Методика создания литературного клуба для учащихся младших классов

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • развитие практических навыков устной речи и выразительного чтения у детей;
  • воспитание любви к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала учащихся для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.

Задачи:

  • обогащение делового общения в процессе совместной творческой деятельности, организованной неформальными взаимоотношениями в классе;
  • адаптация принципов деятельности детского клуба применительно к младшему школьному возрасту.

I. Теоретическое обоснование.

Что такое литературный клуб? Почему я решила его создать? К сожалению, на занятиях практически не остается времени для общения, для выяснения желаний, стремлений каждого ребенка, для обсуждения творческих успехов и неудач. У детей нет возможности для творческого объединения и самовыражения в так называемой “неформальной” обстановке. Поэтому появилась задумка: создать литературный клуб - общество единомышленников, постоянно действующий коллектив любителей поэзии ,музыки и общения друг с другом.

Обязательное условие существования нашего клуба - это непринужденная обстановка, дружелюбная атмосфера, располагающая к совместному коллективному творчеству. На заседаниях каждый может поделиться своими достижениями, радостями и печалями.

Не учебная, неформальная обстановка, с нестрогими временными рамками должна способствовать тому, что дети свободно и непринужденно делятся своими проблемами, зная, что товарищи проявят заботу и такт. Мне бы хотелось, чтобы клуб помог создать коллектив перспективный, прогрессивный, интенсивно развивающийся как в нравственной области, так и в эстетической.

Итак, общество единомышленников, увлеченных поэзией, мы назвали клубом “Веснушки”. Периодичность заседаний клуба установили - один раз в месяц. Неотъемлемой частью заседаний является чаепитие с традиционным пирогом.

Каждое заседание клуба - это ряд традиций: открытие и закрытие “литературных ворот” (приложение № 8), правило ферматы (приложение № 10), Золотой ключик, который открывает “ворота” (приложение № 7), отслеживание выполнения законов клуба.

II. Структурные компоненты музыкального клуба.

Структурные компоненты, которые я предлагаю, позволяют использовать разнообразные способы организации клубного заседания. Составленная таблица, представляет систему оригинальных игр, творческих заданий, направленных на развитие личности ребенка.

Название Цели Форма Содержание
1.Литературная беседка. Учить каждого ребенка не только высказываться, но и учиться слушать и понимать друг друга. Общение детей, сидящих в кругу. Беседа, игры, инсценировки песен и сказок, чаепитие. Слушание музыкальных произведений, импровизация.
2. Театральная афиша. Пропаганда театральных мероприятий города. Рисование афиш, листовок: “Всякая всячина”, “Очень Важная Информация” (ОВИ), “А вы знаете, что...”, “Скоро в городе”. Выполнение рисунков, эскизов, художественных цветовых композиций.
3. Вперед, литератор! Развивать творческую деятельность детей в условиях клуба, умение импровизировать. Творческое задание - игра, спланированная на конечный результат. Сочини колыбельную, потешку, небылицу, считалку.
4. Стань режиссером. Способствовать развитию сценических умений. Творческое задание, спланированное в процессе создания мини-спектакля. Собери небольшую группу и стань режиссером. Разыграй любую из пословиц, сказок как спектакль.
5. Копилка чувств. Развитие творческого

мышления,

формирование

интонационного

многообразия.

Творческие задания импровизационного характера. а) Отыскать как можно больше вариантов произношения фраз:

“В квартире есть телефон”, “Солнышко встало”, “Зажги свечу”, “Мельник на ослике ехал верхом”.

б) Диалог в одиночку (выразительное чтение по ролям с использованием возможностей голосового аппарата: темп, тембр, интонация).

в) Сказочное заклинание,

г) Интонируем вопросы и ответы.

д) Твое настроение.

е) Сочиним песню (варианты мелодии на одинаковое для всех двустишие).

6. А у нас во дворе. Расширить представления детей о стилях, направлениях, исполнителях. Пародирование (игра перевоплощений). Узнай по музыкальной пародии исполнителя. Покажи, как бы то же самое сделал ты.

На одном заседании можно использовать 2-3 элемента, в зависимости от клубной тематики. Все структурные элементы, кроме “Литературной беседки”, могут быть использованы по выбору учителя и детей.

“Литературная беседка” - это форма общения, позволяющая каждому ребенку не только высказаться, раскрыться для своих товарищей, но и научиться слушать и понимать других. Вводя в структуру клуба этот фрагмент, я преследовала следующую задачу - научить детей контролировать себя, свое поведение, уметь выбирать верный тон для общения с одноклассниками, с незнакомыми людьми. На “Литературной беседке” мы планируем и анализируем совместную творческую деятельность, делимся впечатлениями после посещения спектаклей, распределяем задания по подготовке заседания клуба “Веснушек”. Наша беседка не похожа на классный час. Это место душевного общения, здесь можно рассказывать смешные истории, петь песни, импровизировать, исполнять собственные литературные произведения.

“Литературная беседка” - это возможность раскрепостить себя. Главное правило поведения – “закон ноль”.

Это, значит, уметь слушать и не перебивать говорящего, даже если ты с ним не согласен. Роль взрослого - следить за тем, чтобы активные дети не подавляли застенчивых. Если кто-то не хочет высказывать своего мнения, то не надо его заставлять это делать. Придет время, когда самому стеснительному захочется высказаться, продемонстрировать свои первые творческие порывы, поделиться впечатлениями об услышанной музыке. Если разговор удался, то это становится самым любимым местом учащихся. Итак, “Литературная беседка” - это один, пожалуй, самый важный из компонентов заседания клуба. В нашем клубе “Беседка” организовывается очень просто: детские стулья ставятся в круг, в середине располагается столик. Стулья должны стоять так, чтобы дети касались друг друга, т.к. создается впечатление общности детей. Столик в середине нужен для сюрпризов, подарков, которые дети готовят к каждому заседанию. Столик - это место для самовара и угощений, которые готовят родители или именинники. Тема разговора в “Беседке” перекликается с заседанием клуба, которая объявляется заранее. Разговор начинает взрослый (“хозяйка клуба”). В руках она держит знак “закон ноль”, он напоминает детям о том, что говорящего перебивать нельзя. Далее этот знак передается по кругу желающим высказаться. Но бесконечная беседа может быстро утомить учащихся, поэтому через каждые 5 человек беседу необходимо прерывать играми, забавами или рубриками: “Юный поэт”, “Юный пародист” и т.д.

III. Диагностический комплекс.

При организации клуба необходимо было выяснить отношение учащихся и родителей к этой форме эстетического воспитания, способствующей эмоциональному, нравственному и умственному развитию детей. Для просвещения родителей было проведено собрание, на котором определили следующие положительные моменты данной формы работы:

  • литературный клуб представляет собой синтез поэзии и общения, что является объективным условием накопления новых знаний, воспитания культуры ума;
  • воспитание в клубе осуществляется коллективно, это учит детей соизмерять свои потребности с желанием других, вырабатывает у детей умение “слышать”, “видеть” состояние других;
  • литературный клуб - это иммунитет против пошлости и бездуховности.

Родителям была предложена следующая методика.

Методика “Поэзия нам поможет” .

Цели:

  • выявить и понять, что ждут родители от детей в области литературно-эстетического образования;
  • определить какие способы решения этого вопроса могут предложить родители.

Процедура.

Каждый из родителей получил анкету с вопросами.

1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

2. Как можно организовать работу в классе, чтобы учесть интересы ребенка?

3. Поддерживаете ли вы идею создания литературного клуба ?

4. Что вы ждете от этой формы работы?

5. Какие другие пути взаимодействия между школой и семьей вы можете предложить?

Обработка.

Количественная обработка заключается в частоте повторов положительных ответов родителей.

Интерпретация.

По результатам подсчета можно выявить:

- любимое занятие детей;

- способы организации внеклассной работы, учитывая интересы детей;

- отношение родителей к идее создания литературного клуба;

- ожидания родителей от подобной формы работы;

- выявить среди родителей “пассивного наблюдателя” и “активного помощника”.

Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №4 Вопрос №5
         

Следующим шагом в нашей работе по созданию литературного клуба было определение интереса детей. Для этого необходимо провести следующую методику.

Методика “Копилка интересов”

Цель: изучить интересы детей, их потребности в общении.

Процедура.

Дети подписывают листочки. Учитель обращается к детям:

“Ребята!

Выберите для себя 1-2 пункта, чем бы вы хотели заниматься в свободное от уроков время, и более важное для вас занятие подчеркните”.

На доске оформлена запись.

Люблю исполнять, слушать и сочинять стихотворные произведения.

Нравится наблюдать за животными и ухаживать за ними.

Хочу узнать о спортсменах и спортивных достижениях.

Вокруг меня много интересного, хочу обо всем знать.

Мне интересна история своего города.

Чем еще любишь заниматься в свободное от учебы время? Допиши сам.

Обработка.

Количественная обработка заключается в подсчете частоты повторов того или иного пункта.

Интерпретация.

По результатам количественной обработки можно определить интересы детей по тематике занятий.

Ф.И. учащихся Поэзия Животный мир Спорт Любознайка Краеведение Свободный выбор детей
             

IV. Методические разработки.

Далее предлагаем методический инструментарий, который поможет разобраться с проблемой организации музыкального клуба.

4.1. Ищем лидера. Игра “Фотоглаз”.

Цель: сформировать органы самоуправлениялитературного клуба.

Подготовительная работа.

Самоуправление - это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает организаторские способности учащихся.Я старалась сделать так, чтобы каждый член клуба мог проявить себя в каком-либо деле. Для этого продумала простые задания: организация дежурства на заседаниях, подготовка пригласительных билетов, оформление доски и т.д. Я не спешила с выборами лидеров, так как должны были сами определиться в кандидатурах учащихся, потому что дети младшего школьного возраста не способны объективно оценивать своих сверстников. А для работы клуба необходимо было сформировать Совет Лидеров из двух человек. Для этого решили использовать игру “Фотоглаз”.

Ход выборов.

При проведении выборов учителю необходимо помнить о создании позитивного отношения учащихся друг к другу. Мы предложили ребятам представить, что все они - одна большая семья, и им нужно сфотографироваться для семейного альбома. Но сначала необходимо выбрать “фотографа”, который бы смог расположить ребят для съемки. Дети были разделены на две группы, т.о. получилось два необходимых для нас лидера. Далее была дана следующая установка: “фотограф” имеет право выбрать “дедушку”, который будет помогать в расстановке “семьи”. После этого остальные роли дети распределяли по своему усмотрению. Как мы и ожидали роли “фотографов” и “дедушек” достались ребятам, стремящимся к лидерству. Роль “детей” исполняли самые пассивные ученики, более активные становились “дядями”, “тетями”, “мамами” и “папами”. Самый ответственный момент - расстановка своей “семьи” и установление тишины. В первой группе лидером оказался сам “фотограф”, а во второй - “дедушка”, так как именно ему удалось навести порядок в “семье”.

Таким образом, лидерами нашего клуба стали дети, к мнению которых прислушиваются .

4.2. КТД “Ба, знакомые все лица!”.

Цель: формирование внешнего уровня организационной культуры клуба.

Подготовительная работа.

Лидеры музыкального клуба подготовили и вывесили объявление о предстоящем заседании и просили подготовить эмблемы, а также подумать о названии клуба. На эту работу была отведена одна учебная неделя. Свои эскизы и проекты сдавали Совету Лидеров.

