Интеллектуальная игра-историческое лото "Древний мир". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


За основу игры – лото была взята старая, детская настольная игра “географическое лото”, в моем далёком детстве мы с удовольствием играли всей семьей. Через игру ребенок лучше усваивает учебный материал, так как игра – это часть его жизненного опыта. По нашему предмету история, особенно много необходимо запомнить: даты, личности, события, факты, географические названия, термины, понятия. Проведя такие игры, учитель учитывает не только будущие интересы ученика, но и удовлетворяет сегодняшние. Организуя учебную деятельность в форме игры, учитель исходит из естественных потребностей ребенка, а не только из своих профессиональных соображений, удобства, и целесообразности.

Игры, я использую в начале четверти, с самых первых уроков для повышения мотивации изучения нового предмета история для 5-х классов. Это во – первых, а во вторых – проверяю общий уровень знаний по истории, так как в начальной школе по предметам “окружающий мир” и ОРКСЭ проходят некоторые темы по истории, истории религии. При игре выявляются активные дети, более заинтересованные в изучении предмета. Затем, в процессе изучения и накопления некоторых знаний по предмету предлагаю игру в конце четверти, как один из возможных вариантов закрепления и контроля знаний. И так, в течении учебного процесса можно играть по 5-8 раз, что приводит детей в восторг от игры. Данный вид деятельности на уроке способствует развитию внимания, памяти и главное, не утомляет детей. Я на практике убедилась, что игра – лото с интересом проходит во всех классах, которых я обучаю.

Первые игры – лото я составляла самостоятельно, используя картины и иллюстрации старых учебников, затем стала подключать к работе учащихся более старшего звена: компьютерную вёрстку, подбор картин, иллюстраций, составления вопросов. И вот, окончательный вариант, более удобный для работы представляю вашему вниманию, дорогие коллеги.

Интеллектуальная игра – историческое лото “Древний мир”, предназначен для учащихся 5-х классов, обучающихся по учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкой, издательства “Просвещение”. Карты – планшеты с иллюстрациями, картинами, с ответами составлены по количеству обучающихся в классе – 20 карт. Каждая карта имеет 6 полей по различным аспектам истории:

  1. Государство, местность
  2. Даты
  3. Личности, персоналии
  4. Понятия, термины
  5. Мифические герои
  6. Культура

Все задания распределены по всему курсу истории древнего мира, в случайном порядке, не по хронологии, не по темам, т.е. когда играем в начале учебного года, для детей могут попасться незнакомые им вопросы, но работа облегчена тем, что на картах – планшетах даны ответы и вопросы, так что детям приходится только найти и прочитать ответ. Все карты пронумерованы, однако при игре эти цифры ничего не значат для детей, так как это сделано для удобства учителя, техническая сторона игры. Важно знать и найти правильный ответ и громко прочитать.

На уроке учащимся раздаются карты – планшеты (игровое поле) с иллюстрациями, если в классе мало учащихся, то каждому, а если класс большой, то на парту, значит будет парная работа. Учитель перемешивает карточки с вопросами, пронумерованными в соответствии с иллюстрациями на картах - планшетах и в любом порядке читает вопросы, можно взять в помощники ученика хорошо читающего вслух, попеременно с учителем читать вопросы, так как нагрузка на голосовые связки бывает очень большая. Учащиеся ищут ответ на своих картах-планшетах, отвечают на вопрос, если ответ верный, то получают карточку с вопросом и закрывают свое определенное поле, а если ответ неверный, карточка откладывается. Иногда я даю черную фишку за неверный ответ, за угадывание ответа, тем самым страхую себя и класс от шума и гама, тогда ребята воздерживаются от выкриков неправильных ответов. Также, даю возможность называть ответ без карты – планшета, тогда они получают дополнительную золотую фишку, что оценивается гораздо выше, чем ответ находить на своих картах – планшетах. Цель игры для ребят – закрыть карточками иллюстрации в своих картах - планшетах (игровое поле) лото. Те, кому не удалось пополнить свои карты лото, имеют пробелы в знаниях или были невнимательны при игре.

Цели игры:

  • Образовательная: обобщение и систематизация знаний учащихся по истории Древнего мира, запоминание ключевых дат, терминов, понятий, исторических личностей, персоналий, мифических героев, культуру древности, углубить и закрепить знания по истории, способствовать формированию ключевых компетенций.
  • Развивающая: стимулировать интерес к предмету “История”, стремление к получению новых знаний, развивать навыки работы в паре, способствовать развитию понятийного аппарата и монологической речи.
  • Воспитательная: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету “история”, воспитывать уверенность в собственных силах, чувства сопереживания, и способствовать формированию здорового соперничества

Планируемые результаты:

  • Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества для миропонимания и познания современного общества, способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
  • Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Целевая аудитория: учащиеся 5-го класса, для повторения можно в 6-х классах провести игру, в начале учебного года.

Оборудование:

  • Настольные карты – планшеты с иллюстрациями по количеству учащихся;
  • Карточки с вопросами;
  • Золотые (цветные) фишки для поощрения дополнительных ответов;
  • Черные фишки для выкрикивающих неправильные ответы;

Методы: словесный, наглядный, практический.

Порядок игры:

  1. В начале урока раздаются карты – планшеты с иллюстрациями и ответами, пока раздаются карты (игровое поле) дети должны изучить содержание карты, чтобы определиться с ответами. Если классе много учеников, то можно раздать карты - планшеты на парту, значит будет парная работа. А так индивидуально на каждого, даже по несколько карт – планшетов.
  2. Ведущие (учитель и ученик(ца) по очереди медленно читают вопрос, перемешивая карточки с вопросами, четко называя к какому направлению вопрос относится (например, исторические личности: последний ассирийский царь? Ответ - Ашшурбанапал );
  3. Учащиеся как можно быстрее находят на своих игровых полях с иллюстрациями и громко отвечают.
  4. Ведущий, если ответ правильный передает карточку с вопросам ответившему, которым он должен закрыть свое конкретное поле (государство, дату, личность и т.д.);
  5. Если дали неправильный ответ, передается черная фишка, тем самым предупреждаются от угадывания ответов, и выявляется слабое место в знаниях. Карточка с ответом остается у ведущего.
  6. Для хорошо знающих историю есть возможность отличиться в этой игре, можно дать ответы без карт-планшетов, или дополнять ответы своих одноклассников интересными фактами, за что они поощряются золотыми (цветными) фишками.
  7. В конце игры подсчитываются дополнительные золотые и черные фишки, уточняются, что знают (не знают) ученики и выставляются оценки, в основном только положительные.
  8. Задача ребят – закрыть как можно больше ячеек в своих игровых полях, картах-планшетах и набрать большее количество золотых фишек.

Настольная игра – историческое лото “Древний мир” для учащихся 5-х классов дает возможность не только проверить усвоение изученного материала и контроль знаний, но и развивает внимание и память детей, образное ассоциативное мышление, вызывает активный интерес к изучению предмета, в классе создается атмосфера радости и непринужденности, начинают говорить очень застенчивые дети, у них появляется уверенность в собственных силах.

Прилагаю образец исторического лото “Древний мир” к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой.

Карта – планшет с иллюстрациями, вопросами и ответами.

Государства 1

“ЗЕМЛЯ АТТИКИ” - “Рабыня получившая свободу”

Даты 2

 

II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ДО Н.Э.

 

- возникновение первых государств в Китае и Греции

Личности, персоналии 3

АШШУРБАНАПАЛ – Последний царь Ассирии

Понятия, термины 4

БРАХМАНЫ – Жрецы, знать Индии

Мифические герои 5

БОГИНЯ ВЕСТА – Богиня огня и домашнего очага

Культура 6

 

 

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ –

 

 

Измерение времени в древности, откуда произошло выражение “время утекло”

Карточки с вопросами, необходимо вырезать.

1 Государство

Солон в стихах называл её “Рабыня получившая свободу”

Земля Аттики

2 даты

Возникновение первых государств в Китае и Греции

2 тыс.до н.э.

3 личности

Ашшурбанапал

Последний ассирийский царь

4 понятия, термины

Брахманы –

Жрецы, знать

Индии

5 миф.герои

Богиня Веста

 

Богиня огня и домашнего очага

6 Культура

Измерение времени в древности, выражение “время утекло”

Водяные часы

7 государство

Священная благодатная земля евреев

Палестина

8 даты

Первые олимпийские игры в Древней Греции

776 г.до н.э.

9 личности

Царь Ашока –

Царь Индии, объединивший в единое государство в 3 в до н.э.

10 понятия, терм

Диктатор –

Не обязанный отчитываться ни перед кем

Использованная литература:

  1. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2014.
  2. Вагу М.В. “Историческое лото”. Методическая разработка по истории. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  3. Бугаенко Е.Г. Историческое лото. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.