Проектная работа "Наши дети сочиняют сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь 2013 – апрель 2014)

Тип проекта: творческий, групповой

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Обеспечение проекта: аудио и видеозаписи, фотографии, иллюстрации со схемами, игровые атрибуты, методическая литература

Форма проведения итогового мероприятия: презентация

Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет)

 

Цель проекта – воспитание интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей творческой личности, умеющей принимать нестандартные решения и не боящейся этого.

Задачи проекта:

1. Составлять (“сочинять”) свою сказочную историю и “записывать” ее на полоске бумаги символами, используя сказочные персонажи, волшебные действия и другие компоненты сказки.

2. Развивать речеязыковую компетенцию, учить связно, последовательно и безбоязненно излагать свои мысли.

3. Обучать умению рассказывать свою сказку, где символы являются опорными сигналами, а записанная с их помощью сказка – опорным планом.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком по изготовлению и оформлению сборника сказок, обогащению детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.

5. Формировать и развивать творческое воображение, гибкость, подвижность, независимость мышления, т.е. умение находить собственное решение, оригинальные ответы, доказывать свою точку зрения.

6. Активизировать, стимулировать поисково-творческую активность детей путём внедрения приёмов ТРИЗ (синектики).

7. Обучать умению устанавливать ассоциативные связи, находить различные виды аналогий.

8. Учить выделять в предмете, персонаже самое главное и изображать его символом.

9. Обучать детей умению “записывать” текст знакомых сказок символами на полоске бумаги, связывать последовательность действий между собой стрелками.

Ожидаемые результаты по проекту.

  1. Развить языковую способность, творческий потенциал дошкольника, мыслительные процессы путем обучения построению модели сказочного содержания.
  2. Научить детей одному из приёмов ТРИЗа – технологии составления сказок по схемам. Выделять в произведении самое главное, изображать такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести свою сказку, что в будущем при обучении в школе позволит без затруднения составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.
  3. Научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, чувствовать радость и удовольствие от своих маленьких открытий и самостоятельно выполненной работы. Помочь преодолеть застенчивость, замкнутость, робость, научить отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить оригинальные решения.

Этапы работы

Приложение 1

Системная паутинка проекта

1. Познание.

- обучение детей приемам синектики (метода ТРИЗ)

- применение игр и игровых приемов на различные типы аналогий

- занятия по составлению (сочинению) сказок

2.Чтение художественной литературы

- Чтение художественной литературы, развивающей творческое мышление(стихов и сказок)

3. Коммуникация

- Беседы о строении сказок, о характерах сказочных героев, о прогнозировании их поступков и действий в разных сказочных ситуациях

- Обучение детей рассказыванию собственных сказок с помощью опорных сигналов (схем)

4. Социализация

Использование игр и игровых приемов в игровой, бытовой, трудовой деятельности детей

5. Безопасность

- Беседы о добре и зле, о взаимоотношениях сказочных героев,о возможности перенесения сказочных образов, персонажей в реальный мир.

- Характеристика отрицательных качеств героев, исходящей от них опасности, разбор и варианты различных ситуаций.

6. Художественное творчество

- Художественное оформление своих сказок, сборников (рисунки, аппликации, квиллинг, скраб-буккинг и т.д.)

- Выразительное рассказывание своей сказки

- Театральная деятельность (инсценировка сказки)

7. Музыка

Использование музыкальных фрагментов в течение работы над сочинением сказок, их инсценировки.

8. Режимные моменты

Использование игровых приемов ТРИЗ в повседневной жизни детей

9. Взаимоотношения с семьёй

- консультации для родителей

- беседы с родителями по оформлению сочиненных сказок в сборник

- выставка детских сборников сказок

- показ презентации родителям о проделанной работе по проекту.

Игровые приёмы с использованием синектики (метода ТРИЗ) при подготовке к сочинению сказок

Приложение 2 (См. игры)

Сочинение и составление схем сказок с помощью символов.

Приложение 3 (Схемы сказок.)

Условные графические изображения наиболее часто встречающихся в детских историях персонажей и понятий.

Приложение 4 (Графические символы.)

Приложение 5. Консультации для родителей

Приложение 6. Досуг. Тема: “Вечер сказок”.

Сборники сказок, изданные родителями и их детьми – участниками нашего проекта.

Приложение 7. Сборники сказок.