Индивидуальное занятие по автоматизации звука [л] на тему "Крош и его друзья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: автоматизация звука [ Л] в словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать и обогащать словарный запас;
  • закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; существительных множественного числа родительного падежа;

Коррекционно-развивающие:

  • уточнять артикуляцию и закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, фразах;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать связную речи;
  • развивать дыхание, мелкую моторику и артикуляционный праксис;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • совершенствовать процессы внимания и памяти;

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества: отзывчивость, доброту, дружелюбие;
  • формировать умение преодолевать трудности;
  • формировать самоконтроль за речью.

Оборудование:

  • картинки с изображением героев мультика “Смешарики”;
  • игра с прищепками “Солнышко”;
  • кубок чемпиона из плотной бумаги;
  • миска с фасолью, в которой спрятаны маленькие фигурки животных для игры в песке;
  • картинки слов со звуком Л в названиях, приклеенные на пластмассовые крышки от молочных бутылок;
  • дидактические настольные игры “Рыбалка” и “Сокровища”;
  • игрушки: самолет, мяч.

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика “Смешарики”.

Посмотри, какой сегодня грустный Крош! (Логопед показывает ребенку картинку с изображением грустного Кроша) Что случилось? И Пин очень удивился, когда увидел кролика таким:

- Что с тобой, Крош? Почему ты такой грустный? (Логопед показывает ребенку картинку с изображением Пина)

- У меня кончились все интересные дела. Поэтому я грущу.

- Не надо грустить, - сказал Пин, - пойдем к нашим друзьям, когда ты с друзьями, всегда найдутся интересные дела!

Прогулка обещает быть долгой, поэтому сначала нужно набраться сил. Давай сделаем зарядку, чтобы стать сильными и ловкими. А зарядку мы будем делать со Смешариками.

Ребенок под контролем логопеда выполняет следующие артикуляционные упражнения:

  • Улыбка
  • Трубочка
  • Заборчик
  • Окошечко
  • Улыбка – трубочка
  • Заборчик – окошечко
  • Часики
  • Качели
  • Лопата
  • Футбол
  • Вкусное варенье
  • Почистим зубки
  • Чашечка

Основная часть занятия.

А теперь садимся в самолет Пина и полетели: “Л-л-л-л-л-л!” (Ребенок бежит по кругу с самолетом в руках и гудит)

Игра с прищепками “Солнышко” (автоматизация звука Л в слогах)

Мы прилетели в гости к Барашу. Барашу очень нравится Нюша. Чтобы у нее всегда было хорошее настроение, Бараш смастерил солнышко. Мне кажется, что солнышко получилось у Бараша не совсем правильное. (Логопед дает ребенку картонное солнышко, со снятыми с него лучами – прищепками.) Чего не хватает? (Лучиков). Поможем Барашу, доделаем солнышко?

Чтобы получить прищепку и превратить ее в лучик, правильно повторяй за мной слоги:

Ла-ла-ло ло-ло-ла лу-лу-ла лы-лы-ла
Ла-ла-лу ло-ло-лу лу-лу-ло лы-лы-ло
Ла-ла-лы ло-ло-лы лу-лу-лы лы-лы-лу

Полетели дальше: “Л-л-л-л-л-л!” (Ребенок бежит по кругу с самолетом в руках и гудит)

Мы прилетели в гости к Ежику. Чтобы порадовать Кроша, Ежик решил устроить гонки на машинах. Мы поедем вместе с ним и Крошем. Сначала нужно узнать, какая награда ждет победителя гонки. Награда спрятана в песке. Дуй на песок и ты ее увидишь. (Ребенок надевает солнечные очки, чтобы песчинки не попали в глаза и дует. Под тонким слоем песка находится картинка с изображением кубка.) Игра на песке “Гонки” (автоматизация звука Л в словах)

На поверхности песочницы выкладывается прямая или извилистая дорожка, (“гоночный трек”) которая состоит из пробок от молочных бутылок, на которые наклеены картинки слов со звуком Л. Логопед показывает ребенку пробку и если малыш правильно произносит слово, которое там нарисовано , то он получает пробку и кладет ее на песок. На финише победителя ждет кубок. Игроки выбирают для себя машинки, на которых поедут по “треку”. Они поочередно бросают игральный кубик и, в соответствии с его указаниями, передвигают машинки по пробкам, четко называя картинки. Если отрабатываемый звук назван не правильно, машинка не двигается! Если игрок остановился на пробке белого цвета (все остальные пробки красные), то он должен закрыть глаза и придумать 3 слова со звуком Л. Побеждает игрок, первым доехавший до финиша.

Полетели дальше: “Л-л-л-л-л-л!” (Ребенок бежит по кругу с самолетом в руках и гудит)

Мы прилетели в гости к Кар-Карычу. Кар-Карыч знаменитый путешественник. Он приглашает нас отправиться на поиски сокровищ!

Настольная игра “Сокровища” (автоматизация звука Л в словах, предложениях)

Ход игры: картинки со звуком Л раскладываются рубашками вверх. Сверху на них кладутся тени. Ребенок должен узнать предмет по тени, поднять ее вместе с нижней картинкой и назвать, что ему попалось: “Мне попалась ложка”, следующий игрок ищет тень от ложки и смотрит, что под ней. Кому попадется клад (волшебный колокольчик) – тот победитель.

Полетели дальше: “Л-л-л-л-л-л!” (Ребенок бежит по кругу с самолетом в руках и гудит)

Мы прилетели в гости к Копатычу. Сегодня Копатыч собрался идти на рыбалку. Он зовет нас с собой.

Настольная игра “Рыбалка” (автоматизация звука Л в словах, предложениях)

Ход игры. Ребенку предлагается ловить рыбок (предметные картинки) удочкой с магнитом. После того как рыбка поймана, ребенок должен правильно назвать слово, которое изображено на пойманной картинке и составить с ним предложение: “Я поймала акулу. Я поймала ложку.” После того как все “рыбы” будут пойманы, они убираются, ребенок должен перечислить весь свой “улов”.

Полетели дальше: “Л-л-л-л-л-л!” (Ребенок бежит по кругу с самолетом в руках и гудит)

Мы прилетели в гости к Нюше. Нюша готовится принять участие в конкурсе красоты. Для этого ей нужно научиться красиво танцевать. Давай покажем ей несколько движений.

Физкультминутка с элементами логоритмики.

Логопед и ребенок под музыку совершают движения: хлопают в ладоши, топают одной ногой, качают головой, наклоняют туловище в сторону, при этом ритмично проговаривают слова со звуком Л.

Полетели дальше: “Л-л-л-л-л-л!” (Ребенок бежит по кругу с самолетом в руках и гудит)

Мы прилетели в гости к Лосяшу. Лосяш – ученый. Он создал очень интересный прибор, под названием “Уменьшитель” и предлагает тебе и Крошу испытать его.

Игра с мячом (автоматизация звука Л в словах, предложениях, развитие грамматического строя речи).

Логопед бросает ребенку мяч и произносит фразу. Ребенок должен поймать мяч и изменить фразу, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы (уменьшить предмет)

  • голубое платье – голубенькое платьице;
  • сладкое яблоко – сладенькое яблочко;
  • милая кукла – миленькая куколка;
  • белый платок – беленький платочек;
  • молодая елка – молоденькая елочка;
  • голубое облако – голубенькое облачко;
  • гладкие волосы – гладенькие волосики;
  • голодная лошадь – голодненькая лошадка.

Полетели дальше: “Л-л-л-л-л-л!” (Ребенок бежит по кругу с самолетом в руках и гудит)

Мы прилетели в гости к Совунье. Совунья собралась варить фасолевый суп, но вдруг заметила, что в ее фасоли присутствуют какие-то посторонние предметы. Вы с Крошем должны их найти. Доставай из фасоли фигурки и называй их.

Работа в пальчиковом бассейне. (автоматизация звука Л в словах, предложениях). Совунья вспомнила, что эти предметы забыла у нее подруга – сова Лола. Помоги Совунье вспомнить, что Лола делала с этими предметами. Например: “Лола ела ложкой. Лола видела акулу.” Правильно произноси звук Л!

Подведение итогов занятия.

Посмотри на Кроша. Какой он сейчас: грустный или веселый? Почему он стал веселым? (Потому что навестил своих друзей, поиграл с ними, кому-то из них помог.) Какой звук мы сегодня тренировали? Сегодня ты очень хорошо занималась и получаешь в подарок наклейку.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Лебедева Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль. Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М., Вентана – Граф, 2015
  2. Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения. СПб., 2005
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М., 2001
  4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе. М., 1983