мне запомнилось это лето

Этим летом я была в Анапе на Всероссийском конкурсе исполнителей на свирели. Наш школьный коллектив занял первое место! На конкурсе проводились музыкальные игры и состязания. В свободное время мы купались на море.

Было весело, скучать не приходилось! (Маргарита Ш.)

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся. С целью развития интереса учащихся к изучению языка и литературы неоценимую пользу приносит использование информационно-компьютерных технологий. Так, в информационном пространстве сети “Началка- семинфо” учащиеся класса могут на форуме делиться впечатлениями о просмотренном спектакле, написать отзыв о прочитанной книге, а могут коллективно сочинять свои сказки.

Сказка

“Как Иван проучил Кощея Бессмертного”

В некотором царстве, в некотором государстве жил - был Иван. (Рита Ш.)

Однажды в государстве приключилась беда. (Анастасия Ч.)

Напал на государство Кощей Бессмертный. Стал он воровать детей из семей. ( Роман Ф.) Стали люди думать, как Кощея победить (Максим П.)

И надумали они послать Ивана на смертный бой. (Иван П.)

Приготовился Иван, снарядился: взял меч булатный да палицу дубовую. (Таисия К.)

Сел Иван на своего коня и поскакал в путь. (Никита С.)

Ехал он, ехал и доехал до замка Кощея Бессмертного. (Никита К.)

Зашёл Иван в замок. (Хамза Г.)

Услышал Иван загадочный шум за спиной и махнул, не глядя, мечом булатным! (Александра М.)

Это был Кощей Бессмертный. Хотел он сзади напасть и погубить Ивана. (Кирилл Д.)

Но Иван увернулся ловко и нанёс сильный удар мечом. (Даниил Г.)

В ответ Кощей рассмеялся, ведь он был бессмертный. (Мария П.)

Иван ещё раз махнул мечом. Но тут Кощей напал на него. (Хамза Г.)

Иван успел свистнуть. Прибежал его конь и спас Ивана. (Варвара Я.)

И поскакали они в лес, искать того, кто знает, как одолеть Кощея. (Александра А.)

Начиная со второго класса, учим детей писать сочинения на основе прочитанного. На одном из уроков литературного чтения во втором классе большой отклик получило задание написать свою сказку - путаницу. Вот что из этого получилось.

“Катилась репка три дня и три ночи. И увидела она у самого синего моря теремок на курьих ножках стоит. Постучалась репка в дверь. “Козлятушки, ребятушки...” - запела репка. А лиса ей с печи: “Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!” Испугалась репка и покатилась дальше...” (Артём А.)

“Катилась репка, катилась и прикатилась к зайцу. Заяц ел, ел, не съел. Покатилась репка дальше. Прикатилась репка к волку. А волк говорит: "Куда ты катишься?”. Репка отвечает: "Я качусь к бабушке, несу ей пирожки и горшочек масла". Волк открыл рот, чтобы съесть репку. В это время мимо проходил крокодил Гена. Он увидел, что волк хочет съесть репку. Крокодил проглотил волка, а репку отнес к бабушке.” (Таисия К.)

“Прикатилась репка к зайцу. А заяц ей и говорит: “ Пойди-ка к морю и налови мне рыбы!”. Прикатилась репка к морю и видит: лягушка со стрелой во рту сидит. Ударилась репка о стрелу и превратилась лягушка в конька-горбунка. Обернулась репка комаром и полетела на остров Буян. А там ее Емеля на печи встречает, замуж зовет. Не пошла за Емелю репка, а превратилась в золотую рыбку и уплыла в синее море путешествовать.” (Александра М.)

Как видим, дети не только знают и любят сказки, но у них есть желание самим их сочинять.

Кроме сочинения сказок одним из перспективных, на наш взгляд, видов творческих работ является сочинение - зарисовка. Источником зарисовки служит личный опыт ученика, его наблюдения.

Зарисовка

Зимняя прогулка. Парк Кузьминки

Морозный солнечный денек. Парк Кузьминки. Кругом много белого пушистого снега, который так искрится на солнце, что даже больно глазам. Если взять его в руки и подкинуть вверх, то можно увидеть салют из разноцветных искрящихся снежинок.

А если внимательно прислушаться, то услышишь удивительную зимнюю мелодию. Вот словно смычок прошелся по струнам скрипки - это снег заскрипел под ногами. Вот отрывисто заиграли клавиши пианино - это застучали клювиками воробышки.

Внезапно мелодия прервалась. Послышался смех, гомон, шум. В парк пришла группа веселых краснощеких ребятишек.

Сходите зимой в парк! Не пожалеете... (Артём С., ученик 4 класса)

Хорошая оснащенность школы информационно-коммуникативными средствами помогает в плане развития письменной речи учащихся. Так в учебном плане нашей школы предусмотрены уроки русского языка и ИКТ. На таких уроках ученики работают за компьютерами, что позволяет учителю совместно с учеником корректировать его творческую работу в процессе создания, и детям не надо дописывать сочинение дома. В результате такого использования ИКТ на уроках развития речи внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи, реализуется индивидуальный подход к учащимся, формируется положительное отношение к написанию творческих работ.

III. Выводы

В настоящее время нет недостатка методической литературы по освещаемой теме. Намеренно не предлагаю своих разработок не только потому, что учитель, которого интересует проблема развития письменной речи, найдет для себя разнообразные конспекты уроков в интернете, но, главным образом, потому, что придерживаюсь точки зрения, что каждый урок - это новое настроение, это особенное вдохновение. И когда это вдохновение учитель сможет по-своему передать детям, тогда снежинка превратиться в балерину и зимняя мелодия зазвучит в исполнении воробья - пианиста.

Творческих успехов всем!

IV. Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.

2. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.

3. Саломатина Л.С., Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов. - МПГУ, Москва, 2014