Некоторые аспекты воспитательной работы в условиях кадетского корпуса

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Патриотическое воспитание


Работая в кадетском корпусе на протяжении многих лет, столкнулись со следующей проблемой. С одной стороны мы, педагоги, должны создать условия для воспитания активного деятеля на гражданском или военном поприще, инициативного труженика, лидера, способного брать ответственность за свои поступки, с другой стороны, мы сталкиваемся с рядом объективных обстоятельств, которые не преодолеть. Перечислим некоторые из них.

В первую очередь, это то, что обучение в наших корпусах предполагает шестидневное двадцатичетырёхчасовое пребывание кадет на территории образовательного учреждения. Лишь часть субботы и воскресенья ребята проводят в домашнем кругу, с родными и близкими. Это значит, что воспитательное влияние, значение семьи уменьшается. Роль родителей как субъектов образовательного процесса понижается, значит, роль педагогов должна повыситься. Что делать нам в этой ситуации? Стараться восполнить этот пробел, привлекать родителей к организации и проведению спортивных соревнований, мини- турслётов, походов, классных часов. Ведь мы порой забываем, что родители обладают огромным потенциалом, который надо использовать. Родители на классных часах рассказывают о своей профессии, кадеты с удовольствием задают вопросы, узнают необходимую для себя информацию. Кстати, с удовольствием к такой профориентационной работе подключаются и наши бывшие выпускники – кадеты старших классов обращаются к нам с просьбой рассказать о различных вузах, особенно военных. Кроме того, родители и выпускники являются примером для подражания, реальным образцом, что очень ценно для воспитательной работы. Также привлекаем родителей- единомышленников к участию совместно с детьми в семейно-педагогических конкурсах, например, “Диалог”, проводимый МАН “Интеллект будущего”. Всё это способствует не только формированию активности, повышению мотивации к обучению, спорту, содействует воспитанию, но помогает сплочению самого детского коллектива и улучшению микроклимата в семье, повышения авторитета родителей и педагогов.

Другая проблема несколько связана с первой, можно назвать её условно “изоляцией”, закрытостью образовательного пространства. К сожалению, с ужесточением требований различных инстанций, количество выездов, экскурсий в последнее время гораздо сократилось по сравнению с прошлыми годами. Соответственно мы многое теряем в этом направлении работы. Какой выход? Осваивать близлежащие территории, не требующие использования транспортных средств. То есть сотрудничать с соседними школами, детскими садами. Так, в 2015 году нами было организовано внеклассное мероприятие для девочек школы № 71 п.Кедровый. Оно включало в себя экскурсию по корпусу, познавательную игру и чаепитие, в подготовке и проведении которых кадеты- старшеклассники выполняли большую часть работы при сопровождающей роли педагога. И вот мы переходим к третьей проблеме.

Если задуматься и понять жизнь современного кадета во всех нюансах, то начинаешь понимать: мы создаём условия для потребительского отношения у ребят. У многих кадет совсем не сформированы навыки самообслуживания, ведь за них почти всё (и в корпусе, и дома делают взрослые). Как можно говорить о том, что мы воспитываем будущего семьянина, лидера, деятеля, способного брать ответственность не только за себя? Хотя бы частично мы пытаемся восполнить этот пробел, организуя коллективные дела, шефство над новобранцами, социальные акции, выходы трудовых экологических десантов. Ребята с увлечением подхватывают идеи взрослых. Так, после проведения мастер-класса по карвингу для ребят с ограниченными возможностями здоровья из школы г.Красноярска, кадеты 11 “Б” класса с удовольствием приняли приглашение от новых друзей и приняли участие в товарищеском матче по волейболу. Возвращаясь домой, наши старшеклассники сделали вывод, что их сверстники с ОВЗ ничем не отличаются от них, что самое главное – желание чем бы то ни было заниматься.

Хотелось бы подробнее остановиться на приоритетах данных форм воспитательной работы. Мы уже сказали выше о том, что, привлекая родителей к совместным мероприятиям, решаем сразу несколько аспектов. Один из важнейших – родители начинают по-новому смотреть на своих чад, видя на деле их способности, желание быть полезными. Ведь зачастую так бывает, что взрослые не считают важным поддержать, похвалить своего ребёнка, зато поругать – это обязательно. В таких случаях дети могут закрываться, замыкаться в себе, искать поддержки у других взрослых, особенно в подростковом возрасте. Создавая условия для взаимодействия взрослых и детей, педагог помогает решению этой проблемы. Более того, родители тоже могут по-новому раскрываться в глазах ребят, повысить свой авторитет, например, забив решающий гол в футбольном матче между родителями и детьми из параллельных классов. Такие мероприятия помогают всем субъектам образовательного процесса посмотреть друг на друга с другой точки зрения, получить более точную картину. Когда ребята учатся заботиться о других, то делают вывод: Не так страшен чёрт, как его малюют. Только кажется, что организовать праздник своими руками и силами для девочек из школы трудно, а на деле этот процесс ещё и на этапе подготовки приносит удовольствие. Теперь выпускники корпуса прошлых лет делятся своим опытом о том, как поздравили и удивили маму, бабушку и сестру в День 8 марта. Это очень приятно, знать, что есть отсроченный результат. Взаимодействуя, общаясь с детьми с ОВЗ, кадеты начинают по-другому относиться к своему здоровью, ведь многие заболевания могут быть и приобретёнными. Когда кадеты ездят любоваться красотой озёр Шарыповского района, они не только узнают много нового о них, но и наводят порядок на прилегающей территории. Хочется надеяться, что и во взрослой жизни, и во время летних каникул наши ученики будут вести себя так же, как и во время подобных акций и подадут хороший пример окружающим.

Таким образом, педагоги должны использовать любые ресурсы, возможности для реализации целей кадетского образования, чтобы наши слова не расходились с действиями. Чтобы к старшим классам сформировать крепкие детские коллективы, чтобы ребята получили разнообразный социальный опыт и, выпустившись из корпуса, смогли и захотели продолжить самообразование, самовоспитание, саморазвитие и стали настоящими людьми в полном смысле этого выражения.