Нравственное воспитание младших школьников (из личного опыта)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Дополнительное образование


К.Д. Ушинский писал: “Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания”.

Организация проектной деятельности во 2 “В” классе школы № 1474 Ситуация, которая сложилась в классе, выглядела следующим образом: дети в классе разновозрастные – 7–9 лет, а одна девочка, по семейным обстоятельствам, пошла во 2-й класс в 10 лет. Отсутствовала сплоченная дружба между детьми. Было замечено проявление жестокости среди учеников.

Так как у нас в школе работает очень много различных кружков, я, как учитель, выявила чем интересно заниматься каждому ребенку и стала записывать их в разные кружки.

Через некоторое время многим детям стало неинтересно заниматься в кружках. Я поняла, что дети не могут реализовать свои творческие возможности — нет выхода “на публику”.

В наш 2-й класс “В” ходят шефы из 6-го “В” с различными мероприятиями: проводят классные часы, помогают в оформлении стенгазет, организовывают конкурсы. Однажды, между мной и моими учениками произошел такой разговор.

- Елена Юрьевна, можно мы тоже будем шефами в 1-м классе “В”?

- У них уже есть шефы из пятых классов.

- А вот у малышей в детском саде нет.

Так зародился совместный проект взрослых и детей, по ходу реализации которого воспитывающий взрослый передает детям средства и способы проектной деятельности, создавая при этом условия для максимального проявления детской активности, самостоятельности, инициативности, творчества.

Замысел решения проблемы был следующим: посетить детский сад с концертной программой, в ходе которой раздать дошколятам подарки, сделанные собственноручно. Дети, занимающиеся в кружках бисероплетения “Умелые руки”, сделали красивые сувениры. Другие дети принесли подарки, сделанные дома с помощью родителей.

В классе была создана инициативная группа, которая наметила программу концерта. Дети из ГПД вместе с воспитателем договорились с администрацией детского сада о проведении данного мероприятия. Начались долгие репетиции. Наши шефы тоже помогали нам. Костюмы для танцевальных номеров помогали шить родители.

Работа над этим проектом разделяется на пять задач.

1. Реализация по этапам.

  1. Поиск материала (стихи, сценки и т.д.), интересного для малышей
  2. Сбор и анализ/выдвинутых учениками предложении.
  3. Разработка содержания концерта (программа концерта).
  4. Поиск материала для изготовления подарков.
  5. Организация родителей для помощи в изготовлении костюмов для танцевальных номеров.
  6. Репетиции концертных номеров
  7. Генеральная репетиция.
  8. Договор с администрацией детского сада о проведении мероприятия.

2. Организация решения проблемы.

  • Проведение классных часов, на которых обсуждаются современные проблемы, как их видят дети (например, какие фильмы показывают по телевидению и какие фильмы хотят смотреть
  • Организация и проведение поездки в цирк, после которой дети высказывают свои впечатления об увиденном.
  • Чтение детской художественной литературы (Н. Носова, В. Осеевой), в которых раскрываются понятия доброты, помощи, взаимовыручки.

Высоко оценивает роль этических бесед А.С. Макаренко. “Я помню, – говорил он, – как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе”.

3. Педагогическая проблема.

  • Воспитание в детях заботы о младших.
  • Выработка во всех учениках класса ответственности каждого перед каждым, а также создание дружеской, теплой (домашней) атмосферы как в стенах школы, так и вне её.
  • Снижение жестокости, населяемое современным телевидением, посредством создания самими детьми добрых игрушек, придумыванием различных сценок в небольших концертах с последующими выступлениями в дошкольных и других учреждениях.

4. Результаты и последствия.

Самовыражение детей.

В результате проведенного мероприятия выяснилось, что в классе есть дети, способные стать сценаристами.

После обсуждения итогов концерта, выяснилось, что ученики класса загорелись идеей проведения подобных мероприятий в большем объеме (в собственной школе, в домах престарелых домах-интернатах и т.д.).

5. Проектная идея.

  • Помощь учителя детям в создании единого коллектива, способного на принятие самостоятельных творческих идей.
  • Создание с помощью костяка класса (хореографического ансамбля “Солнышко”) выступления всех без исключения учеников класса перед малышами детского сада.
  • Организация и помощь ученикам в изготовлении подарков для малышей.

В результате работы над этим проектом я, как учитель, заметила перемены, произошедшие среди учащихся, они овладели навыками контроля и оценки своей деятельности, могли справиться с трудностями, оценивали свои достижения в этой деятельности с точки зрения нравственных и эстетических ценностей ценностей. А главное то, что они уже немного умеют согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками.