Постановка правой руки и техника освоения гитарных приемов: Тирандо и Апояндо

Разделы: Музыка


При обучении игре на гитаре и освоении двух техник следует заняться постановкой правой руки, положение которой влияет на качество, силу и разнообразие звуков, подвижность пальцев. Ее действия определяют ритм, оттенки и гамму созвучий в целом, которые необходимы для хорошего исполнения.

Точка опоры руки с гитарой будет находиться чуть ниже локтевого сгиба. Предплечье правой руки следует положить всем весом на корпус гитару в самом широком месте. Кисть опущена вниз, должна быть округлой формы и находиться возле резонаторного отверстия (розетки). Запястье правой руки не должно прогибаться в сторону деки и соприкасаться с ним. Также не следует слишком его выгибать в сторону, от гитары. По форме правая рука должна быть похожа на сферу. Все пальцы, за исключением большого находятся вместе, параллельны ладам и порожкам, а линии суставов должны быть параллельны струнам. Кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находятся на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец находится возле басовых струн, в стороне от остальных пальцев. Он словно продолжает линию грифа. Нужно помнить, что при извлечении звука, кисть должна быть неподвижна – работают только суставы пальцев. Каждый палец, кроме большого имеет три сустава: первый сустав соединяет пальцы с ладонью, второй расположен посередине пальца, третий - близко к ногтю. Между суставами и на кончиках пальцев находятся фаланги. Большой палец имеет две фаланги, а остальные пальцы – по три фаланги. Благодаря скреплению фаланг, пальцы двигаются с одинаковой легкостью на всех струнах, при это сохраняют независимое движение кисти.

Рассмотрим обозначения пальцев правой руки. Они имеют испанские названия: p (putgar) – большой, i (index) - указательный, m (medium) - средний, a (anular) - безымянный, e (extremo) - мизинец. Мизинец используется крайне редко, при игре в испанском стиле фламенко или в некоторых сложных ритмах. На правой руке желательно наличие ногтей, длина которых подбирается под индивидуальные особенности руки и в зависимости от строения подушечки пальца. Ногти должны выступать на 1-1,5 мм. над подушечками, иметь округлую форму. Удар по струнам будет производиться кончиком подушечки пальца, от чего струна будет соскальзывать на ноготь. Очень длинные ногти могут негативно отражаться на качестве звука.

Допустимо использование безногтевого способа игры на гитаре. Удар по струнам будет производиться только подушечками пальцев.

На гитаре существует два основных типа звукоизвлечения: Тирандо – щипок без опоры и Апояндо – щипок с опорой. (Рис. 1).

Рис. 1

Как правило основным приемом является тирандо (в нотах обозначается знаком V), в то время, как апояндо (нотное обозначение /\) – это особый, хотя весьма распространенный прием, с ограниченными условиями применения.

Первоначально следует изучить прием Тирандо, так как он наиболее удобен и активно используется при игре аккордов, переборов, созвучий. Как ранее уже было сказано, тирандо – это прием игры, при котором пальцы правой руки после извлечения звука не касаются соседних струн. Само слово тирандо испанского происхождения в переводе звучит, как “дергать” или “без опоры”. При отработки данного приема большой палец правой руки следует опереть на басовую струну. Указательный палец извлекает струну по направлению к деке гитары. После этого струна звучит без заглушения до полного затухания. (Рис.  2). Не следует дергать струну снизу вверх. Извлекать звук нужно только кончиком пальца. Осваивая данный прием не нужно спешить, а внимательно контролировать действие каждого пальца, извлекающего звук. Отрабатывать данный прием следует, чередуя указательный и средний пальцы: i m на первой струне – ми. (Рис.   3). Также можно чередовать последующие пальцы: средний-безымянный: m a. Это упражнение нужно повторять на каждой струне, за исключением шестой, так как после извлечения звука не предоставляется естественной опоры.

Рис. 2

Рис. 3

Техника исполнения тирандо большим пальцем. (Рис. 4). Указательный палец следует зафиксировать на первой струне. Большой палец будет слегка продавливать шестую струну вниз, по направлению к деке, мягко соскальзывать с нее благодаря активному (пястному) суставу. После удара по струне большой палец круговым движением возвращается в исходное положение. Если посмотреть сверху на правую руку, то между большим и указательным пальцем будет перекрещивание.

Рис. 4

Упражнение следует играть на трех басовых струнах от шестой к четвертой по четыре звука под счет. Важно следить за ритмичностью и неторопливостью при отработке данного упражнения.

Тренируя данный прием, прежде всего нужно следить, чтобы палец не прикасался к струне, которая звучит в данный момент, тем самым не заглушая ее.

В следующем этапе тренировки пальцы будут в определенном порядке извлекать звуки. Указательный по третьей струне, средний по второй, безымянный по первой. (Рис.  5). При проигрывании упражнения большой палец должен лежать неподвижно на 6 или 5 струнах.

Когда пальцы привыкнут к правильному звукоизвлечению, можно усложнить задание. Извлекать одновременно два, а затем три звука, которые будут называться – аккорд. Расположение пальцев остается неизменным. Это аккордовая позиция, которая активно применяется при изучении как песенного, так и классического репертуара. Извлекая одновременно несколько звуков, следить за одинаковой громкостью и синхронностью. (Рис.  6).

После тренировки данной техники, можно добавить большой палец правой руки. Действие будет поочередным: бас-аккорд, бас-аккорд. Данное упражнение можно усложнить, сыграв бас вместе с аккордом, где будут одновременно звучать четыре струны.

Прием Апояндо чаще всего применяется при исполнении одноголосных мелодий. Важно понимать, что при игре тирандо палец извлекает звук без дальнейшей опоры на соседние струны. При игре апояндо, извлекая звук, палец опирается на соседнюю струну. При смене этих двух приемов движение кисти должно быть незаметным.

Большой палец правой руки следует расположить на четвертой струне, чтобы создать точку контакта для кисти. Извлечение звука будет производиться указательным пальцем. Можно разделить на четыре этапа: 1. Кончик указательного пальца касается струны (первой). Касание легкое. В результате сгибания последней фаланги и легкого нажатия, струна отклоняется от своего исходного положения и продавливается немного к деке. Струна соскальзывает с пальца, который в свою очередь останавливается на соседней струне, предоставляя руке точку опоры. Освобожденная струна при этом начинает звучать. (Рис. 7). Данное упражнение следует повторить со средним и безымянным пальцами. Поставить средний (безымянный) палец на первую струну, немного надавив на нее по направлению к деке, легко соскользнуть ко второй струне. После отработки приема апояндо всеми пальцами, следует повторить то же самое упражнение попеременно – сперва указательным, затем средним пальцами. Не нужно спешить и пытаться извлечь громкий звук. В процессе можно отработать упражнение чередованием разных пальцевых сочетаний: указательный-безымянный, средний-безымянный и др. Важно помнить, что прием апояндо основан не чередовании пальцев.

Рис. 7

Важно следить за тем, что пальцы не прогибались в суставах. (Рис. 8).

Рис. 8

При отработке двух техник: тирандо и апояндо не следует выбирать быстрые темпы при проигрывании упражнений. Только после уверенной игры и освоения приема, можно постепенно набирать скорость. В работе добиваться качественного звучания каждого извлекаемого звука, не допускать дребезжания струны. Упражнения могут варьироваться, чтобы процесс не становился однообразным, формальным. Самое большое внимание должно быть сосредоточено на достижении независимости пальцев, без участия остальной кисти и самой руки.

Литература:

  1. Чавычалов А. А. “Азбука игры на гитаре”. Феникс, 2014 г.
  2. Пухоль Э. “Школа игры на шестиструнной гитаре. Советский композитор, 1983 г.
  3. Брайд Д. “Классическая гитара: самоучитель-справочник”. Фениск, 2011 г.
  4. Дункан Ч. “Искусство игры на классической гитаре”. Музыка, 1988 г.