Ход заседания.

Детям предлагались рубрики:

  • Это наш клуб.
  • Законы клуба.
  • Где нас найти.
  • А мы поем.

По каждой рубрике организовывалось обсуждение. Например, первая рубрика посвящена названию и эмблеме клуба. Были подготовлены следующие вопросы:

  • Что такое клуб?
  • Для чего он нам нужен?
  • Как можно назвать наш клуб?
  • Что такое эмблема?
  • Нужна ли она нам?

Далее детям предлагается обсудить предложения ребят и выбрать лучшие варианты.

В заключении предлагается оформить клубную газету. На столы положили большой лист ватмана. Одни дети писали название, другие делали набросок эмблемы, кто-то писал законы, остальные продумывали рисунки. И не страшно, если кто-то перепачкался краской или не очень красиво оформил надпись, самое главное, чтобы этот процесс творчества доставлял удовольствие. Далее газета прикрепляется к доске и начинается обсуждение коллективной работы. И тут на доске появляется последняя рубрика “А мы поем...”, которая означает, что КТД необходимо закончить песней. Ставится фонограмма, и дети подхватывают мелодию, а потом выбирают наиболее понравившуюся им, как позывной клуба.

4.3. 0ткрытие музыкального клуба.

Цель:

  • создание условий для творчества детей;
  • способствовать формированию опыта гуманистического взаимодействия друг с другом.

Оформление:

“литературные ворота”, золотой ключик, эмблема клуба, знак фермата, игрушечные барабаны, медаль “Юный исполнитель”.

Действующие лица:

  • Буратино
  • Сказочные герои.
  • Хозяйка клуба.

План мероприятия:

1. Приветствие Буратино. “Экскурсия” по клубу.

2. “Литературная беседка”.

3. Посвящение.

4. Игра “Маэстро, музыку!”.

5. Коллективный анализ.

Ход мероприятия

Детей встречает Буратино и сказочные герои.

Буратино показывает свои владения:

Сегодня открытие клуба! День рождения только раз в году! И по такому поводу всенародно об этом объявляем, и на открытие клуба приглашаем дорогих учеников!

(Звучат фанфары Р. Штрауса “Так говорил Заратустра”)

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Рад приветствовать вас. Вот это мои владения, а это мои жители. Жители моего царства – литературные герои. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”). Это “литературные ворота” нашего клуба, которые нам предстоит открыть.

(На створках классной доски прикреплены “ворота”),

А это “Литературная беседка”. Здесь можно рассказывать о своих радостях и неудачах, о друзьях, о себе. Но у “Литературной беседки” есть правила. (Выходят сказочные герои и выносят правила, написанные на ватмане).

Мальвина:

Недоволен - возражай.
Возражаешь - предлагай.
Предлагаешь - делай.
Берись за дело!

Пьеро: Высказывается каждый по очереди. Очередность соблюдается при помощи знака (показывает его). Это, значит, высказываться может лишь тот, у кого в руках “закон ноль”, и говорит до тех пор, пока есть что сказать. Никто не может перебивать говорящего.

Буратино: Приглашаю всех в “Литературную беседку”. Сегодня день рождения нашего клуба. К этому дню я приготовил стихи.

Музыка - лукавая работа,
Чтобы людям сердце волновать.
Мало песню выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.

Надо понимать язык снежинок,
Понимать о чем поет капель.
Или вдруг на крыльях журавлиных
Улететь за тридевять земель.

Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться урча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного тихого ручья.

Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье
В каждый дом.
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом - колдуном!

А еще я нарисовал рисунок, где изобразил, чем бы мне хотелось заниматься в нашем клубе. (Дети рассматривают рисунок). Мне бы хотелось услышать, что вы приготовили ко дню рождения клуба. (Дети высказываются и подкрепляют ответы рисунками - иллюстрациями. Появляется хозяйка клуба).

