Рабочая программа «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития речи IV уровня речевого развития у детей 7-го года жизни в условиях логопункта»

Разделы: Логопедия


Структура программы

1. Пояснительная записка

1.1. Цели программы

1.2. Задачи коррекционного обучения

1.3. Принципы формирования программы

1.4.Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

1.5 Характеристика речи воспитанников с общим недоразвитием речи четвёртого уровня речевого развития

2. Особенности организации образовательного процесса

2.1. Сроки освоения программы

2.2. Виды логопедических занятий

2.3. Цели логопедических занятий

2.4. Периоды обучения

2.5. Содержание логопедической работы

2.6. Планируемые результаты

2.7. Мониторинг

2.8. Примерное перспективное планирование коррекционной работы

3. Учебно-методическое обеспечение

3.1. Нормативно-правовые документы

3.2. Специальная и методическая литература

1. Пояснительная записка

Утвержденный Приказом № 1155 от 17.10. 2013 г. Министерства образования и науки РФ ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государствен-ным образовательным стандартом дошкольного образования, Законом Российской Федерации “Об образовании”, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содер-жанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разра-ботками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона РФ “Об образовании”: “... содер-жание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образо-вательной программой…”

Рабочая программа “Коррекция фонетического недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития речи IV уровня речевого развития у детей 7-го года жизни в условиях логопункта” в соответствии с ФГОС ДО раздел III пункт 3.2.7. разработана на основе адаптированных основных образовательных программ:

- “Коррекция речевых нарушений. Программа логопедической работы по преодолению фонетического недоразвития у детей” под редакцией Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.;

- “Коррекция речевых нарушений. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” под редакцией Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.;

- “Коррекция речевых нарушений. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития IV уровня речевого развития у детей” под редакцией Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. с учётом “Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № __”.

Данная рабочая программа представляет собой одногодичную систему коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими фонетическое недоразвитие речи (ФНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); общее недоразвитие речи IV уровня речевого развития, посещающими подготовительные группы общеразвивающей направленности.

1.1. Целями программы являются:

  • Учет индивидуальных особенностей и потребностей детей с ФНР, ФФНР, ОНР IV у.р.р
  • Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.
  • Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.

в соответствии с ФГОС ДО раздел III пункт 3.2.2.

  • Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

в соответствии с ФГОС ДО раздел III пункт 3.1.

1.2. Основные задачи коррекционного обучения:

  • Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
  • Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
  • Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
  • Развитие навыков связной речи дошкольников.
  • Развитие коммуникативности и успешности в общении.
  • Развитие общей и мелкой моторики, формирование графо-моторных навыков, ручной умелости.

1.3. Принципы формирования программы:

  • Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • Принцип интеграции усилий специалистов и семей воспитанников;
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям воспитанников;
  • Принцип систематичности и взаимосвязи учебных материалов;
  • Принцип постепенности подачи учебного материала.

1.4. Характеристика речи воспитанников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи воспитанника с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи, но нередко нарушаются просодические компоненты речи. Также отмечается некоторая бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи.

1.5. Характеристика речи воспитанников с ОНР IV уровня речевого развития

К ОНР IV уровня речевого развития (ОНР IV у.р.р.) отнесены воспитанники с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для воспитанников данного уровня речевого развития типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Процесс фонемообразования выражается в незавершённости формирования звуко-слоговой структуры, смешении звуков, в низком уровне дифференцированного восприятия фонем

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи, недоразвитие словообразовательных процессов, трудности в образовании и правильном использовании предложных конструкций с предлогами и без предлогов, подборе синонимических и антонимических пар, в работе со словами в переносном значении, многозначными словами.

Коррекционно-воспитательная работа с воспитанниками с ФФН, ОНР IV у.р.р строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта, функционирования дошкольных логопедический пунктов в условиях Крайнего Севера показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПиНами (п.2.12.7)

В соответствии с СанПиНами продолжительность занятий с воспитанниками 7-го года жизни не более 30 минут.

2. Особенности организации образовательного процесса

2.1. Нормативный срок освоения данной программы - один год. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей воспитанников с ФФН, ОНР IV у.р.р. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания воспитанников в условиях логопункта и выраженности недостатков развития речи. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

2.2. Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:

  • подгрупповые занятия по грамоте, формированию лексико-грамматических категорий;
  • индивидуальные занятия по коррекции дефектов звукопроизношения, дифференцированию звуков;
  • занятия в подвижных микрогруппах. 

2.3. Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы на занятиях. Воспитанники должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.

Подгрупповое занятие по грамоте проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Каждое подгрупповое занятие решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.

Продолжительность индивидуального занятия составляет от 10 до 30 минут у детей 7-го года жизни

Цели и содержание занятий в подвижных микрогруппах  варьируются в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников, что отражено в индивидуальных планах работы каждого воспитанника.

Для занятий в подвижных микрогруппах объединяются воспитанники, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Учитель-логопед может организовать как простой диалог для тренировки произносительных навыков, так и упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Также, на занятиях в подвижных микрогруппах может происходить работа по развитию связной речи, фонематического слуха, формированию фонематического восприятия, закрепление лексико – грамматических категорий. Целесообразно регулярно перегруппировывать воспитанников с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с воспитанниками. Состав подвижных микрогрупп составляют, как правило, 2 - 3 человека. Продолжительность занятий в подвижных микрогруппах  составляет 10-20 минут.

Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

Подгрупповые, индивидуальные и занятия в подвижных микрогруппах  проводятся как в дневное, так и в вечернее время.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями воспитанников.

Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушений речевого развития. Подгрупповые занятия проводятся:

  • с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи 4 уровня, - не менее 2 раз в неделю;
  • с воспитанниками, имеющими фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи, - не менее 2 раз в неделю;
  • с воспитанниками, имеющими фонетические дефекты, - не менее 1 раза в неделю;

Срок коррекционного обучения ребенка в логопункте зависит от степени сложности дефекта, индивидуально-личностных особенностей ребенка и составляет:

  • 6 месяцев – для воспитанников с фонетическим дефектом (ФН,)
  • более 6 месяцев – для воспитанников с фонетическим дефектом (ФН), осложненным дизартрическим компонентом;
  • 9 месяцев – для воспитанников с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
  • 1 – 2 года – для воспитанников с различными формами речевой патологии (ОНР IV у.р.р., дизартрия).

2.4. Планирование коррекционной работы разделено на периоды обучения:

В первую половину сентября проводится обследование воспитанников, заполнение речевых карт, оформление документации.

Для воспитанников 7-го года жизни выделяются 2 периода обучения:

  • 1 период – 2-я половина сентября – октябрь – ноябрь – декабрь (16 недель – 32 занятия)
  • 2 период – январь – февраль – март – апрель – май (19 недель – 38 занятий)

2.5. Содержание логопедической работы с воспитанниками 7-го года жизни, с диагнозами ФНР, ФФНР, ОНР IV у.р.р. Приложение 1

2.6. Планируемые результаты Приложение 2

2.7. Мониторинг Приложение 3

2.8. Примерное перспективное планирование коррекционной работы с детьми 7-го года жизни с ФНР, ФФНР, ОНР IV у.р.р. Приложение 4

3. Учебно-методическое обеспечение

3.1. Нормативно-правовые документы

3.2. Специальная и методическая литература Приложение 5