Хозяйка клуба: А теперь Мальвина и Пьеро принесут нам ключ, которым мы должны будем открыть двери нашего клуба. (Выносят золотой ключ). Этот волшебный ключ откроет двери только в том случае, если вы подарите частичку своей души. (На столике, который находится в середине “Литературной беседки”, лежат сердечки). Те ребята, которые желают стать членами клуба, должны раскрасить сердечки красным цветом, а если кто-то до сих пор не определился, оставляет его белым. (Буратино стоит рядом с “воротами”, а хозяйка клуба собирает сердечки у детей).

- Ребята, чтобы Буратино нам поверил, мы должны его убедить еще и словами. (Учащиеся подходят к Буратино, дарят ему золотой ключик с наклеенными на него сердечками и стараются убедить его в необходимости открыть “ворота”. Наконец Буратино соглашается, открывает “Литературные ворота” под фрагмент песни “Улыбка” на музыку В.Шаинского, слова М.Пляцковского). Вы сейчас услышали позывные нашего клуба, которые говорят о том, что “двери” в клуб открыты.

Посвящение.

Буратино: А сейчас наступает самый торжественный момент - принятие вас, ребята, в члены клуба. Но какое посвящение без клятвы. Мальвина И Пьеро прочтут законы клуба, а вы громко будете произносить слово “клянусь” после каждого закона. (Законы были составлены в подготовительный этап при непосредственном участии детей).

- Мы - второклассники клянемся:
Больше всего на свете петь любить,
И людям доброту дарить!

Учащиеся: Клянемся!

- Никогда никому ни за что не грубить!

Учащиеся: Клянемся!

- Друзей в беде не бросать!

Учащиеся: Клянемся!

- А теперь произнесем все вместе.

Да здравствует дружба и хорошее настроение!
Да здравствует поэзия, труд и общение!

Хозяйка клуба: Поздравляем вас, ребята! А сейчас каждому из вас будет вручена эмблема клуба. Теперь вы члены музыкального клуба “Веснушки”. Но мы не должны забывать, что самое главное - это дружба!

(Звучит песня в исполнении ребят “Настоящий друг” на музыку Б.Савельева, слова М.Пляцковского).

Игра “Маэстро, музыку!”.

Хозяйка клуба: А сейчас я предлагаю вам поиграть. Не приходилось ли вам встречаться с музыкальными ежиками? Например, такими, которые играют на барабанах? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру, представьте себе, приходилось. Послушайте, как он об этом написал:

С барабаном ходит ежик.
Бум - бум - бум!

Целый день играет ежик.
Бум - бум - бум!

С барабаном за плечами.
Бум - бум - бум!

Ежик в сад забрел случайно.
Бум - бум - бум!

Очень яблоки любил он.
Бум - бум - бум!

Барабан в саду забыл он.
Бум - бум - бум!

Ночью яблоки срывались.
Бум - бум - бум!

Ой, как зайчики струхнули!
Бум - бум - бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум - бум - бум!

Забавное стихотворение? А сейчас мы поиграем. Какие слова повторялись? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Взяли в руки игрушечные барабаны. Читаем стих вслух, а повторяющиеся слова не произносим, а заменяем их тремя ударами на барабане.

(Если игра детям понравилась, то можно ее повторить в ускоренном темпе).

Буратино: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, поэтому вам вручается медаль “Юный исполнитель”.

Коллективный анализ.

Детям было предложено выразить свое отношение к проведенному мероприятию через рисунки или стихи.

V  Литература.

  1. Бервицкий 3. Приглашает “Дымосвит”.// Музыка в школе. - №1,1989 г.
  2. Грудцина А. Домашний музыкальный клуб.// Музыка в школе. - №1, 1989 г.
  3. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного клуба./ М., 1961 г.
  4. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Школа радости./Настольная книга для воспитателей и вожатых. - “Феникс”, 2003 г.